Петляет дорога от большого пути из Сомбора-града до села Чонополя, путает между домиками старыми да магазинчиками малыми. И тут вдруг опускается завеса тишины и покоя. По сторонам являются храмы, часовни, ряды нарядной скорби гранитных плит. Кажется, сам воздух пропитан православным представлением о жизни вечной. Типично сербский, крупными мазками, маслянистый пейзаж. Такой смелый, уверенный, неколебимый.
И тут неожиданно ряды могилок, по форме напоминающие две вещи сразу: наши советские пирамидальные надгробия и стройные шеренги воинов.
«А разрешите, говорю, спросить, это для кого же такое?» Потому оригинально: звёзды красные, облака красные в цвет наших чакчир отливают… «А это, — говорит апостол Петр, — для большевиков, с Перекопу которые»…
… тут как надо понимать, все вы у меня, Жилин, одинаковые — в поле брани убиенные. Это, Жилин, понимать надо, и не всякий это поймёт», — ответ Бога булгаковскому герою Белой Гвардии.
Вот не знаю, почему, но мне видится Красноармейское кладбище в Сомборе, порученное заботам Монастыря Святого Архидьякона Стефана, лучшей иллюстрацией к сну Турбина и той беседе с Богом. Тут они рядышком — могилки монахов и краснознаменных воинов-освободителей.
В 1944-м по северной границе нынешней Сербии шли самые многочисленные бои за всё время Второй Мировой войны на территории Югославии. По одну сторону отчаянный последний укус фашистской змеи, с другой – неминуемый натиск объединённых войск Народной освободительной и Красной. Так и павшие воины погребены вместе. Православные или нет – не важно.
Единственное отличие — желание югославов особо отметить свой низкий поклон доблестным воинам-братьям. Благодарность – это вообще отличительная черта народа сербского, вплоть до десятилетнего мальчишки, чьим упорным старанием лишь 6 из 153 могил остались безымянными. В 1944-1945 годах Джура Терзич записывал в своей школьной тетрадке основные сведения обо всех погребаемых героях. Так благодаря сербскому мальчишке остались они жить в памяти потомков.
Неподалёку располагается также камень памяти над братской могилой болгарской Народно-освободительной армии. Героям, также положившим свою жизнь за благо потомков, жить хозяевами на своей земле.
На стороне монументальной стелы, венчающей мемориальный комплекс Красной армии, обращенной к монастырскому храму, высечена надпись на русском: “Слава русским богатырям потомкам героев Шипки и Плевны”. Речь идёт о воинах, сражавшихся в русско-турецкой войне на территории Югославии.
И невольно задумаешься: а такие ли мы славные потомки, каковыми были освободители в 1944-1945?