Сколько стоит отпевание. Иеромонах Дометиан, Новосибирск

04.06.2007

Российская православная церковь существует на те пожертвования, которые вносят прихожане. Одним из таких пожертвований является плата за церковные обряды, в том числе и за отпевание - один из важных этапов погребения усопшего.  Каковы же размеры этих пожертвований? Кто их устанавливает и устанавливает ли вообще? Одинаковы ли для всех молитвы, которые читаются на отпевании? Можно ли за деньги отпеть того, кого отпевать не разрешается? Ответы на эти вопросы дает иеромонах Дометиан.
Каждый храм устанавливает свои размеры пожертвований. Это зависит от того, сколько денег требуется на содержание храма. Любой (даже не верующий) человек, заходя в церковь, восхищается красотой и торжественностью ее убранства. Но мало кто задумывался о том, что вся эта красота стоит денег, и денег немалых. Кроме того, храм, как и любое здание, периодически нуждается в ремонте, да и электроэнергия не бесплатна. Церковь  не является коммерческой организацией или муниципальной принадлежностью. У нее один доход - пожертвования. Служители церкви - священники - не получают зарплату. Их доход складывается от приношений верующих за требы - отправления таинств или священных обрядов, в которые входят: крещение, венчание, отпевание.
Как правило, называя сумму оплаты того или иного обряда, церковь придерживается установленных размеров. Но, в принципе, каждый конкретный случай оплачивается по-разному. Это зависит от многих причин.
Существует два вида отпевания: очное и заочное. Очное,  когда священник находится рядом с покойным и читает молитвы над гробом. Заочное, когда имя усопшего пишется на бумаге и отдается священнику, который, совершая обряд отпевания, не видит того, над кем этот обряд совершается. Заочное отпевание стоит примерно сто пятьдесят рублей. Отпевание очное дороже. Оно может проходить в разных местах: в церкви, на дому, на кладбище. Естественно, что отпевание на дому дороже, чем отпевание в церкви. Здесь может идти речь о сумме от трехсот до тысячи рублей. Но самая дорогая «услуга», если можно так выразиться, отпевание на кладбище. Хотя, как уже говорилось ранее, все зависит от конкретного случая. Каждый жертвует столько, сколько ему подсказывает совесть, и позволяют финансовые возможности. Если человек не располагает деньгами или просто не хочет их давать, отпевание проходит бесплатно. Бывают курьезные случаи, когда родственники усопшего тратят огромные деньги на похоронную атрибутику, еду и выпивку к поминальному столу, а за отпевание не жертвуют ни копейки. Бывает и по-другому: плата за отпевание становится актом благотворительности, и жертвуются большие деньги. Часто в память об умершем близком человеке родственники строят часовни и церкви. Пример тому - церковь Евгения-мученика на Заельцовском кладбище в Новосибирске, построенная матерью в память о погибшем сыне. В некоторых случаях церковь сама не берет деньги. Умирает, скажем, одинокая старушка. Сердобольные соседи просят ее отпеть. Не брать же плату с соседей. Так что, каждый случай индивидуален. И размер пожертвований редко совпадает с тем, который был установлен храмом. Он колеблется от нуля до выстроенного на собственные деньги храма.
Молитвы при отпевании одинаковы для всех. Исключение составляют дети до семи лет и те, кто умер на Пасху или в Пасхальную седмицу. В случае смерти ребенка церковь молится не об отпущении грехов, поскольку таковые не совершались, а если и совершались, то делалось это не по злому умыслу, а бессознательно. При отпевании детей церковь молится об упокоении младенца. В молитвах, читаемых при отпевании в Пасхальную седмицу, обязательно упоминается о воскресении Христа. Разные виды молитв не предполагают разного размера оплаты.

ТОРГОВЛЯ? ИЛИ СБОР ПОЖЕРТВОВАНИЙ!
Итак, люди приносили частичку своего труда в храм. Так сегодня на панихидах, поминая своих близких, «за упокой», люди приносят из дому печенье, яблоки, пряники, сахар, блины и ставят их на поминальный столик. По окончании молитвы часть принесенных продуктов они отдают церковнослужителям, часть предлагают  всем,  кто находится в храме, часть - раздают нищим у храма.
Вот также раньше происходило и с важнейшей церковной службой - с Литургией. Люди приносили из дома вино и хлеб, передавали их священнику с просьбой помолиться за тех, кто принес эти дары и о тех, за кого они принесены. Это и было то, что сегодня называется просфора. По-гречески это слово означает приношение. Просфора - то, что приносится в храм, приносится в жертву, а не то, что уносится из храма.
Но где бы ни работал человек - его религиозная совесть напоминает ему: в своей работе ты пользуешься теми талантами, теми дарами, теми возможностями, что даровал тебе Творец. Так хотя бы частичку их верни в Его храм с благодарностью. Как же инженеру или трактористу, журналисту или учителю частичку своего труда принести в храм? Это то, что в современной политэкономии называется «всеобщий эквивалент». Деньги.
Часть того, что человек заработал, он в виде денег приносит в храм. Эти бумажки он меняет на то, что не сделал сам, но что нужно для службы в храме: на свечи, хлеб (просфоры), вино, масло, ладан. Человек принес свою жертву.
Свечу не нужно делать самому и везти в храм через полгорода. К церковному порогу прихожанин может поднести свою жертву в виде монетки, а уже внутри храма идти со свечой в руке.
Законодательство гласит, что если предприниматель часть своей прибыли жертвует на церковь, пожертвованная сумма исключается из его налогообложения. Так почему же это правило нередко забывается, когда речь идет о копеечках, что живые и небогатые люди (а не юридические лица) приносят к храмовому порогу?
Мы не видим в этом акта купли-продажи. «Свечной ящик» - это скорее тот переходный тамбур, который помогает людям из современной цивилизации безболезненно перейти (хотя бы в одном отношении) в мир древней традиции.
Патриарх Алексий II при встречах с духовенством постоянно подчеркивает: в храмах не должно быть слов «цена», «стоимость», «плата». Лучше говорить «жертва на свечу», «пожертвование на такую-то молитву».
Диакон Андрей КУРАЕВ

КОГО НЕ ОТПЕВАЮТ
По церковному закону, человек, принадлежавший к православной вере, не может быть похоронен без отпевания. Если не совершить этого таинства, душа не сможет отойти к Богу.  Однако и здесь есть свои исключения. Не отпеваются самоубийцы, но не все. Если в момент самоубийства человек находился в состоянии умственного расстройства или совершил это по причине невыносимой боли, то его деяние уже не считается таковым, но на отпевание требуется согласие и благословение правящего архиерея. Не отпеваются разбойники, убитые при разбое. Говоря современным языком, авторитеты, погибшие на «разборках», во время совершения преступления или при задержании их сотрудниками милиции. Не отпеваются женщины, умершие во время проведения аборта, так как в момент смерти они совершали детоубийство. Не совершается этот обряд и над теми, кто умер от болезни, полученной в результате аборта, если женщина не принесла покаяния. Конечно, родственники покойного могут не назвать действительную причину смерти. Поэтому в церкви раньше всегда спрашивали свидетельство о смерти, где причина указывалась. Сейчас в свидетельстве этого не пишут, поэтому
предъявляется выписка из больницы или свидетельство о судебно-медицинской экспертизе. Не отпеваются также отлученные от церкви и те, кто не был крещен. Человек может принять таинство крещения перед смертью; тогда ему отпускаются все грехи, и он умирает христианином.
Если по какой-либо причине умершего нельзя отпевать, никакой размер пожертвования не заставит священника нарушить церковные законы.

БУДЕТ ЛИ СОВЕРШЕНА ЗАУПОКОЙНАЯ МОЛИТВА БЕЗ ОПЛАТЫ?
Кроме отпевания, священники совершают еще и заупокойные молитвы (панихиды и литии). Конечно, церковь будет вам благодарна, если поминовение своего близкого вы сопроводите пожертвованием на храм, но если у человека нет возможности передать в алтарь записочку о «поминовении» своих близких с приложением к ней жертвенной копейки - это не беда. Господь знает помыслы наших сердец и состояние наших семейных бюджетов. Если не мелочная корысть и не типичная жажда «халявы» стоят за этим, а действительная бедность - что ж, горячая молитва человека за своих ближних будет Богом услышана. Ведь священник, совершая литургию, опускает в Чашу с искупительной Кровью Христа все частицы, вынутые из переданных в алтарь просфорок. Вынимая эти частички (хлебные крошки) из просфор, в начале Литургии, священник зачитывает имена тех людей, что значились в сопроводительных записках. Теперь же все их он опускает в Чашу со словами «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь кровию Твоею честною,  молитвами святых Твоих».  Видите: священник не  говорит «мною  ныне поминавшихся», но  вообще «поминавшихся». Упоминаемые в этих же словах «молитвы святых» - это отнюдь не только молитвы тех, кого мы привыкли  видеть на иконах. Здесь имеются в виду и молитвы тех, кто стоят с нами в храме, тех, кто причастился Крови Христовой на этой Литургии (перед Причастием ведь священник возгласил: «Святая - святым», то есть святыня Христова дается тем, кто достойно, исповедав свои грехи, очистившись, приступает к Причастию). Как видим, не вместо нас священник молится о наших ближних, но вместе с нами. И поэтому  невозможность  принести  денежную  жертву  на храм  никак  не  означает,  что человек не может  приносить молитвенную жертву Богу.

Иеромонах ДОМЕТИАН, священник домовой часовни «Спас нерукотворный»

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала

#GALLERY#
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика