Историческая память предается через поколение, это психологическая особенность человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что многие современные школьники не знают даты начала Великой Отечественной войны, убеждена профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Вероника Нуркова - участница пресс-конференции ТАСС.
Историческая память и знания – разные вещи, пояснила психолог. То, что сегодняшние школьники часто не знают историю даже на таком уровне, выглядит шоком, однако, вероятно, так было и раньше. Память – система мотивационной целостности, влияющая на нас сегодня, отметила Нуркова.
Психолог поделилась личным опытом, вспомнив, как ее дед – ветеран Великой Отечественной войны, отмечал День скорби – 22 июня. Он каждый год вставал в 4 утра и смотрел на мирный рассвет. Далее посещал кладбища, где захоронены фронтовые товарищи, ездил в парк Горького, чтобы встретиться с теми, кто еще остался. Наступил день, когда ветеран приехал в парк один. Истерическая память для самих ветеранов носит скорбный трагический характер, в отличие от их внуков.
"Исторический нарратив передавался скорее не детям, а внукам. Носители живой исторической памяти о ВОВ – внуки ветеранов. Если мягко поставить границу – это люди 35+. Для них 22 июня не день памяти и скорби", - подчеркнула Нуркова.
Сложно сказать, что с этой памятью сделает ныне живущее поколение, хранящее ее, продолжила специалист. Возможно, пустят "на рельсы" формальной истории, приравняв ВОВ к Куликовской битве. А может быть сохранят семейность, индивидуальность этой памяти, передав своим детям. Точного ответа нет, однако есть догадки.
"Можно предположить, что люди почему-то помнят о событиях в "большом мире", почитают их, как собственные личные события – брачные союзы, рождение детей и так далее. Мы хотим быть частью большого целого. С другой стороны, мы пытаемся сами стать больше, затянув это в себя. Надо понимать, что люди отличаются историчностью", - резюмировала психолог.
Автор: Арсений Островский
Фото с сайта https://www.moov.by/images/docs/Sbornik.pdf