Джованни Боккаччо (16 июня 1313 – 21 декабря 1375)
Появление на свет Джованни Боккаччо окутано дымкой загадочности. Датой рождения называют 1313 год. По одной версии, он родился в Париже от случайной связи флорентийского купца Боккаччино ди Келлино со знатной француженкой чуть ли не королевского происхождения. По другой – местом его рождения является Флоренция или Чертальдо, где у его отца было имение. Точно установлено, что он был внебрачным ребенком.
Начальное образование Джованни получил дома. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, Боккаччино отправил сына в Неаполь – приобретать практический опыт в торгово-финансовых операциях в неаполитанском отделении флорентийского банка Варди, совладельцем которого являлся.
Благодаря знакомству с богатым флорентийцем Никколо Аччайуоли, живущим в то время в Неаполе, Джованни попал в круг молодых аристократов при дворе короля Роберта Анжуйского. Просвещенный монарх слыл гуманистом, и при его дворе одаренный и впечатлительный юноша пристрастился к свободным искусствам – открытой к тому времени античной культуре, поэзии трубадуров, французским фаблио (короткая комическая повесть), поэтам «сладостного нового стиля», к Данте, который станет его кумиром навсегда. Такая праздничная жизнь мало располагала к освоению банковских дел, зато будила поэтические настроения.
Боккаччо при дворе Джованны I Неаполитанской
Боккаччо примкнул к кружку поклонников Петрарки и вскоре познакомился и подружился с самим Петраркой. Приблизительно через десять лет вернулся во Флоренцию и привез с собой несколько законченных рукописей – поэмы «Охота Дианы» и «Несчастные влюбленные», а также эпическую поэму «Тесеида». С 1341 по 1345 год Боккаччо написал «Историю нимф», «Видение влюбленного», «Элегию мадонне Фьяметте» и «Легенду о фьезольской нимфе». Одновременно он пытался поправить собственные дела, находившиеся в плачевном положении после смерти отца и краха банкирского дома Барди; насколько можно судить по немногочисленным сохранившимся сведениям, выбраться из долгов, даже несмотря на громадный успех его самого известного произведения «Декамерон», Боккаччо не удалось.
В 1363 году бедность вынудила Боккаччо покинуть Флоренцию и переселиться в деревню Чертальдо, где находилось имение его отца. В начале 1374 года Боккаччо заболел; летом того же года скончался Петрарка, и эта смерть окончательно произвела огромное впечатление на Боккаччо и окончательно подкосила его. Спустя полтора года он последовал за своим другом. Похоронили Боккаччо во флорентийской церкви святых Микеле и Якопо.
Незадолго до ухода, уже прощаясь со своей «земной оболочкой», Боккаччо сам себе сочинил эпитафию: «Под этим камнем лежат прах и кости Иоанна (под этим именем он был крещен – авт.), душа его предстает Богу, украшенная трудами земной жизни. Отцом его был Боккаччо, родиной – Чертальдо, занятием – священная поэзия».
Когда Джованни Боккаччо «предстал Богу», эта эпитафия появилась на его надгробии, дополненная Салутати (один из родоначальников итальянского гуманизма эпохи Возрождения – авт.). Упрекнув ушедшего поэта за излишнюю скромность, он перечислил важнейшие творения Боккаччо и закончил словами: «Тысячи трудов всенародно славят тебя: никогда ты не будешь забытым». Среди важнейших творений Салутати «забыл» назвать «Декамерон», а ведь благодаря именно этой книге сбылось его пророчество о писателе: «...никогда ты не будешь забытым».
Джованни Боккаччо.
Статуя у дворца Уффици
Для справки:
Возрождение или Ренессанс – имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению (одной из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанной с развитием научной, философской и общественной мысли – авт.). Приходится – в Италии – на начало XIV (повсеместно в Европе - с XV-XVI вв.) – последнюю четверть XVI веков и в некоторых случаях – первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и ее гуманизм (утверждение ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей – авт.) и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение – так и появился термин.