О законопроекте «О погребении и похоронном деле» депутата Государственной Думы Антона Ви́кторовича Жарко́ва

02.12.2020
О законопроекте  «О погребении и похоронном деле» депутата  Государственной Думы  Антона Ви́кторовича Жарко́ва


Законопроект «О погребении и похоронном деле» внесен на рассмотрение в Госдуму 27 ноября депутатом Госдумы Антоном Жарковым (Единая Россия). Законопроектом предлагается ввести единые федеральные требования к деятельности похоронных служб и обязанностям властей, в частности, обязать заключать соглашения на ведение такой деятельности, вести реестр недобросовестных компаний и установить ответственность за раскрытие данных о смерти граждан.


Текст проекта  опубликован в базе ГД.

Предлагаем вам комментарии юриста Натальи Савченко по содержанию внесённого на рассмотрение законопроекта.

Новая редакция законопроекта «О погребении и похоронном деле» во многом похожа на предыдущую версию, и существенно отличается от действующей редакции Закона 1996 года, при этом многие вопросы похоронной индустрии в новом проекте остаются нераскрытыми или недоработанными.

Рассмотрим более детально плюсы и минусы предлагаемой редакции.

Термины и определения:

Раздел значительно расширен по сравнению с действующей редакцией, введены новые термины, как например могила – углубление в земле для захоронения гроба или урны.

Место захоронения – часть территории кладбища, не являющаяся объектом гражданских прав, используемая для захоронения, в том числе в виде могил, склепов, мавзолеев и т.д.

Объект похоронного назначения - земельный участок или здание, сооружение, предназначенный для оказания ритуальных услуг.

Введены два вида новых реестров: реестр специализированных служб и реестр недобросовестных служб.

Есть и новая трактовка понятия «специализированная служба» – юридическое лицо или ИП, заключившие в установленном порядке соглашение с уполномоченным органом в сфере похоронного дела или с уполномоченным органом субъекта РФ в сфере похоронного дела об осуществлении деятельности по организации похорон и предоставлению гарантированного перечня услуг по погребению. Соответственно, в первый реестр будут вноситься сведения о юр. лицах или ИП, с которыми заключены соответствующие соглашения, а во второй реестр – информация о тех организациях, с кем такие соглашения расторгнуты.

Появился термин частное кладбище – объект похоронного назначения, находящийся в частной собственности, либо переданный публичным партнером частному партнеру на

основании заключенного между ними соглашения «О государственно-частном партнерстве». Эта норма дает возможность доработки соответствующего механизма, в том числе и конструкции концессиальных соглашений.

Термин перезахоронение. Следовало бы уточнить, что это процесс извлечения урны с прахом (эксгумации гроба), как по заявлению лица, ответственного за погребение, так и в рамках уголовно-процессуального законодательства, чтобы было понятно, что закон разрешает проводить перезахоронение в добровольном порядке по заявлению родственников, с учетом норм санитарно-эпидемиологического законодательства и согласования с новым местом захоронения.

В предлагаемом законопроекте появился раздел, определяющий полномочия различных субъектов государственной власти при решении тех или иных вопросов.

1. На уровне Правительства:

- основная политика в области похоронного дела РФ,

- определение органа исполнительной власти, который будет курировать похоронную отрасль (в законопроекте он не обозначен),

- установление оснований и правил переноса мест захоронений,

- порядок инвентаризации кладбищ,

- утверждение форм паспорта захоронения.

2. Полномочия органов исполнительной власти:

- установление минимального перечня предметов для гарантированного перечня,

- методическое обеспечение и выработка государственной политики.

3. Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации:

- утверждение общих правил оказания ритуальных услуг, типовой формы договора на оказание ритуальных услуг, требований, предъявляемых к объектам похоронного назначения,

- установление порядка признания кладбищ открытыми, закрытыми, утверждение порядка установки намогильных сооружений, содержания объектов похоронного назначения,

- определение необходимости создания частных кладбищ. Данное полномочие дает большой простор для злоупотреблений в регионах. Для исключения коррупциногенности должны быть на уровне правительства определены критерии, которыми представители власти субъекта Федерации должен руководствоваться при определении такой необходимости.

- ведение Реестров,

- утверждение требований, предъявляемых к специализированным службам (СПС), к их имуществу, материальному оснащению и кадровому составу, разработка типовых соглашений для внесения СПС в соответствующий Реестр,

- утверждение порядка создания и учета мест захоронения.

4. К полномочиям органов местного самоуправления отнесены, в основном, вопросы создания и содержания муниципальных объектов похоронного назначения и кладбищ.

Раздел Гарантии осуществления погребения по существу не изменился. Остались две основные гарантии: погребение на безвозмездной основе через «гарантированный перечень» и выплата социального пособия в случае, если погребение происходило за счет родственников.

ГАРАНТИРОВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ претерпел ряд изменений:

Теперь в него предлагается включить 5 компонентов:

- оформление документов;

- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

- подготовка тела умершего к погребению (здесь следует обратиться к статье 18 п. 6 Законопроекта, где дается расшифровка, что эта услуга включает в себя работы по бальзамированию и санитарно-косметической обработке тела);

- транспортирование останков умершего до места захоронения или в крематорий, включая разгрузочно-погрузочные работы и перенос гроба с телом умершего до места захоронения;

- захоронение (в землю или посредством кремации с последующем захоронением). То есть урна с прахом не просто должна быть выдана родственникам, она должна быть где-то захоронена. Соответственно, этот пункт требует дополнения: на каком участке должно производиться погребение праха лиц, кремированных по «гарантированному перечню». Например, в законе может быть обозначено: «захоронение на специально отведенном органом местного самоуправления на муниципальном кладбище участке (в землю или посредством кремации с последующем захоронением на таком участке или путем подзахоронения в родственную могилу)».

Стоимость гарантированного перечня услуг, возмещаемого специализированным службам из федерального бюджета составляет 5 946,47 руб. плюс районный коэффициент в местностях, где это предусмотрено и возможность установления на уровне субъектов Федерации дополнительных выплат (п.6 ст.10).

Размер социального пособия равен сумме возмещения по гарантированному перечню и составляет 5 946,47 руб.

В части второй ст. 10 сказано, что услуги по гарантированному перечню с использованием предметов, необходимых для погребения, отличных от установленного перечнем оплачиваются исключительно за счет средств лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение. То есть по этой логике, родственник усопшего может получить бесплатно услуги по гарантированному перечню и просто доплатить за любые другие принадлежности по своему выбору. Но в абзаце третьем пункта 2 статьи 10 сказано, что обращение лица за гарантированным перечнем с использованием предметов, отличных от установленного в гарантированном перечне, означает отказ такого лица от предоставления ему услуг, входящих в гарантированный перечень. Необходимо, на мой взгляд, конкретизировать условия предоставления или отказа в предоставлении лицу услуг за счет государства (по гарантированному перечню). А именно, если заказчик готов покупать дополнительные услуги или товары, он автоматически лишается возможности получения бесплатных услуг и товаров, то есть права на погребение «по гарантированному перечню».

В законопроекте появилась новая статья (17) «Религиозные обряды и церемонии, сопровождающие погребение». Они проводятся только религиозными организациями. Предметы религиозного назначения, используемые для религиозных обрядов, не относятся к похоронным принадлежностям.

Новая глава «Организация похорон и ритуальные услуги в сфере похоронного дела».

Статья 18 перечисляет, что относится к ритуальным услугам и их расшифровку.

Следует обратить внимание на п. 17, где сказано, что транспортирование останков умерших от места обнаружения останков умершего до морга не относится к ритуальным услугам и осуществляется в соответствии с законодательством РФ о здравоохранении. С этим также нельзя полностью согласится, так как тела бывают «криминальными» и направляются в СМЭ по постановлениям судов и в рамках уголовных дел, и, соответственно, регулируются не только законодательством здравоохранения, но и уголовным законодательством.

В п.6 статьи 18 говорится, что подготовка тел умерших к погребению включает в себя работы по бальзамированию и косметическую обработку, то есть ритуальные услуги. Оказание ритуальных услуг медицинскими работниками не должно допускаться ни в каких случаях. Оказание ритуальных услуг должно быть полностью исключено из функций медицинских работников, как очевидное противоречие здравому смыслу. Предложение – исключить предпоследний абзац п. 6 ст. 18.

В п.11 статьи 18 предлагается дополнить: запрещается организация выставки, продажа похоронных принадлежностей и приема заказов на оказание ритуальных услуг.

П.15статьи 18. Необходимо понимание, когда все же возможно оказание ритуальных услуг в медицинских организациях и кому?

В статье 19 определяется порядок организации похорон, он включает в себя:

- оформление заказа на организацию похорон;

-обеспечение транспортировки останков умерших;

- подготовка тела к погребению;

- само погребение;

- оказание услуг по гарантированному перечню.

Прием заказов на организацию похорон осуществляется исключительно организаторами похорон в пунктах приема заказов или посредством диспетчерского центра приема заказов. Если учесть что в терминах и определениях указано что организатор похорон – это работник СПС, осуществляющий прием заказов, то речь идет о том, что прием заказов будет осуществляться либо непосредственно через службу приема заказов либо по телефону через диспетчерский центр. Вопрос остается, что законодатель подразумевал под диспетчерским центром? Кто его создает? Сама специализированная служба или какая-то отдельно созданная единая служба? Но созданная кем и за чей счет?

Порядок создания специализированных служб и внесения данных в реестр прилагаются дополнительно к настоящему комментарию.

Дополнена статья 23 «Защита персональных данных». Включен запрет на распространение информации о фактах наступления смерти граждан лицами, которым данная информация стала известна в силу их должностных обязанностей.

Глава «Объекты похоронного назначения» существенно доработана и теперь четко определяет, что кладбища по принадлежности могут быть частными (ст.25 ч.1)

В статье 26. Кладбища могут быть ликвидированы по следующим основаниям:

1) при угрозе постоянных затоплений, оползней после землетрясений и других стихийных бедствий;

2) в случае изъятия земельных участков для нужд Российской Федерации. Эту часть необходимо исключить, как недопустимое основание, противоречащее этическим нормам.

Согласно статье 27, Субъект Российской Федерации устанавливает случаи, при которых подготовку могил, установку и демонтаж намогильных сооружений (надгробий), захоронение, эксгумацию и перезахоронение останков, праха умерших и уход за местами захоронений и участками захоронений на кладбище вправе оказывать только организации, являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляющие содержание мест захоронения, в том числе с учетом численности населения поселения и иных факторов.

По действующему закону в аналогичных ситуациях, суды и сейчас устанавливают неправомерность создания преимущественных условий для государственных и

муниципальных предприятий, особенно если эти предприятия оказывают другие ритуальные услуги. Значит, норма изначально не работающая?

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в ведении которого находится кладбище, по ходатайству централизованной религиозной организации соответствующего вероисповедания возлагает на централизованную религиозную организацию или религиозную организацию, входящую в ее структуру, осуществление содержания такого кладбища, обязанность по подготовке могил, установке и демонтажу намогильных сооружений (надгробий), уходу за местами захоронений и участками захоронений. Подготовка могил, установка и демонтаж намогильных сооружений (надгробий) и уход за местами и участками захоронений на кладбище в указанном случае вправе оказывать религиозная организация, осуществляющая содержание кладбища, и (или) специализированная служба по вопросам похоронного дела, определенная централизованной религиозной организацией, на основании соответствующих договоров с религиозной организацией, осуществляющей содержание кладбища, с уведомлением уполномоченного органа.

Та же самая ситуация. Орган государственной власти не может с кем-либо, в том числе с религиозной организацией, вступать в соглашения, создавая таким образом для кого-то преимущественное положение.

Решение о создании и ликвидации государственных кладбищ (за исключением Федерального военного мемориального кладбища), частных кладбищ принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а о создании и ликвидации муниципальных кладбищ - органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Эта норма также не совсем логична, поскольку согласование строительства любого нового объекта все равно подразумевает прохождение всех согласований с органами власти субъекта РФ.

Колумбарии могут размещаться на традиционных кладбищах, вокруг крематориев или на отдельных участках – парках памяти, на которых допускается создание участков для размещения урн с прахом в землю.

КАК ПРЕДЛОЖЕНИЕ К ОБСУЖДЕНИЮ:

Колумбарии также могут находиться в частной собственности, так как они размещаются на земельных участках, и это не традиционные захоронения, и здесь следует внести уточнение: колумбарии могут быть с наземной или подземной частью, с размещением одной или нескольких урн с прахом, в специально изготовленных нишах, склепах, с установкой сверху мемориального сооружения (памятника) или в качестве отдельного цельного архитектурно-скульптурного сооружения.

Статья 32. Нет необходимости указывать в законе эту информацию (причем только применительно к крематориям):

4. При входе в крематорий должна быть размещена информация о наименовании крематория, его режиме работы, об организации, осуществляющей работы по содержанию

крематория, оказываемых ритуальных услугах с указанием их цен (тарифов), о правилах посещения крематория, указаны контактные телефоны лица, в ведении которого находится крематорий, территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органов внутренних дел (полиции).

Есть статья 9 ФЗ «О защите прав потребителей», где уже прописано, что «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Изготовитель (продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя.

В Статье 33 п.4 видится необходимым дополнить абзац: Запрещается размещение похоронного дома на территории медицинской организации и на расстоянии менее 500 метров от медицинской организации.

Новая глава 6 освещает тему Мест захоронения.

Статья 34. П.4. Существующие обособленные места захоронения и участки захоронения могут быть расширены при наличии свободной площади на прилегающей территории на возмездной основе. Правила расширения обособленных мест захоронения и участков захоронения на государственных и муниципальных кладбищах устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В этом пункте не понятно, о чем идет речь. О захоронениях вне кладбищ? Что означает «на возмездной основе», если земля под захоронения предоставляется по закону бесплатно? Такая норма противоречит самому закону.

Соответственно, следует исключить и Статью 38. «Учет обособленных мест захоронений и участков захоронений». Если речь идет о захоронениях вне кладбищ, то эту статью в такой редакции необходимо исключать, так как такие «обособленные» захоронения начнут возникать спонтанно.

С полным текстом Законопроекта можно ознакомиться здесь: законопроект.


Наталья Савченко. 

Член рабочей группы Минстроя РФ по разработке закона о погребении, практикующий юрист в области похоронного дела преподаватель права Учебного центра дополнительного образования похоронного сервиса

 

Иллюстрации:



















 

                                                                                                                                    Книга: "О погребении и похоронном деле № 8-ФЗ". Купить книгу, читать рецензии | ISBN 978-5-392-279-791 | Лабиринт

По теме 

Эксперт предрёк удорожание погребальных услуг после принятия закона о реформе похоронного дела https://funeralportal.ru/news/1070/173821.html

 В Госдуму внесен проект о реформе похоронного дела

https://funeralportal.ru/news/1070/173819.html

Законопроект № 1063916-7. О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

https://sozd.duma.gov.ru/bill/1063916-7 

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика