Александр Ярошенко: «Могильная правда»

17.11.2020
Александр Ярошенко: «Могильная правда»


Могильная правда / Кладбища чаще и честнее говорят о живых. Я это понял давно. При жизни часто льстят, лгут, недоговаривают. А на погосте все видно, обнажено и безмерно честно. Могила- часто точное зеркало человека. По ней видно, что он завещал, его вкус, его понимание глубокого и настоящего. По захоронению видны душевные грани родных, друзей и близких усопшего. Они ставят памятник, они заботятся о захоронении.  Или не заботятся.



Все фото с сайта  https://www.ampravda.ru/2020/11/16/0100190.html



Кладбища чаще и честнее говорят о живых. Я это понял давно. При жизни часто льстят, лгут, недоговаривают. А на погосте все видно, обнажено и безмерно честно. Могила- часто точное зеркало человека. По ней видно, что он завещал, его вкус, его понимание глубокого и настоящего. По захоронению видны душевные грани родных, друзей и близких усопшего. Они ставят памятник, они заботятся о захоронении.  Или не заботятся.

Стрельченко и Миансарова

Прошелся недавно по актерскому участку Троекуровского кладбища, которое в самом центре Москвы. Его принято считать престижным. Почему актеры? Они люди публичные, у них жизнь и смерть выпуклей и заметней.

Могила Александры Стрельченко, народной артистки, той самой, которая обессмертила  песни  «Какая Марья без Ивана», «Русский вальс». А народные песни она пела без тени подражания, так, как их пел, поет и будет петь народ.



Детей у артистки не было, про родных не знаю. Прошло чуть больше года после ее смерти, а памятник достойный, заметный, яркий. Думаю, такой и хотела ее актерская природа. Состояние могилы певицы — честный срез того, что все она оставила честным и совестливым людям. Не ошиблась.

Надгробие высотой в полтора этажа на могиле Тамары Миансаровой. Той самой, которую обессмертила песня, ставшая гимном жизни — «Пусть всегда будет солнце». Бронзовая, изящная фигурка молодой женщины из шестидесятых годов. Венчает вечный покой артистки бронзовое солнышко.



Доживала свой век Тамара Григорьевна тяжело, болезни, безденежье, бездетность. Пресса писала, что денег не хватало даже на лекарства. А вот после смерти оказалось внимания больше, чем в последние десятилетия жизни. Памятник об этом кричит. Немым криком кричит…

Селезнёв и Караченцов

Могила Геннадия Селезнева, который когда-то был журналистом, потом стал государственным деятелем. Рулил даже государственной Думой. Здесь тоже все зеркально. Строго, тяжело, фундаментально. Дорого и лаконично. И даже на надгробии написано: «Председатель государственной Думы…» И указаны годы-созывы. Которые, по замыслу создателей, были лучшими в его жизни… Все выбито печатным шрифтом.



Черный, строгий памятник на могиле писателя Владимира Войновича. Достойно, лаконично, ни единой виньетки…Фамилия, имя и отчество и даты жизни. Ниже которых только автограф классика. Рядом с надгробием — теплый портрет. Все! Ни одной регалии, ни единой заслуги. Войновичу принадлежит фраза-бритва: «Для человека с опытом какие могут быть авторитеты?». Обладатель которой по-другому распорядиться просто не мог.



Вечный покой актрисы Веры Глаголевой напоминает полумавзолей. Белый, воздушный, легкий. Все там дорого и светло.



Игорь Кваша. Интеллигентно, достойно и философично. Заметен почерк «Современника». Почерк еще тех времен, когда театр справедливо назывался лабораторией.



Захоронение Николая Караченцова тонет в алых розах. На большом черном мраморе он застыл цветущим графом Резановым из известной оперы «Юнона и Авось». Сексуальный, манящий, он замер в том самом расцвете, когда любил и влюблялся, и когда об него разбивались миллионы женских сердец. Видно издалека — здесь похоронен Артист!



Строгий камень, на котором такой же строгий православный крест. Под ним лежит Нина Куравлёва, жена актера Леонида Куравлёва. Строчкой ниже народный артист выбил свое имя. Оставив родным легкую задачу, дописать только две даты – рождения и смерти. Леонид Вячеславович после смерит жены живет затворником, далеко отошел от профессии, говорят, что стал ближе к Богу. Памятник все подтверждает.

Барыкин и Гундарева

Александр Барыкин. Артист умер едва ли не на сцене. На концерте в Оренбурге он с трудом допел песню и тяжело ушел за кулисы. Оттуда его с обширным инфарктом увезла скорая. На утро его не стало… На его могиле две больших плиты. На одной изображен певец с гитарой. На другой выбито православное распятие. Внизу единственная строчка, говорящая громче тонны слов: «Я снова с музыкой моей…»



Вот последний покой актера Владислава Галкина. Прожившего яркую, но короткую жизнь и мучительно сгоревшего от алкогольного панкренекроза. Звезда сериала «Дальнебойщики» стоит на могиле отлитый из бронзы. В мужицкой позе. Готовый в любую секунду вступить хоть в бой, хоть в танец…



Памятник на могиле легендарного и по-настоящему любимого Владимира Трошина. Интеллигентный барельеф, под которым первое нотное «предложение» из «Подмосковных вечеров».

И очень точные строки:

  • «И твой красивый баритон,
  • И тембр голоса душевный,
  • Звучит под колокольный звон,
  • И струн натянутые нервы…»
  • В четырех строчках».



Арчил Гомиашвили застыл в великолепном образе Остапа Бендера. Он изящно и навечно оперся на один из двенадцати стульев, тех самых, которые вышли из литературной и киношной классики. В памятнике видны редкое мужское обаяние, природа горца и тончайшая стать молодого Арчила.



Рядом упокоилась Наталья Гундаерва. Видно, что памятник ей делал любящий человек.  Достойно, глубоко и нравственно. Две бронзовые розы венчают траурную композицию. Чуть увядшие, готовые в любую секунду заплакать росой слез.



Захоронение 102-летней народной артистки СССР Татьяны Карповой. Оно очень актерское. Складки кулисы из черного мрамора, портрет, по которому сразу видно, что изображена артистка. Стать, взлет бровей, редкой лепнины строгий волевой овал лица.

Одинокая Татьяна Михайловна была обладательницей многомиллионной недвижимости в центре Москвы. Незадолго до смерти ее соседи помогали отбивать жилье у дальних родственников, которые обманным путем пытались прибрать просторную «трешку». Отбили всем миром. Квартиру мудрая Карпова отписала чужим людям, которые скрасили последние годы ее жизни. И, судя по состоянию ее вечного покоя, она в этих людях не ошиблась.



…Наши могилы — это самые честные зеркала наших вкусов, ценностей и приоритетов.Они увеличительные стекла того близкого круга, который после нас остается.

Они молчаливые, но имеющие редкую грань говорить по сути.



                                                                                        Амурская правда


Могильная связь: Михаил Елизаров задумался о смерти. Роковая женщина и мужчина с лопатой в новом романе писателя  https://iz.ru/936274/lidiia-maslova/mogilnaia-sviaz-mikhail-elizarov-zadumalsia-o-smerti 
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика