Инквизиция

14.12.2016
Инквизиция
Наверное, на всех, живших в средние века, это слово наводило, если не ужас, то, как минимум, уважение, смешанное со страхом. Еще бы! Для этого церковного суда не были авторитетом ним титулы, ни звания. Его жертвой мог стать человек любого имущественного и социального положения. Любого она могла отправить на костер.
Когда в Римской империи государственной религией стало христианство, оно начало проявлять крайнюю нетерпимость к любым другим вероучениям, объявляя нехристиан еретиками (вероотступниками – авт.).
Ересь каралась смертью.
Светские чиновники обязаны были сотрудничать с инквизицией. В противном случае им грозило отлучение от церкви, что было наказанием, практически равносильным смерти (отлученные от церкви поражались во всех правах).
Как таковая Инквизиция была создана в XII веке Папой Люцием III, а свое название получила в 1215 году при Папе Иннокентии III. Влияние Инквизиции усилилось при Папе Григории IX (1227-1241). По его решению, инквизиторами становились только доминиканцы. Назначались они самим Папой и подчинялись только ему. Если существовало подозрение, что в той или иной области появились еретики, инквизиторы направлялись туда и не покидали области, пока ересь там ни была полностью уничтожена. Штаб-квартирами на время их пребывания становились доминиканские (иногда францисканские) монастыри.

Для справки
Доминиканцы, Доминиканский орден, Орден братьев-проповедников – католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником.
1.JPG
Монах-доминиканец

Для справки
Францисканцы – католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето (город в Италии) в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
2.jpg
Монахи-францисканцы

Методика инквизиторских судов сформировалась не сразу. Инквизиторы оттачивали свое мастерство десятилетиями. Пока не пришли к более или менее общим правилам. Вот они:
1. Обвиняемый считался виновным, пока он не доказывал свою невиновность (презумпция виновности).
2. Подозрение, сплетни или оговор считались достаточными основаниями для обвинения и вызова на суд.
3. Любое преступление, независимо от его характера, соединялось с ересью.
4. Личность свидетелей не устанавливалась, их показания часто не доводились до сведения обвиняемого. В 1254 году Папа Иннокентий IV гарантировал анонимность обвинителей.
5. Против еретиков допускались показания детей, а также осужденных за лжесвидетельство, лишенных гражданских прав и даже отлученных от церкви.
6. Не принимались показания в пользу обвиняемого.
7. До XVII века обвиняемому не полагался адвокат. Да и после он присутствовал лишь формально.
8. Судьи были исключительно инквизиторами.
9. Судьи должны были вынуждать обвиняемых к признанию.
10. Постоянно использовались пытки.
11. Хотя, по закону, пытки нельзя было использовать несколько раз, тем не менее, они использовались повторно, пока у обвиняемого не вырывали признание.
12. Те, кто признавался под пыткой, должен был повторить свое признание без нее, в противном случае пытка использовалась повторно.
13. Каждый обвиняемый должен был назвать сообщников (пусть даже вымышленных).
14. Ни одна апелляция, поданная осужденным, не рассматривалась.
15. Собственность обвиняемого конфисковывалась.
С такими правилами ведения суда у осужденных не было даже шанса избежать смерти.
Любопытно, что при таких бесчеловечных методах ведения суда Инквизиция никогда сама не выносила приговор, оставляя эту сомнительную честь светским судам. При этом при передаче дела гражданским властям в сопроводительных документах цинично писалось: «Мы настойчиво просим светский суд смягчить ему приговор, чтобы можно было избежать кровопролития и опасности для жизни». Но если светский суд действительно проявлял милосердие и не объявлял смертного приговора, то его обвиняли в сочувствии еретикам, а это было страшное обвинение.
Даже если обвиняемый Инквизицией каким-то чудом не был казнен, его имущество все равно изымалось. Затем следовали суды над сообщниками, которых подсудимый называл под пыткой. Их имущество также конфисковывали. Получается, что Инквизиция имела материальную заинтересованность в как можно большем числе обвиняемых. А, кроме того, инквизиторские суды истребляли тех, чьи мысли шли вразрез с официальной церковной доктриной (достаточно вспомнить сожженного Джордано Бруно или Галилео Галилея, который, чтобы избежать смерти, вынужден был отречься от своих научных взглядов). Впрочем, от пытки и смерти можно было откупиться не только отречением, но и банальной взяткой.
Для справки
Джордано Бруно – итальянский монах-доминиканец, философ и поэт; автор многочисленных трактатов.
В 1592 году был арестован в Венеции и выдан инквизиционному суду в Риме. После отказа отречься от своих учений, был заключен в тюрьму, где находился семь лет, а затем сожжен на костре как еретик и нарушитель монашеского обета.
Главное обвинение – учение о бесконечности вселенной и множестве миров.
3.gif
Джордано Бруно

Для справки
Галилео Галилей – итальянский физик, механик, астроном, философ и математик.
Был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы, согласно которой, центром Солнечной системы является Солнце, а не Земля, как утверждали церковники, что привело Галилея к серьезному конфликту с католической церковью.
4.jpg
Галилео Галилей

Таким образом, благодаря Инквизиции, церковь превращалась: во-первых, в самого богатого и могущественного феодала (землевладельца – авт.); во-вторых, в истину в последней инстанции.
Один из идеологов Инквизиции писал:
«Вера должна быть внедрена путем убеждения, а не навязана этим людям. Однако было бы гораздо лучше, чтобы они были принуждены мечом того магистрата [сословного органа городского управления], который носит свой меч не напрасно, нежели позволить им вовлечь многих других в свое заблуждение».
Место Инквизиции в истории Европы определил католический историк лорд Актон:
«Основным принципом Инквизиции является сеяние смерти… Либерализм смел это ужасающее здание нетерпимости, тирании, жестокости, воздвигнутое поклоняющимися Христу, чтобы сохранить собственную веру. Многое можно извлечь из деятельности церкви в защите брака, права на погребение, упразднения рабства. Прекращения войн и помощи бедным. Но ничего нельзя извлечь из ее злодеяний по отношению к неверующим, еретикам, дикарям и ведьмам. Здесь полная ответственность лежит на Инквизиции; ее инициатива и достижения были самыми полными».
5.jpg
Джон Дальберг-Актон,
лорд Актон (10 января 1834 –
19 июня 1902) –
английский историк и политик

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика