27 января – день смерти Джузеппе Верди

28.01.2016
27 января – день смерти Джузеппе Верди
115 лет назад 27 января 1901 года умер один из величайших композиторов XIX века Джузеппе Верди. Его творчество стало одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.

Джузеппе Фортунино Франческо Верди (10 октября 1813 - 27 января 1901)
Родился семье Карло Джузеппе Верди и Луиджи Уттини в Ле Ронколе – деревне близ города Буссето в департаменте Таро, которая в тот момент была частью Первой Французской империи после присоединения княжеств Парма и Пьяченца.
Отец будущего композитора содержал деревенский трактир, а мать была пряхой. Семья жила бедно, и детство Джузеппе было тяжелым.
Первым на музыкально одаренного мальчика обратил внимание Антонио Барецци – богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он был уверен, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учебы в Буссето.
В восемнадцатилетнем возрасте Джузеппе поехал в Милан, чтобы поступить в Консерваторию (сегодня она носит его имя). Но его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры»; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения. Верди начал брать частные уроки одновременно он посещал оперные спектакли, а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьез подумать о карьере театрального композитора.
8.jpg
Миланская консерватория имени Джузеппе Верди

По возвращении в Буссето, при поддержке все того же Антонио Барецци он дал свое первое публичное выступление в его доме в 1830 году.
Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женится на Маргарите Барецци. Маргарита родила двух детей, но оба ребенка умирают в младенчестве возрасте, а через некоторое от энцефалита скончалась и Маргарита. Верди обожал свою жену и детей, и был опустошен их смертью. Он находит утешение в работе.
1.jpg
Статуя на площади Джузеппе Верди, Буссето

7.jpg
Музей Джузеппе Верди, Буссето

Первая постановка оперы Верди («Оберто, граф Бонифачьо») в миланском театре «Ла Скала» была одобрена критиками, после чего импресарио театра, Бартоломео Мерелли, предложил Верди контракт на написание двух опер.
Всего композитором созданы 26 опер. один реквием и четыре духовные пьесы (лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества - последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».
Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение. Он прочел сценарий, который ему понравился, и согласился написать оперу.
«Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.

Последние годы и смерть

В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.
Опера «Отелло», написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы – данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера (после смерти последнего). Кроме того, под влиянием той же вагнеровской реформы стиль позднего Верди приобрел большую степень речитативности, что придавало опере эффект большей реалистичности, хотя и отпугивало некоторых поклонников традиционной итальянской оперы.
Последняя опера Верди, «Фальстаф», либретто которой Арриго Бойто, либреттист и композитор, написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» развивала манеру «сквозного развития».
21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan» в Милане у Верди случился инсульт. Будучи пораженным параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского, но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным.
4.jpg
Верди на смертном одре

Верди слабел с каждым днем и шесть дней спустя рано утром 27 января 1901 года он умер.
Изначально его похоронили на Монументальном кладбище в Милане.
3.jpg

3-1.jpg
Похороны Верди в Милане 2 февраля 1901 г. (желающие отдать
дань памяти великому композитору даже на деревьях)

Через месяц тело было перенесено в дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.
6.jpg
Часовня дома отдыха музыкантов пенсионеров,
куда был перенесен прах Верди

5.jpg
Могила Джузеппе Верди

2.jpg
Мемориал Верди в Парме

Реквием

«Реквием» – одно из наиболее выдающихся творений Верди и вместе с тем единственное его крупное произведение, не предназначенное для оперного театра.
Повод для его создания - смерть итальянского поэта и писателя Александро Манцони – художника-гражданина, одного из наиболее крупных деятелей итальянского национально-освободительного движения. Верди восторженно любил Манцони и преклонялся перед ним, как перед замечательным писателем и великим человеком, «образцом добродетели и патриотизма».
Верди сообщает в миланский муниципалитет о своем желании посвятить памяти Манцони новое музыкальное произведение. В условиях Италии того времени единственно возможным для этого жанром был реквием (похоронная месса) на традиционный латинский текст.
Впервые «Реквием» Верди был исполнен 22 мая 1874 года, в годовщину смерти Манцони, в Милане, в церкви святого Марка под управлением самого автора и при участии грандиозного хора, оркестра и лучших итальянских певцов. Уже через несколько дней произведение было повторено (причем, с огромным успехом) в миланском оперном театре «Ла Скала», а затем – в Париже, Вене, Петербурге и других городах. И всюду его принимали, бурно аплодируя, требовали повторения отдельных номеров.
Первый крупный раздел «Реквиема» носит название «Покой вечный» и играет роль пролога. В нем выражена основная мысль всего произведения: как бы ни была тяжела потеря и велико горе, жизнь неодолима.
Во втором разделе «День гнева» Верди создает ряд глубоко впечатляющих сцен страданий человека и его борьбы с грозными враждебными силами.
Третий раздел «Господи» – в нем господствует новое настроение: умиротворенного светлого покоя, лирического созерцания.
В четвертом разделе «Свят», своего рода грандиозной и мастерски построенной полифонической пьесе, композитор воспевает пафос созидания, прославляет творческую силу разума.
В пятом разделе «Агнец Божий» Верди создает удивительно привлекательный своим благородством, простотой и нравственной чистотой музыкальный образ.
Шестой раздел «Свет вечный» представляет собой сравнительно небольшую интермедию, подготавливающую грандиозный финал "Реквиема".
Финал, названный «Освободи меня» – величественное музыкальное построение, которое увенчивает все произведение как итог драматического развития.
«Реквием» заканчивается последним мощным подъемом звучности всего оркестра и хора – и просветленным упокоением.
9.jpg
Ноты «Реквиема»

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика