Прощальная речь как новый жанр. Лариса Резникова, Новосибирск

30.05.2007

Прощальная речь у гроба или урны в память о покойном - своего рода эпитафия на смерть человека, только в прозе. Этот нарождающийся жанр еще не сложился окончательно. Но западные специалисты в этой области уже говорят об определенных критериях при составлении траурных речей. Публичная речь - дело деликатное. Ведущему церемонии становятся известны обстоятельства чужой жизни, душевные переживания близких. Осмысляя полученный фактический материал, церемониймейстер имеет право на его литературную обработку. И все-таки обращаться с информацией предстоит очень бережно. Потаенность момента взывает к тому, что в этом случае этические нормы должны соблюдаться особенно строго. Легко переступить ту грань, когда сокровенное может быть интерпретировано вразрез с восприятием обладателей семейной истории. Повествование должно вестись отстраненно, от третьего лица и носить нейтральный характер - без анализа ситуации, без привнесения личной оценки фактов и обстоятельств. Ниже публикуем две траурные речи с комментариями, которые сориентируют церемониймейстеров в правильном направлении.

Прощальные воспоминания о Бруно Р. (50 лет)
Орган: «Я молюсь о сласти любви»
Глубокоуважаемая госпожа Р., глубокоуважаемая скорбящая семья, любимые скорбящие гости! Нужно прощаться, но никто из вас не готов к расставанию. Мы никогда не знаем, когда придёт смерть. Но тот, кто остался жив, испуган силой смерти. Она ни с кем не считается и очень многое разрушает. Сегодня мы собрались здесь, в крестовой часовне, чтобы проститься с Бруно Р. Он скончался скоропостижно 31 мая в отпуске в Турции, через 5 дней после своего 50-летия. Мы все знали его: это близкий нам человек. Мы прожили свою жизнь вместе с ним и были тесно с ним связаны. Многие люди, скорбящие вместе с вами, не смогли прийти проститься с ним. Больно, когда теряешь человека. Он унёс с собой многое - нашу любовь, наше будущее, часть нас самих. Но нужно снова жить, заново выстроить цели, найти новую точку опоры. После 20 лет совместной жизни сейчас кажется, что это невозможно.
Сегодня ваши мысли возвращаются в прошлое, которое на изломе судьбы стало особенно значимым. И таким дорогим... Я хочу вспомнить отдельные эпизоды вашей жизни вместе с вами. Бруно родился 26 мая 1944 года в городе Глюкштадт. Он рос вместе с двумя старшими сестрами, и они украсили его жизнь. Он рос мягким и впечатлительным ребенком и часто искал у матери тепла и участия. Когда ходил в школу, для моральной и духовной защиты носил на ранце медвежонка Теди. Сразу после школы он начал учиться в типографии города Глюкштадт. Через несколько лет он стал печатником в фирме. Бруно с удовольствием играл во взводе барабанщиков и трубачей. Но сменная работа в типографии прервала регулярные занятия и выступления с оркестром. Для него было нелегко отказаться от своего любимого хобби и своей любимой музыки. Но в свободное время он всегда садился за домашний орган.
Когда в 1975 году вы встретились, ваш муж был уже разведен, а вы вдова. В вашей дружбе вы шли медленно и осмотрительно. Слишком глубокими были старые раны, их легко было разбередить. В какой-то момент вы поняли, что дружба переросла в более глубокое чувство, и открылась для вас возможность обрести счастье. Это придало вам мужества соединить свои судьбы в одну. 9 мая 1983 года вы зарегистрировали свой брак в Брайтенбурге.
Кто работает посменно, знает, в каких жёстких рамках приходится жить. Много работы приходилось брать домой. А еще вы начали достраивать и ремонтировать свой дом, чтобы комфортно дожить в нём до старости. И в этой напряженной, наполненной жизни он выкраивал время, чтобы помочь своим друзьям. Бруно, который в детстве так нуждался в любви и заботе своей матери, с годами сам научился отдавать себя другим. Он излучал тепло и гармонию. У него была завидная способность располагать к себе людей. Вы говорили: он был счастливчиком, баловнем судьбы. Когда вы путешествовали, то умели отрешиться от повседневной жизни, свежим взглядом посмотреть на окружающий мир, на себя, не первозданную природу. Вы рассказывали о горах, в которых побывали в Турции. Благодатная земля, люди, живущие в единении с природой, нехитрый уклад их жизни покорили ваши сердца. Почувствовав ваше обаяние, местные жители приняли вас с открытой душой. Они заговаривали с вами на улице и приглашали на чай. Случай с маленьким ребёнком, который подошёл на пляже к вашему мужу и поцеловал ему руку, растрогал вас до глубины души. Всё это вы никогда не забудете.
Вы трижды побывали в Турции. Уже созревали планы на октябрь, но им не суждено было сбыться. С вами нет того, чье присутствие делало эти поездки светлыми и радостными. Воспоминания еще так свежи. Настоящее выглядит таким резким контрастом с прошлым: впереди - вечная разлука. Никогда не будет рядом того, кто был вам дорог, кто своим присутствием дарил душевное спокойствие и тихое счастье. Теперь вы потеряли того, кого любили. Вас мучают и гнетут даже приятные в другое время воспоминания. Ваши мысли кружат вокруг вашего мужа и воскрешают его. Они-то и могут спасти вас. Память - это драгоценность, дарованная нам природой, и она творит чудеса.
Я желаю вам людей, которые будут сопереживать с вами не только в ближайшие дни и недели, но и в последующие месяцы и годы. Я желаю вам людей, которые не устанут слушать и говорить с вами о муже, чтобы вы не замыкались в себе, не оставались один на один со своими грустными мыслями. Придет срок, и в один прекрасный день вы вдруг увидите, что солнце светит и цветут цветы. И вы вернетесь в новую для вас реальность, в которой с вами будет светлая память о самом близком для вас человеке.
Орган: «Во мне звучит одна песня».
КОММЕНТАРИЙ. Близость траурной речи к экспертизе может быть несправедливой по отношению к тем, кто скорбит. Речь провоцирует чувство вины. В таком случае характер речи должен быть неоспоримым. Следует помнить, что это открытая речь, которая информирует и производит впечатление на провожающих. Она не должна вызывать отпора или возражения против описания жизненного пути. Не следует предлагать альтернативу случившемуся ходу событий. Этим можно убедить родственников в неубедительности этой смерти.

Прощальные воспоминания о Яне Б. (12 лет)
Гармония: “Сновидения” Р. Шумана.
Любимая Хейке, любимый Франк, уважаемые родственники и гости!
Когда умирает взрослый, любящие его люди понимают это с трудом. Но, когда из жизни уходит ребенок в нежном возрасте - двенадцати лет, в самом начале жизни, разум молчит. Только ноет душа… Почему безвременно увял этот, еще нераспустившийся, цветок? Беспомощность и безысходность испытываем мы у урны этого юного создания - вашей и нашей Яны. Мы спрашиваем себя: есть ли хоть маленькая надежда смягчить вашу боль, облегчить ваше горе сердечным участием друзей и соседей? Каждый из нас понимает в этот час, как слабы и беззащитны мы перед неотвратимостью и всемогуществом смерти. Мы можем понять всю тяжесть потери вашей так горячо любимой дочери. Но не укладывается в сознании, почему прервалась в самом начале жизнь этого невинного ребенка. Вопросы, вопросы… Без отклика, без ответа.
Самая тяжкая доля в этот скорбный час у вас. Отца и матери. Бабушки и дедушки. Где найти слова утешения, чтобы заглушить боль вашей утраты? Нет меры, чтобы измерить, оценить тяжесть и глубину этой скорбной потери.
И все же я хочу попробовать - словами из стихотворения Германа Штер:
Мой умерший сын,
Ты моими шагами
Идешь со мной по всем дорогам.
И все же я возвращаюсь домой один.
А ты не придешь…
Часто в моих глазах неожиданно
Я чувствую твой юный взгляд.
И все же не через темную повязку траура
Ты стоишь, невидимый, передо мной.
Это состояние продлится долго. Очень глубокий след оставила эта милая, славная девочка в ваших сердцах. Ее светлая юная жизнь и ее болезнь занимали слишком много места в вашей жизни.
Я помню, как вы были счастливы, когда 8 декабря 1981 года подарили ей жизнь. И как блестели ваши глаза, когда вы вместе с супругой выполняли все её желания. Как она росла, как она стала замечательной девочкой, окружённая вашей любовью и заботой. Она принесла всем много радости, прежде всего вам, глубокоуважаемая семья Б. Как бабушка и дедушка, вы испытывали особую радость, заглядывая в лучистые детские глаза. Вы радовались её первым нетвердым шагам.
Первые слова - мама и папа. Какое удовольствие и внутренний покой вы испытывали, когда любовались её игрой с куклой Барби. Первый школьный день - кулёк со сладостями. Большая радость - её трудолюбие, оценки.
Новая родина в Хольцдорф, её друзья - Кристина и Кристин.
Её радость и живость были как солнечный луч в семье. При всём этом горестно было замечать тень тяжёлой болезни.
Было сделано всё, чтобы помочь ей. Какая радость появилась, когда казалось, что болезнь проходит. Недели и месяцы жизни без надежды и со страхом перед больницей.
Но всегда было желание сделать всё возможное для неё.
Тётя Анке, дядя Вольфганг, дядя Андрей, особенно госпожа С., учительница, и всегда - мать и отец. Это продолжалось до последней минуты. 28 марта боль и страдания унесли ребёнка навсегда.
Прощаемся с вашей Яной. С благодарностью за то, что она была в вашей жизни, что она подарила вам, пусть недолгое, но счастье.
Её фотографии, игрушки, музыка Давыда Хассельхофа. Воспоминания о счастливых днях, как добрые друзья, помогут вам вынести это непомерное испытание и научиться жить без нее.
Фисгармония: "Уеsterday", J. Lennon/ Р. Мс Саrtney.
КОММЕНТАРИЙ. Критически можно заметить, что оратор должен найти еще свой собственный стиль. Мандат, который ему передают родственники, следует воспринимать как доверенную ответственность. Все остальное нужно говорить от третьего лица, не от какой-то личности.
Смерть девочки Яны Б. требует совершенно иной логически выстроенной речи, чем в случае с умершим пожилым человеком. Не стоит говорить, что нет слов. Человеку, выдавшему мандат, кажется несправедливым, что он высказывает собственное отношение к случившемуся. Оратору не следует ссылаться на проведенную заранее доверительную беседу. Речь имеет свое собственное право на переработанные воспоминания родственников. Оратор может соглашаться с мнением родственников, но он не является родственником. Сюда же относится и соблюдение границ: та или иная ситуация не является собственной ситуацией оратора.

Лариса РЕЗНИКОВА, директор библиотеки духовной литературы монастыря «Благодатное небо» Новосибирской епархии

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика