Предлагаем материал по истории траурной одежды. Автор - Элиза Россар, художник, скульптор, организатор и участник 100 художественных выставок в Москве, Ереване, во многих странах мира.
Элиза Россар работает в редких областях искусства. На московских кладбищах установлено 12 созданных ею монументальных памятников. Ее ювелирные украшения удостаивались высших призов на международных конкурсах. Она занимается преподавательской деятельностью, дизайном интерьеров, моделированием одежды. Элиза Россар - автор творческого проекта «Реквием», который был продемонстрирован на московской выставке «Некрополь» в 2003 году. «Суть проекта траурной одежды, украшений и головных уборов, - говорит Элиза Россар, - подумать о живых: как они будут выглядеть в дни похорон, поминок, траура».
Внешнее выражение скорби по ушедшему из жизни человеку во все времена включало в себя особые правила поведения и ношение траурной одежды. Показательны в строгом исполнении траурного этикета ближайшие к нам XVIII и XIX века. В XX веке как будто прервалась связь времен. Сегодня нет ничего более неопределенного, чем траурный этикет. Даже в Англии, стране вековых традиций, траурный этикет не носит тот наследственный и позитивный характер, когда любое отклонение от правил вызывало бы порицание и осуждение. В западных странах семьи еще сохранили представления о старинных обычаях и даже траурной одежде прабабушек и прадедушек. В России после революции все из «старого мира» жестоко искоренялось. На целый век полностью ушли из жизни общества и традиции траурного этикета.
Когда организаторы выставки «Некрополь» предложили мне в 2003 году организовать дефиле траурной одежды, я села за книги. Оказалось, многое утрачено. В России не нашлось авторов, кто бы в комплексе изучал эту тему. По крупицам удалось собрать материал, который я с удовольствием представляю читателям «Похоронного дома». Я благодарю Бориса Якушина, который много помог мне в сборе информации для этой статьи через интернет и в Британской национальной библиотеке Лондона, где он учился.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦВЕТА ТРАУРА
На всех исторических этапах развития каждая нация по-своему выражала печаль, горе по поводу безвозвратной утраты близкого человека в цвете. Цивилизованный Запад, христианский мир приняли черный цвет как символ скорби, оплакивания ушедшего в мир иной. Считается, черный - универсальный цвет для траура. Если человек одет в темную, мрачную одежду, он имеет право на должное уважение общества.
Изначально ношение черной одежды, если в семье кто-то умер, было связано не с идеей скорби по усопшему, а с суеверным страхом перед ним. В те далекие времена люди полагали, что дух умершего не сможет узнать их в таком облике, не будет преследовать и не уведет за собой. Вуаль на лице была призвана смутить демонов и не дать им утащить в ад еще одну душу. Из тех же предрассудков до сих пор занавешивают зеркала в доме во время похорон и придерживаются многих других поверий. Со временем траурная одежда приобрела тот смысл, который стали придавать ей в средние века, - знак траура. Как антипод символу ночи, смерти, отрицания и отчаяния траурная одежда включала белый цвет - олицетворение божественности, света, чистоты, истины.
В Индии и других странах Юго-Восточной Азии, где проповедуют индуизм и буддизм, цвет траура - белый. У китайцев также доминирует белый цвет, розовый, красно-розовый, красно-фиолетовый, у египтян - бледно-желтый, у персов - коричневый, у цыган - пурпурно-красный. Цвет траура продиктован той философией, которую вкладывает народ в символику цвета.
ТРАУРНЫЙ ЭТИКЕТ
В каждой более или менее стабильной культуре существует определенная система правил, регулирующая отношения между людьми - обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежду.
Траурная одежда приобретает художественно-стилизованную форму по моде своего времени со строгой детализацией костюма.
Соблюдение траура и ношение траурной одежды помгали человеку, потерявшему близкого, выразить свое уважение, почтение, свою любовь к покойному. Длительность траура определялась самим скорбящим, и, чем глубже было чувство скорби от потери дорогого человека, тем дольше продолжался траур.
Люди, находящиеся в трауре, на весь его период отказывались от светских развлечений и увеселений. Они не должны были ходить на приемы, свадьбы, балы, маскарады, в театр. Если люди, у которых случилось горе, хотят вернуться в общество, то они должны отправить своим друзьям и знакомым открытку, информирующую об этом. До тех пор, пока не отправлено подобное сообщение, общество не рискнет нарушить уединение скорбящего человека.
Традиции эти разумны и несут в себе ряд положительных моментов. Ограничения в посещении публичных собраний, траурная одежда служат своего рода защитой для скорбящего человека. Креповая вуаль скроет печальное лицо и слезы женщины в трауре от любопытных посторонних глаз. При виде траура беспечный или бессердечный человек, по крайней мере, не сможет игнорировать несчастье другого или проявить неуважение к умершему. Таким образом, все общество должно было соблюдать правила хорошего тона в рамках траурного этикета.
КЛАССИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ТРАУРА В АНГЛИИ
Весь период ношения траура разделялся на три этапа: глубокий, обыкновенный и полутраур. Классический образец глубокого траура оставила нам викторианская эпоха в Англии. После преждевременной смерти мужа, принца Альберта, королева Виктория требовала, чтобы все придворные носили траур три года. Сама она вела полуотшельнический образ жизни и одевалась в черное до самой кончины. Ее подданные, когда в их жизни случалась тяжелая утрата, подобно своей королеве, входили в глубокий траур.
Журналы мод рекламировали траурную одежду последних стилей, но женщины в трауре подходили очень строго к выбору наиболее приемлемых фасонов платья. Диковинный покрой платьев викторианской эпохи с его гигантскими, с буфами, рукавами, экстраординарные головные уборы, какие встречаются сегодня на старинных картинках, никогда не шились в действительности для повседневной носки.
Траурный период для вдовы продолжался 18 месяцев. Первые полгода полагалось носить одежду из крепа либо из ткани генриетта с накидкой из крепа, воротник и манжеты из белого крепа (креп - это грубая, тусклая шелковая ткань специальной выделки, которая кладется под пресс и собирается в пересекающиеся складочки). Дамская шляпа - без полей с длинной вуалью. Бусинки и цветы на шляпах не полагались. Отсутствие украшений свидетельствовало о том, что участница похорон поглощена глубоким горем,
а не своей внешностью. Головной убор вдовы предпочтительнее из белого крепа. Темно-серые лайковые перчатки носили в первые дни траура. В последующие дни можно было перейти на шелковые, особенно летом. Через шесть месяцев одежду из крепа можно было заменить на платье из гренадина с неброской отделкой. Все виды черного меха и мех котика носили во время глубокого траура. Внутренняя отделка экипажа семьи тоже должна быть черной.
В то время, как книги по этикету требовали, чтобы вдовы и близкие родственники носили черную одежду, невесты и некоторые женщины в трауре все же надевали на свадьбы серые или фиолетовые платья.
После первого года траура женщина получала больше свободы в выборе одежды. Во время полутраура вместо шляпы из крепа и длинной тяжелой вуали разрешался более легкий вариант, например шелковый головной убор с окантовкой из крепа и тесьмы. Она снова могла носить различных фасонов шляпы. В это время надевали платье из шелка гренадин либо из кашемира с темной отделкой и траурными повязками на шее и рукавах. Как знак траура носили траурные цветы в руках и на запястьях. Позволялись другие цвета туалета - серый и фиолетовый, розовато-лиловый, черно-белый, отделка вышивкой и бисером из черного янтаря.
Как правило, траурная одежда была привилегией женщин и для выражения эмоций считалась неподходящей для мужчин, доминирующих в рабочем мире. Большинство мужчин викторианских времен носили обычно темные одноцветные костюмы, которые подходили как для траура, так и для офиса. Было принято, что вдовцы прекращали носить траур и выходили в общество гораздо раньше, чем вдовы.
Существовали разные мнения, должны ли дети вообще быть в трауре. Но, по усмотрению родителей, порой детей одевали в траурную одежду. Девочке шили такое же платье, какое носила бы ее мать. Например, для полутраура платье и шляпку отделывали черной повязкой, а кнопки на платье были из черного янтаря.
Приведу обширную цитату из уникальной книги по траурному этикету викторианской эпохи, которую в адрес журнала «Похоронный дом» прислал директор похоронного дома из Лондона господин Криб. Он провел несколько воскресных дней на антикварном рынке Лондона в поисках этой книги. Искренне ему признательна за такую помощь. Итак, привожу в полном объеме цитату из книги.
«Траур по детям длился девять месяцев. В первые три месяца одежду отделывали крепом, траур не такой глубокий, как траур по мужу. Никто не готов снять с себя траур. Однако традиции позволяли друзьям подсказать скорбящей матери, когда пришло время сменить одежду ради оставшихся в живых детей. На них сильно действует, что их мать всегда носит черную одежду. Матери всегда должны помнить об этом, когда им кажется, что утрата ребенка делает их жизнь бесполезной и пустой.
Траур по отцу и матери продолжался один год. Первые полгода должны были носить одежду из ткани генриетта или серж с отделкой из крепа, в первое время - с черным тюлем на запястье и шее. Темная вуаль крепилась на шляпе сзади, она не должна спадать на лицо, как носят вдовы. Надо сказать, современные доктора против такого обычая. Они советуют прикалывать тонкие монашеские вуали вместо тяжелой вуали из крепа. Красители ткани губительно действуют на чувствительную область носа и являются причиной возникновения катаральных заболеваний, слепоты и глазной катаракты. Много недостатков в вуали из крепа, но такова традиция, и никто не решается ее изменить.
Траур по сестре или брату, отчиму и мачехе, бабушке и дедушке был таким же, но продолжительность его короче. В Англии такой почтительный траур длился только три месяца.
Траур по умершим тете, дяде или кузине тоже длился три месяца. Этот срок должен закончиться до того момента, когда семья выйдет в свет или появится в театре.
Женщины присутствуют на похоронах своего родственника, если могут, и при этом носят глубокий траур. Жены носят траур по родственникам мужей так же, как они носили бы траур по своим родственникам. То же самое относится и к мужьям.
Слуги обычно носили траур (черную ливрею и траурную повязку на головном уборе) по главе семьи, иногда по другим членам семьи».
В современной Англии траурная одежда, которую разрабатывают модельеры, намного тяжелее, чем раньше, хотя носится она более короткое время - 12 месяцев. Целый год вдова носит платье из крепа, тканей генриетта, бомбазин и головной убор вдовы. После чего надевает любую черную одежду без крепа и даже при желании любого другого цвета. Дочь носит половину года черную одежду, вторую половину - так называемую «траурную повязку». Таким же может быть траур сестры. Дальний родственник или близкий друг может носить «приветственный траур», то есть черную одежду, три месяца.
РУССКИЙ ТРАУР
В России традиции ношения траура были очень крепкими. Форма траура напоминала европейскую. Во время траура родные и близкие умершего отказывались от увеселений, ношения блестящих ювелирных украшений. В одежде использовались черная шерсть и креп. Недопустимо было пудриться, румяниться и пользоваться духами.
Покрой траурного платья подчинялся моде. Неизменными оставались только цвет и тип ткани - без блеска. Самыми подходящими материями считались черные, например, кашемир, креп, рипс, шевиот, байка (смесь шерсти и шелка), английский альпага, бомбазин, мохер. В качестве отделки брали гладкий траурный флер и английский креп. Английский креп считался непременным атрибутом траура и для мужчин. Для детей младше семи лет полным трауром считалась белая одежда.
Траурные шляпки делались из черного крепа и украшались цветами из каменного угля (гагата). Для полного траура полагались черные перья, в полутрауре черное перо могло иметь белый кончик. Кроме гагата, еще носили «же» - стеклярус в виде бус, смешанных со стальным бисером. Его использовали для отделки шляп и пелерин.
В траурном наряде женщин и мужчин были обязательны черные перчатки и черные зонты. Некоторые отделывали носовые платки черной каймой, как визитные карточки и писчую бумагу.
Для мужчины было достаточно всего полугода глубокого траура, причем черный костюм надевали только на панихиду. Все остальное время вдовцы могли ограничиться широким крепом на шляпе и узкой креповой полоской на левом рукаве. Но во время всего периода траура носили черный шелковый галстук «а lа Таlmа», или трагический.
Если в семьях в период глубокого траура бывали свадьбы, как и в Англии, черное платье допускалось сменить на лиловое, что считалось трауром для невест. Даже приданое изготавливали из тканей лиловых и сиреневых оттенков.
В XIX веке появляется термин «полутраур», что означает ношение траура недолгое время. В этот период шили траурную одежду из материи фиолетово-дофинового цвета (самый темный лиловый), сиреневого, маренго, гри-де-лень (серая ткань с орнаментом в полоску), в черно-белую клетку. В большие праздники можно было надевать что-нибудь «дикое», но не слишком светлое. «Диким» считался естественный цвет необработанного материала, например льна.
В богатых русских семьях траурную одежду надевали не только члены семьи умершего, но и слуги. В традиционном народном костюме траурными считались черный, синий, красный и белый цвета. Траур обозначался введением в наряд черных окантовок, каймы или орнаментальных деталей из шелка, гаруса и ситца. Головные уборы женщин - шлык и сорока - тоже отделывались черной полосой.
Соблюдался также и государственный траур в случае кончины кого-нибудь из членов императорской фамилии. В это время запрещались спектакли и другие публичные зрелища. Особы чиновные облекались в траур по классам. Бесклассные дворянки сменяли цветное платье на черное.
Существовал так называемый Устав моды, который был направлен на укрепление традиций и моральных устоев в обществе и семье. По предписаниям Устава моды, «изъявлять сожаление об умерших родственниках... можно не иначе, как с помощью сукна черного цвета. Покрой траурного кафтана, число находящихся на нем пуговиц, суконная черная или шелковая исподница и камзол, батист, пришитый к обшлагам, или иначе плерезы, гарусные или шелковые чулки и башмачные пряжки, покрытые черным лаком, составляют таинственные знаки, с помощью коих, ничего не спрашивая у печального человека, можно узнать обстоятельства и степень его печали, а также давно ли умер родственник его и сколь близко доводился ему родством».
Элиза Россар, член президиума Международной ассоциации "Союз дизайнеров", Союза художников России, академик Международной академии наук о природе и обществе, Москва
#GALLERY#