7 февраля в возрасте 81 года умер генеральный директор и генеральный конструктор научно-производственного предприятия "Звезда", академик РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий, двукратный чемпион СССР по горным лыжам Гай Ильич Северин. Разработки, созданные под его руководством, спасли жизнь сотням людей.
Гай Северин родился 24 июля 1926 года под Ленинградом, в Чудово. Незадолго до войны Берия освободил из заключения его отца, бывшего до ареста главным агрономом всех совхозов, где работали заключенные, и предложил вернуться на прежнюю должность. Илья Северин отказался и уехал работать старшим агрономом в колхоз под Алма-Атой, увезя с собой семью.
В 1942 году в Алма-Ату эвакуировали Московский авиационный институт (МАИ). Туда и поступил Гай Северин, с пяти лет мечтавший строить самолеты. Будучи студентом, Северин активно занимался альпинизмом и горными лыжами, к которым его приучил старший брат (погиб на войне в 1943 году). Дважды выигрывал первенство Советского Союза.
Закончив МАИ в 1947 году (по другим данным - в 1949 году, но это сомнительно), Северин поступил в Летно-испытательный институт (ЛИИ). Летчиком, однако, стать так и не получилось, и в конце концов Северин, по его собственным словам, решил "лучше буду приличным инженером, чем плохим летчиком-испытателем".
Карьера в ЛИИ складывалась очень удачно: Северин защитил кандидатскую, стал начальником отдела, затем начальником лаборатории.
В 1952 году в Томилино был создан завод №918, впоследствии п/я 1052, п/я А-3927, НПП "Звезда", основной задачей которого стал выпуск средств спасения и систем жизнеобеспечения летчиков. Завод работал в тесном сотрудничестве с ЛИИ, в частности, с лабораторией Северина. В 1963 (по другим данным - в 1964) году министр авиационной промышленности Петр Дементьев назначил Северина главным конструктором завода.
Северин, впоследствии генеральный конструктор и генеральный директор, руководил "Звездой" до самой своей смерти. Работал с Королевым, Сухим, Туполевым, Микояном, Яковлевым и другими легендарными конструкторами. Стал доктором наук, профессором, действительным членом РАН и Международной академии астронавтики, Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и двух Государственных премий, кавалером нескольких орденов, в том числе ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (в 2007 году).
Северин участвовал в подготовке полета Гагарина, выхода Леонова в открытый космос, разработках многих аварийных систем спасения, опубликовал более 170 научных трудов. Выступал с лекциями за границей, активно сотрудничал с США и другими зарубежными партнерами, чтобы сохранить завод после развала Союза. До последних дней увлекался горными лыжами.
15 июня 1999 года на 43-м Парижском авиакосмическом салоне самолет Су-30МК, управляемый пилотом Вячеславом Аверьяновым и штурманом Владимиром Шендриком, зацепил хвостом землю, после чего его крушение стало неизбежным. Экипаж успел направить машину в самую безопасную сторону, стремясь предотвратить жертвы среди окружающих, затем катапультировался. Никто из публики не пострадал, летчики встали на ноги еще до приезда скорой и были выписаны из госпиталя на следующий день. На самолете стояли катапультные кресла К-36ДМ, разработка Северина и его коллег.
Это один из самых известных триумфов "Звезды", но далеко не единственный. Предполагается, что созданные заводом системы защитного снаряжения, кислородного обеспечения, аварийного покидания самолета, дозаправки в воздухе, пожарной защиты, защиты топливных баков от взрывов спасли жизнь, а также сохранили здоровье и работоспособность сотням летчиков.
Разработки "Звезды" используются в российской и зарубежной авиации, на всех российских космических кораблях. Речь идет не только о спасательных системах и системах заправки, но и о скафандрах, используемых сейчас на МКС.
Сам Северин утверждал, что если бы на разбившемся в 1986 году шаттле "Челленджер" стояла аварийная система спасения для комплекса "Энергия-Буран", то все астронавты остались бы живы.
"Звезда" занималась и гражданскими разработками: дыхательными аппаратами для аварийно-спасательных служб, противошоковыми костюмами "Каштан", кислородными аппаратами для альпинистов, костюмами "Адели" для детей с церебральным параличом.
Северин жаловался, что власть не полностью использует возможности "Звезды" - то из-за безразличия, то ли из-за трудно объяснимого сознательного нежелания. По словам генерального конструктора, своевременное внедрение на флоте уже разработанных медикаментов от переохлаждения могло бы сохранить жизни моряков с атомной подлодки "Комсомолец". Используя противошоковые костюмы, помогающие тяжело раненному человеку прожить несколько часов до получения помощи, можно было бы спасти тысячи людей, погибших в автокатастрофах и военных конфликтах. Северин утверждал, что многие подобные его предложения - например, разработка специального глубоководного скафандра для спасения людей при катастрофах, подобных гибели "Курска", - либо получали прямой отказ, либо вязли где-то в инстанциях.
Северин иногда шел на риск - так, по его собственным словам, он настоял на полете, во время которого Валерий Леонов впервые вышел в открытый космос. Между тем, были проведены не все необходимые предварительные эксперименты, гарантировавшие безопасность полета, но власти торопили: предполагалось, что американцы вот-вот проведут выход в открытый космос и окажутся первыми. В итоге, однако, полет прошел успешно.
Северин утверждал, что конструктор должен "делать лучше, а не так, как все", а самое сложное - принятие решения, поскольку решение "и через 35 лет должно оставаться верным, чтобы ни один летчик, солдат или космонавт не сказал в твой адрес: «Какой же идиот такую конструкцию предложил?»" (По материалам Lenta.Ru)
Северин Гай Ильич (24.07.1926 - 07.02.2008)
08.02.2008