ОНЛАЙН СЕРВИС РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ «ЧЕСТНЫЙ АГЕНТ» ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ПОХОРОННОЙ ОТРАСЛИ

30.08.2017
ОНЛАЙН СЕРВИС РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ «ЧЕСТНЫЙ АГЕНТ» ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПОРУЧЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ПОХОРОННОЙ ОТРАСЛИ

Эксперты компании «Честный агент» проанализировали широко обсуждаемый в СМИ перечень поручений президента РФ, касающийся похоронной отрасли. В целом, по нашему мнению, все предложенные меры направлены на облагораживание и большую цивилизованность сферы ритуальных услуг. Тем не менее, эти меры должны стать лишь началом большой работы по превращению непростой отрасли в более открытую, понятную, удобную и развитую. Предлагаем ознакомиться с подробным разбором поручений президента.

 

В перечне отмечается, что ответственные лица должны разработать комплекс мер для:

 

1. организации оказания гарантированного перечня услуг по погребению (бесплатных похорон) по принципу системы «единого окна» с использованием страхового номера пенсионного страхования.

Предполагается, что родственникам усопшего не нужно будет собирать все документы в разных ведомствах – достаточно будет предоставить только номер соцстрахования. Это важная инициатива, связанная с упрощением процедур. Однако почему речь идет только о гарантированном перечне? Было бы логично предложить автоматизацию всей цепочки – обнаружение тела, хранение, выдача документов, интеграция с поиском людей по теме 112 и многое другое.

 

2. проведения инвентаризации действующих и неблагоустроенных (брошенных) мест погребения (кладбищ) для исключения искусственного дефицита мест погребения и в случае необходимости резервирование земель для размещения мест погребения в рамках территориального планирования.

 

Очень действенная мера. Поскольку часть команды компании «Честный агент» занимается разработкой программного обеспечения для управления кладбищами, а также их инвентаризацией и учетом уже 4 года, мы понимаем важность этой задачи. Мы действительно отмечаем, что благодаря инвентаризации кладбищ, муниципалитеты начинают лучше понимать природу объектов, с которыми работают. С появлением электронной системы инвентаризации достаточно легко идентифицировать свободные и занятые участки, а значит поиск захороненного по ФИО или датам жизни становится проще.

 

3. государственной регистрации прав собственности на существующие места погребения, включая неблагоустроенные (брошенные) места погребения.

 

По действующему законодательству кладбища находятся в хозяйственном ведении муниципалитетов. Без оформленных прав собственности (постановки на учет) возникают сложности с выделением средств на их содержание и благоустройство. Наша практика анализа территорий и сравнения с кадастровыми схемами говорит, что проблемы есть даже на тех объектах, где право собственности зарегистрировано – например, когда происходит расширение кладбища до таких пределов, что оно заходит на земли соседних земельных участков.

 

Также президент поручает правительству обеспечить определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере похоронного дела. В настоящее время ритуальная политика находится в ведении Минстроя РФ. Поручение, по сути, означает выбор и назначение органа, ответственного за наведение порядка в отрасли. Приветствуем эту меру.

Правительству также поручено разработать методические рекомендации:

– по созданию и деятельности специализированных служб, определению стоимости услуг, включенных в гарантированный перечень услуг по погребению умерших, возмещаемой специализированной службе по вопросам похоронного дела, и стандартов их качества; осуществления учета граждан, ответственных за места захоронения.

Безусловно, правильный подход. Разработка таких рекомендаций позволит начать говорить о стандарте услуги, что, в свою очередь, поднимет эти стандарты. Например, относительно гарантированного перечня услуг: сейчас за оказание этих услуг специализированной службе возмещается 5 437 рублей. На эту сумму нужно обеспечить наличие всех необходимых товаров, провести работы, сюда же закладываются расходы на бензин для транспортировки, зарплата сотрудникам, участвующим в осуществлении похорон – а это 6-8 человек. Однако нацеленность государства на стандартирзацию говорит о том, что оно готово поднимать стандарт и гарантировать гражданину лучшие, по сравнению с существующими, условия оказания ритуальных услуг.

Отдельно стоит остановиться на пункте об ответственных за захоронения. Говоря просто, это лицо, отвечающее за содержание участка на кладбище, чаще всего им становится ближайший родственник умершего. Ответственный может ставить памятник, проводить благоустройство, а в будущем претендовать на размещение своей могилы в этом же участке, либо размещение здесь кого-либо другого по своему желанию.

Построение системы учета ответственных за захоронения – это необходимая часть процесса инвентаризации кладбища. Однако просто единой системой учета ответственных вопрос заброшенных могил не решить. Тех, кто не хочет ухаживать за участком, не удастся заставить даже учетом.

 Напротив, с теми, кто хочет быть ответственным не только на словах, но и на деле, нужно поддерживать связи – и сам процесс этой связи нужно сделать более современным, привести в соответствие с реальностью. Так нужно уже сейчас собирать набор данных о людях: мобильные телефоны, электронную почту. Это действительно важно. Поясним на примере: после сильной грозы или других стихийных явлений на кладбище не обходится без повреждений – поваленные деревья, разбитые памятники. Но найти ответственных за тот или иной участок не получается – нет данных. Зато когда люди все-таки приедут на кладбище и увидят повреждения, они первым делом начнут говорить о процветающем на кладбище вандализме…

Также Правительству поручено завершить разработку новой версии Федерального закона «О похоронном деле», предусмотрев в нем, среди прочего, положение о закреплении за органами исполнительной власти субъектов РФ полномочия по организации похоронного дела.

Напомним, сейчас эти полномочия осуществляются на местном уровне. Это означает и разницу в подходах разных регионов к оказанию ритуальных услуг, а значит, и поднять стандарты отрасли, о чем уже говорилось выше. В целом, инициатива ожидаемая, в рамках трендов всей российской управленческой действительности. Здесь главное – предусмотреть качественную обратную связь.

Еще один важный пункт – в новой версии закона предусматривается построение единой системы учета кладбищ и могил, это крайне нужная инициатива. Система позволит иметь полную картину – где, какие, сколько кладбищ есть, кто ответственен за их содержание, в каком состоянии могилы и т.п. С учетом опыта разработки и эксплуатации таких систем компанией «Честный агент», мы готовы предложить свою помощь или непосредственное участие в разработке такой системы.

В поручении президента отмечена важность обеспечения контроля за деятельностью специализированных служб по вопросам похоронного дела. Сейчас зачастую такие организации монополизируют рынок, после чего завышают цены на свои услуги, и если речь идет о небольшом населенном пункте, рост цен может быть значительным.

Наконец, важный шаг для цивилизованности ритуального рынка – разрешение создания частных (коммерческих) кладбищ, о чем также говорится в поручениях президента. Это действительно может помочь – ведь проще легализовать продажу мест для создания семейных захоронений, чем бороться с нелегальной продажей, которая, как правило, находится глубоко в теневом сегменте рынка.

 

 

 

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика