Недавно в составе группы российских похоронщиков я побывала в поездке по шести странам Европы, где мы знакомились с опытом организации похоронного обслуживания. Поездка была организована журналом «Похоронный дом». Мы посетили два десятка кладбищ, столько же похоронных домов и крематориев, познакомились со многими коллегами и увидели несколько высокоэффективных производств для похоронной отрасли. В похоронном доме «Ханридер» в Мюнхене я обратила внимание на буклет на стойке первой линии. Это оказался проспект немецкого художника Андреаса Фельгера. Похоронный дом безвозмездно вызвался содействовать продаже акварелей этого художника. Директор похоронного дома г-н Ханридер объяснил нам: «В момент печали утешением скорбящим могут служить картины. Вот уже почти 40 лет художник Андреас Фельгер из Гнаденталя посвящает себя толкованию библейских текстов с помощью живописи. Его картины отражают осознание близости Бога, пробуждают надежду, утешают и сопровождают многих. Поэтому мы предлагаем нашим клиентам приобрести репродукции с картин Андреаса Фельгера. Картины с философским содержанием, библейскими сюжетами в доме, где недавно произошла трагедия, помогают людям отвлечься от гнетущих, подчас нестерпимых чувств утраты и одиночества, задуматься о вечных ценностях, смысле жизни и смерти, философски переосмыслить потерю близкого человека. Это своего рода терапия души, приносящая успокоение и облегчение через созерцание. Любой мотив можно получить в виде репродукции реального размера или открытки».
Сама я занимаюсь оформлением похоронных домов не первый год. Около ста похоронных домов в России, Баларуси, Украине, Казахстане и даже во Франции, Италии и Германии покупали у меня репродукции картин на философские темы самых разных художников. Главное направление сюжетов репродукций, которые я предлагаю, - тема горя, памяти, движения, созидания, вечности. Основной стиль - неоромантизм и, конечно, классика. Много покупают у нас картины с церковными мотивами. Репродукции мы продаем в багете, под стеклом, на ламинированной бумаге, напоминающей по текстуре холст, или в виде простого постера (плаката), свернутого в тубус, с тем чтобы заказчик мог на свой вкус и с учетом интерьера похоронного дома в своем городе заказать к нему багет.
Картины и постеры - самое простое, элегантное и эффективное оформление интерьера похоронного дома, зала прощания, фойе и, в особенности, бюро приема заказов. Мнение о похоронном бюро складывается у посетителей по первому впечатлению, ощущению. Чувства и настроение, с которыми заказчики пришли в похоронный дом и ушли из него, запоминаются, долгое время человек ассоциирует это состояние с тем трагическим днем в его жизни. Мельчайшие детали интерьера могут значительно влиять на будущее подсознательное восприятие этого трудного момента в памяти скорбящего.
Корпоративный дизайн - единство постоянных визуальных элементов, идентифицирующих принадлежность к конкретной фирме и отличающих ее от конкурентов; способствует благоприятному имиджу компании и усиливает эффективность рекламных контактов с потребителями.
Интерьер (лат. - внутри) - художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.
Картины создают атмосферу, положительно влияющую на настроение горюющих. Картины делают неуловимую работу, потому что будоражат подкорку, затрагивают потайные слои психики, натягивают тонкие струны человеческой души, которая в данный момент плачет, горюет, терзается, мечется, сомневается, кается, винится... Никому из людей в такие минуты не удается утешить, успокоить горюющего, потому что велика цена потери. Все меркнет. А картинам подвластно привести человека в чувства, ведь они воздействуют на парализованную волю, они разговаривают с человеком на языке нежности, трепетности, достоинства, любви, языке, на котором в момент смерти не разговаривает никто из окружающих. Метаязык картин - одно из самых эффективных средств снятия стресса. Картины провоцируют горюющих на философский, религиозный, мелодраматичный, любящий настрой. Они переключают сознание, меняют в нем тему мыслей и чувств, уводят их от горя, снижают его опасную концентрацию. В этом я убеждалась сама.
Я часто выставляю свою подборку картин на разных выставках. Помню, как однажды на стенде задержался один седовласый мужчина. Как это обычно бывает, он подолгу задерживал свой взгляд на каждой из картин. Я стараюсь не мешать в такие минуты. Прошло минут 10, может больше. Мужчина подошел и тихо сказал: «Только сейчас я отпустил свою жену. Она умерла два месяца назад. Жаль, что не увидел эти картины раньше. Они мне помогли. Я словно побывал у нее в гостях, где-то на небесах. Мне стало легко. Откатило. Что-то ушло, улетело... А мне ведь еще поднимать двух сыновей - поздних двойняшек. Надо продолжать жить. Буду учиться жить без моей дорогой...»
Одна из важных особенностей психотерапевтических картин состоит в том, что они позволяют горюющим погрузиться в благодарные воспоминания об усопшем. Картины на несколько минут как бы вырывают человека из его угнетенного горестного состояния, напоминают обо всем хорошем, ярком, вдохновенном, праздничном, созидательном, что было прожито совместно с усопшим. Я не склонна приписывать картинам несвойственные им функции, но из опыта знаю, именно картины помогают подчеркнуть ценность прожитой жизни. И самое главное, картины исподволь направляют мысли и чувства в духовное русло. Из всей палитры чувств картины, как по струнам, выстраивают новые, как правило, не существовавшие при жизни самые высокие оценки: честный, порядочный, смиренный, мудрый, благородный, духовный, любящий, заботливый...
Сама я 15 лет назад потеряла старшую дочь Оксану. С тех пор решила помогать таким косвенным образом людям в горе. Из разных городов я получаю благодарности от моих покупателей. Они рассказывают о том, как люди плачут при виде моих картин, как сияют их лица в умилении, как подолгу заказчики задерживаются в похоронном бюро, будучи буквально парализованными и очарованными картинами. Понимаю, знаю, как могут влиять картины на людей в такие трудные минуты. Когда-то я сама не могла даже шелохнуться и, не отрывая взгляд, буквально таращилась на репродукции. В картины, которые продаю, я влюблена. Именно эти, давно ставшие любимыми, полотна меня научили противостоять горю.
Я против драматизации, особенно искусственной. Иначе прекращается жизнь. Все вокруг замирает. В жизни все меняется. Нужно всегда, несмотря ни на что, оставаться конструктивным, самосохранным, смотреть вперед и продолжать жить во имя будущего. Хотим мы того или нет, но будущее все время приближается, оно неизбежно приходит. У всех нас одинаковое будущее. Смерть придет за каждым из нас. Но мы не должны воспринимать смерть как домоклов меч, который висит над головой и в любой момент готов лишить жизни. В обыденной жизни мы стараемся не думать о смерти. Кончина близкого отрезвляет. Смерть дочери поделила мою жизнь надвое: до и после смерти Оксаны. Сейчас я уверена, если бы я задумывалась раньше о неизбежной смерти, я смогла бы прожить жизнь лучше. Моя жизнь была бы лучше выверена, в ней было бы больше смысла, меньше греховной суеты. Не зря церковь призывает нас памятовать каждый день о смерти. Совсем не для того, чтобы скорбеть, а для того, чтобы сверять свой земной шаг с самыми высокими ценностями. Меня, мать, лишили самого дорогого - ребенка. Я скорблю, страдаю, каюсь, мучаюсь, понимая, что в ее смерти есть и моя вина. Повернуть время вспять нельзя. Жизнь продолжается. Нужно оставаться в строю. Дышать полной грудью мне помогает моя вторая дочь, которая родила внучку Софью. Сегодня - это мое главное попечение. Мы с ней часто ездим на кладбище к Оксане. Она осталась членом нашей семьи. У нее своя кружка, полотенце... Еще живет кошка, которая при виде фотографии Оксаны замирает, подолгу вглядывается в портрет и громко, истошно мяукает, словно ждет ее возвращения.
Оксана была художником, умерла во время родов. После себя оставила много картин. Ее излюбленный стиль - живописная техника Коровина. Также как и этот великий русский художник, она писала маслом большими мазками. Главные ее темы - соборы, городские и деревенские пейзажи, почему-то с большими тенями. Раньше я не обращала внимания на отдельные детали. А теперь думаю, что моя дочь предчувствовала свою кончину и на картины выплескивала эти свои состояния уходящей от нас души. Как иначе можно объяснить, что на всех картинах на маковках церквей обрезаны кресты? Помню, спустя некоторое время после смерти дочери, перебирая Оксанино наследие, я перевернула картину и с ужасом прочитала надпись «Дорога на кладбище». На картине одинокая женщина поднимается по дороге, вдоль которой столбы электропередачи в виде крестов. Дочь отчетливо слышала шаги своей смерти. Это я стала понимать недавно. Зловещие тени смерти стали заметны нам только сейчас. Смерть долго тенью ходила за моей дочерью. Помню, как охватил меня ужас, когда я узнала о том, что Оксана беременна. Этот ребенок был ангелом смерти, который увел мою дочь на небеса.
Еще Оксана любила батик. Много писала и сдавала на продажу в художественные салоны. Теперь я в каком-то смысле продолжаю дело дочери. Сама я многие годы преподавала на кафедре иностранных языков в Новосибирском педагогическом институте. После смерти дочери решила быть ближе к животворящему искусству, которое Оксана боготворила. Вот уже несколько лет это - дело и моей жизни.
В нашей большой семье у мамы, двух братьев, сестры Оксаны на стенах Оксанино наследие. Когда я смотрю на ее живопись, я плачу безутешно. Когда смотрю на мои постеры и репродукции, я умиляюсь.
Галина ЧЕРНИК, директор фирмы «Полиграф-Арт», Новосибирск
#GALLERY#