История судов над ведьмами

07.04.2017
История судов над ведьмами
Еще в 1258 году инквизиция обратилась к Папе Александру IV с вопросом: не стоит ли обратить более пристальное внимание на гадание и чародейство. На что Папа ответил: нет, пока они не станут явным проявлением ереси.
Менее чем через 100 лет, в 1320 году Папой Иоанном XXII была издана булла, в которой он уполномочил инквизитора Каркассона (Франция) осуществлять преследование поклоняющихся демонам, вступающих с ними в сговор, изготовляющих восковые подобия и использующих священные предметы (например, распятие для магии). Но даже до появления этой буллы уже происходили казни за чародейство.
Если верить средневековым источникам, то первое сожжение состоялось в 1274 или 1275 году в Тулузе (Франция). Казненная, некая Анжела де Лабарт, призналась, что родила от дьявола ребенка с головой воина и хвостом змеи. Она кормила его мясом детей, которых воровала.
После выхода буллы чародейство стало именоваться колдовством.
Первая массовая волна казней прошла по южной Франции. Незадолго до этого ее очистили от альбигойцев, так что еретиков там почти не осталось.

Для справки
Альбигойцы – термин, которым во французские историографы XVII-XIX веков обозначали религиозное христианское движение, которое современные историки называют «катаризмом». Приверженцы катаризма исповедовали дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, добром и злом, причем материальный мир рассматривался как зло. Считались еретиками.

С 1330 по 1335 год в Каркассоне прошел ряд судебных заседаний, в которых были обвинены 74 человека. Еще одним центром инквизиции стала Тулуза, где, собственно, инквизиция и зародилась (см. выше). В 1135 году в этом городе инквизитором Бернаром Гидонисом было привлечено к суду 63 человека, 8 из них сожжены. На этом процессе появились первые упоминания о шабаше. После пытки некая Анна-Мария де Жоржель призналась, что высокий черноволосый мужчина соблазнил ее, когда она умывалась, после чего перенес ее на шабаш, где некто в облике козла посвятил ее в тайны зла.
Ч 1350 года в Каркассоне и Тулузе было привлечено к суду за колдовство 1000 человек, сожжено из них 600.
В 1393 году сожжения начали распространяться на восток.
В начале XV века вместо доминиканцев, возглавлявших инквизицию почти 3 века, в ее главе встали францисканцы. Ее расследования охватили территорию от Лиона до Гренобля (Франция). 15 марта 1438 года старик из Ла Тур де Пена Пьер Валлен признался, что вступил в сделку с дьяволом 63 года назад. С тех пор дьявол платил ему ежегодное пособие. Валлен пожертвовал дьяволу 6-месячную дочь, вызывал бури, летал на шабаш на палке, ел детей, имел связь с демоном-суккубом (соблазняющим мужчин), который являлся к нему в образе 22-летней девушки. Среди своих сообщников, чтобы никому не навредить, Валлен назвал умерших к тому времени троих мужчин и женщину. Через неделю на повторном допросе ему сказали, что невозможно, чтобы за 63 года связи с дьяволом он имел всего лишь 4-х сообщников, к тому же, уже мертвых. Под пыткой первой степени (порка), которая для человека преклонного возраста была тяжким испытанием, он назвал еще 5 имен, а затем на страппадо, выдержать которое было еще тяжелее порки, - еще 5. Суд над Валленом показателен в том смысле, что на нем были представлены различные аспекты колдовства – обвиняемый под пыткой был вынужден «признаваться» в самых разнообразных злодеяниях; а кроме того, этот суд показателен и тем, что все обвиняемые, и сам Валлен, и те, кого он назвал в качестве сообщников (их имена ему, естественно, подсказали палачи), были состоятельными гражданами, и инквизиция вместе с гражданским судом, куда направлялись дела, делила конфискованное имущество осужденных.
С юга Франции через юг и запад Швейцарии суды за колдовство дошли до севера Италии. В епархии Комо, ставшей одним из первых центров деятельности инквизиции в этой стране ежегодно сжигалось от 100 до 1000 ведьм.
На одном из первых судов, состоявшихся в этой епархии, впервые был применен, ставший позднее одним из самых популярных тест на определение ведьмы: тестируемому предлагалось безошибочно и без запинок произнести молитву «Отче наш». Если он ошибался, запинался, заикался, вывод был однозначен.
В 1462 году во французском местечке Шамони инквизицией было приговорено к сожжению и передано в гражданский суд четверо мужчин и четыре женщины. Одну из женщин, признавшуюся под пыткой в том, что она на шабаше ела детей, перед тем как заживо сжечь, заставили несколько минут обнаженной сидеть на раскаленном железе.
В 1477 году обвиняемая под пыткой призналась в том, что летала на шабаш на палке, натертой колдовской мазью, на шабаше творила всяческие мерзости, а кроме того, назвала имена еще 20-ти сообщников.
На основании подобных признаний, сделанных под пыткой и с подсказки инквизиторов, последние развили концепцию колдовства и при поддержке папских булл двинулись и в другие страны для его искоренения. Следующей на их пути была Германия.
Первые труды по колдовству и демонологии были написаны инквизиторами-доминиканцами. Эта доктрина была принята как духовными, так и гражданскими судами.
В Люцерне (Швейцария) гражданские суды шли весь XV век.
Только в 1428 году здесь было сожжено 200 ведьм.
В 1450 году процессы начались в Лотарингии (Франция) и Кельне (Германия), ближе к концу XV века – в Трире (Германия), в 1493 году – в Юи (Бельгия).
В период от 1500 до 1700 года и духовные, и гражданские суды следовали строго установленному инквизицией образцу, преследуя 2 цели:
Во-первых, обвиняемый должен был признать свою вину, чтобы казнь приобрела законный статус;
Во-вторых, он должен был назвать сообщников, чтобы был обеспечен новый приток подозреваемых, и суды продолжали работать и приносить доход.
Так было практически во всех странах, исключая Англию, где были сохранены некоторые гарантии объективного судопроизводства; Голландию, где после 1610 года не было ни одного суда за колдовство; скандинавских стран, где заблуждение по поводу ведьм было не столь велико; и некоторых совершенно исключительных случаях в других западноевропейских странах.
В большинстве же своем обвиняемые на этих процессах фактически были признаны виновными еще до их начала. Им не полагался адвокат, за исключением очень редких случаев, когда он назначался судьями; обвиняемые были лишены права на предоставление доказательств в свою пользу.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика