Правовые вопросы трудовой дисциплины в похоронной сфере.

30.05.2007

Похоронное дело - самостоятельный вид деятельности, характеризующийся не только правовым регулированием, но и рядом этических, моральных и социальных норм. Важнейшее понятие в похоронной деятельности - "достойное отношение" к покойному. Соответственно подбор персонала, который впоследствии будет оказывать услуги по погребению, должен быть особенно тщательным. Кадровая политика на предприятии по оказанию услуг по погребению умерших должна быть нацелена на оперативность, высокое качество предоставляемых услуг, гуманность обслуживания и применение прогрессивных отечественных и западных технологий.
Церемония погребения - это некий свод правил, особых поступков, жестов, речи, определенный этикет, направленный на решение психологических и организационных задач, связанных с обеспечением безопасности общения всех участников похорон, созданием благоприятного психологического и энергоинформационного климата, поддержанием и соблюдением стиля уважительного, достойного поведения, внимательного обхождения. Это целый комплекс четко отлаженных мероприятий, следующих одно за другим, который осуществляется специально подготовленным коллективом, где от действий каждого зависит работа всей бригады в целом.
Поэтому важно всесторонне проверять потенциальных претендентов в похоронную службу - это и агент по приему заказов, и могильщик, и церемониймейстер, и водитель катафалка, и т.д. - еще при предварительных собеседованиях. И не менее важно проводить ежедневную, целенаправленную подготовку всей похоронной службы.
Если же, несмотря на столь серьезную кадровую подготовку, со стороны работников “похоронного дела" будут замечены нарушения трудовой дисциплины, меры воздействия со стороны администрации должны быть жесткими. Это связано в первую очередь с теми последствиями, которые могут наступить при нарушении каких-либо инструкций или ином невыполнении или нарушении трудовых обязанностей. Во всяком случае, весь мировой опыт наглядно это демонстрирует. К нарушителям трудовой дисциплины в похоронной сфере за рубежом применяются не только меры дисциплинарного воз-действия, в том числе увольнение, но и административные, а также предъявляются судебные иски.
Представим себе ситуацию, что один из членов похоронной бригады явился на работу в нетрезвом состоянии или употребил алкоголь во время рабочего дня, так сказать, для эмоциональной разгрузки. А этой бригаде предстоит общаться с родственниками умершего, осуществлять транспортировку гроба с телом, опускать его в могилу. О каком качестве оказываемых услуг может идти речь, если вся бригада только и будет думать о том, чтобы гроб не уронить в могилу или не упасть самим вследствие рассогласованных действий одного из работников бригады, находящемся в состоянии опьянения.
В данном случае речь идет о грубом нарушении трудовой дисциплины. По пункту 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ работодатель вправе уволить работника за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. Согласно подпункта "б" пункта 6 ст. 81 ТК к грубым нарушениям трудовой дисциплины законодатель относит появление работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Это основание для увольнения применяется независимо от того, находился ли работник в рабочее время в таком состоянии непосредственно на рабочем месте или на территории предприятия, либо в ином месте, куда его направил работодатель для выполнения трудовой функции. Также не имеет никакого значения, находился работник в состоянии опьянения в начале или в конце рабочего дня.
Нахождение работника в состоянии опьянения должно быть подтверждено. Таким подтверждением может служить как медицинское заключение, так и другие доказательства, например свидетельские показания, которые должны быть оформлены актом.
Что же должен делать руководитель похоронной фирмы, если обнаружит у одного из сотрудников признаки алкогольного или иного опьянения?
Первым делом он обязан отстранить такого работника от работы в этот день и по возможности направить на медицинское освидетельствование. Если же состояние работника не вызывает сомнений, то достаточно зафиксировать данный факт в акте.
Увольнение по такому основанию рассматривается как дисциплинарное взыскание, поэтому очень важно соблюсти порядок, установленный Трудовым кодексом для наложения дисциплинарного взыскания, так как работник имеет право обжаловать увольнение, обратившись в государственную инспекцию труда или непосредственно в суд. Порядок применения дисциплинарного взыскания изложен в статье 193 ТК. Согласно ему до применения к работнику дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника в письменной форме объяснения. Если работник отказывается от дачи письменных объяснений, это обстоятельство ни в коем случае не является препятствием для увольнения работника. Работодателю необходимо составить соот-ветствующий акт, желательно за подписью не менее трех сотрудников.
Для работодателя важно не пропустить срок наложения дисциплинарного взыскания, он составляет 1 месяц со дня обнаружения проступка.
Приказ об увольнении объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней с момента его издания. В случае, если работник отказывается подписать его, по этому факту также должен быть составлен акт.
Если говорить о качестве услуг по погребению, то необходимо определить, какими нормативными документами регулируется эта сфера. Это в первую очередь Закон РФ “О погребении и похоронном деле", статьи Гражданского кодекса, Закон РФ "О защите прав потребителей", Правила бытового обслуживания в Российской Федерации, инструкции и приказы.
Основополагающими принципами похоронного обслуживания являются: обеспечение оперативного приема заказов на похороны, внедрение кремации, создание материально-технической базы похорон на современном уровне. Люди должны иметь право хоронить умерших в соответствии со своими религиозными, духовными и моральными убеждениями, претендовать на высокое качество оказываемых услуг и защиту своих прав как потребителей данных ритуальных услуг.
Согласно главе 4 Правил бытового обслуживания населения исполнитель, а в нашем случае это похоронная служба, обязан оказать услугу, качество которой соот-ветствует договору или пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется. Если законом или иным нормативным правовым актом РФ предусмотрены обязательные требования к качеству услуги, исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую этим требованиям. В настоящее время существуют различные инструкции, регламентирующие особый порядок погребения умерших военнослужащих, работников таможенных органов, спасателей и иных категорий. Для этих категорий существует более расширенный список гарантированных государством услуг. Но и для всех остальных граждан государство гарантирует определенный перечень услуг, которые оказываются специализированными службами на безвозмездной основе. Это оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела умершего на кладбище или в крематорий, погребение, в том числе кремация. При наличии финансовых возможностей перечень услуг может быть расширен лицом, взявшим на себя обязанность по погребению. Говоря о качестве оказываемых услуг, хотелось бы отметить, что в ритуальной сфере это тонкий вопрос, потому что качество должно соответствовать не только ГОСТам и ТУ, но и моральным, духовным, эстетическим и этическим нормам. У людей горе, и сотрудники похоронной службы должны своевременно и точно предоставить весь набор заказанных услуг, быть соответствующим образом одеты, вести себя подобающим образом, следить за тем, чтобы в самый неподходящий момент не сломался катафалк, не опоздали работники похоронной бригады, было соблюдено время, назначенное для церемонии, предоставлены именно тот гроб, те венки, с правильно произведенной на них записью. Все это важные моменты, потому что в противном случае на защите интересов потребителей данного рода услуг стоит закон, который гарантирует им защиту своих прав. В частности, предусматривается ответственность за нарушение сроков оказания услуг в виде неустойки, ответственность за некачественное оказание услуг в виде соответствующего уменьшения цены оказанной услуги. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанных услуг и нарушением сроков оказания услуг. И хотя размер взыскиваемой потребителем неустойки ограничен и не может превышать цену отдельного вида услуги или общую цену заказа, тем не менее ситуация неприятная как для потребителя, так и для похоронной службы, для которой деловая репутация играет первостепенную роль.
Подводя итог сказанному, хотелось бы выразить надежду, что уровень похоронных услуг будет постоянно повышаться, а наши кладбища со временем превратятся в места, где людям будет удобно и приятно общаться со своими ушедшими близкими, где можно будет проводить больше времени в раздумьях о духовной стороне человеческой жизни.

Наталья САВЧЕНКО, юрист

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика