Эльфия Бакулина два года назад взялась за благоустройство старого татарского кладбища, где похоронены ее родственники, когда-то приехавшие из Татарстана
Публикатор: Alsu Yusupova (AlSu)
Текст: Эмин Рамазанов
Фото: Эмин Рамазанов, фото маяка - wikimapia.org/bakuemil
Видео: Эльфия Бакулина
Остров Пираллахи (азерб. «Святыня Аллаха»), известный своей нефтяной промышленностью, расположен в часе езды от столицы Азербайджана
Остров Пираллахи, wikimapia.org
Прежняя дамба и новый мост на остров (фото - president.az)
Сейчас основная добыча нефти осуществляется на буровых платформах в Каспийском море, на острове же можно встретить либо всё ещё работающие, либо заброшенные нефтяные вышки.
Население Артёма, согласно переписи 2012 года, составляет 25—30 тысяч человек. Здесь живут азербайджанцы, лезгины, русские, а также татары.
В 20-30-е годы прошлого столетия в поисках новой, лучшей жизни сюда целыми семьями приезжали из Татарстана.
Жительница поселка Эльфия Бакулина (еще ее называют Алла) в третьем поколении, как здесь говорят, артёмовская. Её бабушка приехала сюда в 1932 году, и так и осталась на Артёме.
Родилась Эльфия в 1957 году, 19 лет проработала оператором по кадровым вопросам в Азизбековском узле в посёлке Мардакян. У неё двое детей, сын живет в России, а дочь с детьми на Артёме.
Эльфия Бакулина
«Наше кладбище существует с тех времен, когда создавался поселок Артём, наверное. Если приглядеться к датам, то тут похоронены люди, рождённые еще в конце 19 века», - указывает на каменную плиту, где имени человека уже не видно, а годы жизни сохранились - 1899-1962.
Здесь на кладбище похоронены татары, лезгины и русские. Лезгинская сторона более «ухоженная», что не скажешь о татарской и русской части. А связано, это с тем, что в начале 90-х 80 процентов населения Артёма из числа татар уехало, так же как и русских. Но их предки остались здесь, и многие из захоронений уже безымянные, надписи затёрты временем, неутихающими ветрами и влажным климатом острова.
Мингазиевы Багаутдин и Бибисара
«Хочу показать могилу моей бабушки - Мингазиева Бибисара, 1901 года рождения. Она из деревни Ямашево Рыбно-Слободского района Татарстана. В 1932 году приехала в поисках хорошей жизни в Артём с семьей, в том числе и с 3-месячной дочерью – моей мамой Софией. Дедушка – Мингазиев Багаутдин, уроженец Башкирии. Папа - Салахудинов Искандер 1928 года рождения тоже из Ямашево. Папина сестра - Бибинур апа. Все с одной деревни. В 32 году они все появились на Артёме.
В Азербайджане тепло, зимы сравнительно теплые, видимо, кто-то приехал, и за ним потянулись другие. Естественно, в деревнях не все были образованные, но, приезжая сюда, они устраивались на работу на Нефтяные камни.
Постепенно люди стали осваивать профессии – нефтяники, врачи, педагоги. Приехавшие в то время с татарских деревень обустроились на Артёме, получили образование, обзавелись жильем, и условия здесь, видимо, были лучше, чем в их родных деревнях», - рассказывает Эльфия.
Итак, дедушка Эльфии - Мингазиев Багаутдин приехал в 1932 году с женой и тремя дочерьми на остров Артём. Он участник ВОВ, дошел до Праги, где был ранен; имеет множество наград.
Салахудиновы Искандер и София
По словам Эльфии, кладбище сегодня единственное в радиусе Баку, где захоронения производят почти бесплатно:
«Мы не берём деньги за эти несчастные 2 м. Деньги берём за омовение тела, копание могилы. Есть малоимущие татары, и мы стараемся войти в положение каждого и по минимуму сократить расходы».
Раньше здесь было просто-напросто старое кладбище. А Эльфия вместе с такими же неравнодушными жителями Артёма решили облагородить его: построили большой бассейн на 6 тонн воды, комнату, где можно омыть тело покойника, беседку, где мулла может прочитать джаназа-намаз (молитва, совершаемая перед погребением тела мусульманина).
Большой вклад в благоустройство территории старого кладбища вносит ещё один "артёмовец" Тимур (он лезгин и, будучи муллой, провожает в последний путь умерших). Тимур посвящает работам на кладбище практически все свои выходные. Он уже заменил водяную линию у бассейна, а еще сажает здесь деревья, чтобы облагородить территорию вокруг.
«В любое время позвони – она никогда не откажет, помогает найти рабочих, обеспечивает транспортом. Мы здесь на Артёме не выделяем, кто русский, кто татарин, кто лезгин. Живем все вместе, друг другу помогаем, но при этом не забываем наши традиции, то, что заложили наши деды».
Сейчас Эльфию заботит ещё одна проблема – это дорога к кладбищу, по грунтовой дороге после дождя здесь не проехать….
Но есть и те, кто никогда не оставит свой остров. Они, как и маяк, построенный напротив Артёма для обеспечения судам безопасного хода между материком и островом, являются его истинными старожилами.
Так и наша героиня уже не мыслит своего существования вне Артёма, здесь ее дочь, внуки, и все это она делает для них. А еще для тех, кто по какой-то причине не может приехать в Азербайджан и навестить могилы предков, а может быть из тех, кто уехал, и чьи деды и отцы похоронены на острове, и самих уже в живых нет…
Эльфия с дочерью и внучками
Общество