Микеланджело
К живописи его влекло с самого детства, но его отец считал это занятие делом низким и не достойным их древнего рода, а потому юному Микеланджело нередко за его увлечение доставались побои.Он очень любил одиночество, поскольку только в одиночестве мог полностью отдаться своему искусству.
Однажды один из друзей спросил у него, что он думает о тех, кто подделывает самые знаменитые из древних мраморных статуй, хвастаясь, что, подражая древним, намного превосходит их, Микеланджело ответил: «Тот, кто идет за другими, никогда их не перегонит, а тот, кто сам не умеет хорошо делать, не сумеет хорошо воспользоваться и чужим».
Однако, и о тех, «кто сам умеет», у него было весьма невысокое мнение. Так, например, он говорил, что его служанка разбирается в живописи и скульптуре лучше, чем Леонардо да Винчи.
В 1564 году Микеланджело умер в возрасте 89-ти лет в полной нищете. Тем не менее, в архивах были найдены документы, из которых явствовало. Что он был сказочно богат. В пересчете на современные деньги его состояние составляло десятки миллионов долларов. Однако он был очень скуп. Даже родственникам постоянно жаловался на нехватку денег, чтобы не просили у него финансовой помощи. Известен такой факт: когда вместе со своими учениками он ездил по Италии и, останавливаясь на постоялых дворах, заказывал спальные места, он просил одну кровать на всех. Из экономии.
Среди документов, проливающих свет на сказочные богатства Микеланджело, есть банковские счета, на которых суммы, равные сотням тысяч современных долларов США. Даты на некоторых из этих счетов совпадают с периодом создания фресок для Сикстинской капеллы, над которыми он трудился по заказу папы Римского Александра VI Борджиа.
Римский дом, в котором умер Микеланджело, был почти пуст. В нем находился только сундук с золотом, которого хватило бы на приобретение целого дворца.
Винсент Ван Гог
Родившись в семье приходского священника, он пытался пойти по стопам отца. После окончания евангельской школы в Брюсселе он получает назначение в один из самых бедных шахтерских районов Бельгии. Он пользуется большой любовью прихожан, но сам чувствует себя « не в своей тарелке», поскольку ничем не может улучшить тяжелую жизнь шахтеров. Таким образом, он теряет веру не только в себя, но и в Бога. Отдушину он находит в рисовании и решает посвятить себя живописи.В искусстве он достиг больших высот. Однако в личной жизни ему катастрофически не везло. Не было у него, практически, и друзей.
Самым большим другом для него был художник Поль Гоген. Тем не менее, как часто свойственно близким друзьям, они постоянно ссорились. Эти ссоры провоцировали обострение болезни Ван Гога (он страдал эпилепсией – авт.). Одна из ссор между Ван Гогом и Гогеном привела к тому. Что Ван Гог сначала бросился на Гогена с бритвой, но опомнился и направил агрессию на себя, отрезав себе ухо. Он запечатал его в конверт и отправил по почте проститутке, которая днем раньше предпочла ему Гогена, после чего лег в психиатрическую больницу.
В больнице он продолжал творить, но припадки случались у него все чаще. Во время них он почти полностью терял рассудок, а, придя в себя, с горечью думал, что становится безумцем. Он пытается уйти из жизни раньше, чем это случится. В конце концов, стреляет себе в живот… Но смерть приходит не сразу. Перед тем, как уйти в мир иной, он мучился еще два дня.
Сальвадор Дали
Сказать, что он был странен, значит – ничего не сказать.В первую очередь, об его странностях говорят, конечно же, его картины, не поддающиеся никакому словесному описанию.
С молодых лет до самой старости он носил, мягко говоря, странную одежду. Например, когда его позвали в Лондон, чтобы прочесть лекцию, он надел водолазный костюм и шлем, под которым едва не задохнулся. По Нью-Йорку он разгуливал в костюме Санта-Клауса. У него был фрак, к которому было пришито 88 маленьких бутылочек ликера, в каждой из которых плавала мертвая муха. На груди он носил кулон в виде языка, изготовленного из металла и покрытого красной эмалью.
Сам себе Дали поставил диагноз «легкая паранойя». Легкая ли?
Ему были присущи достаточно причудливые фобии, коими редко кто страдает.
Он ни разу не сел за руль автомобиля. Покупка билета на самолет была для Дали крайне сложным делом. Он боялся открыть дверь собственного дома, поскольку ему казалось, что за ней прячется кто-то чужой. Он попросту боялся людей.
Только когда в его жизни появилась любовь, жена и муза – Гала (русская женщина, уроженка Казани, Елена Дмитриевна Дьяконова), жизнь Сальвадора Дали вошла в более или менее спокойное русло. Он полностью погрузился в искусство, все житейские проблемы решала Гала. За ней Дали был как за каменной стеной. Русское выражение «быть замужем» толкуется как «быть ЗА мужем», т. е. за чем-то крепким. Пожалуй, в паре Дали – Гала «замужем» был именно Дали. Он даже простодушно признавался: «Я понятия не имею, беден я или богат. Всем распоряжается жена. А для меня деньги – мистика».
Кстати, до встречи с Галой у дали не было близких отношений с женщинами. Сама мысль о таких отношениях вызывала в нем отвращение. Каким образом Дьяконовой удалось сломать этот комплекс, - до сих пор загадка, но, тем не менее, в тридцатилетнем возрасте с Дали это наконец-то произошло.
Как уже было сказано выше, Гала была музой Дали. Ее лицо и тело присутствуют в сотнях композиций великого сюрреалиста: «Гала молитвенная», «Гала – Атомная Леда», «Гала в кругах», «Христос-Гала». Многие свои полотна он подписывал «Гала Сальвадор Дали». А одна из картин, на которой нет имени Гала, но сама муза присутствует в виде женщины, смотрящей на архитектурные конструкции, повторяющие форму ее тела. В начале 2000-х годов картина была продана на аукционе «Сотби» за 4 миллиона долларов, а называется она «Моя обнаженная госпожа, наблюдающая свое собственное тело».
Однако в конце совместной жизни Дали и Гала просто терпеть не могли друг друга. Но, тем не менее, в своей автобиографии Дали пишет: «Если бы я не встретил Галу, я бы кончил свой век в конуре, в отрепьях, изъеденный вшами».
В 1952 году Гала умирает. Вслед за ней медленно начинает угасать Дали, которому просто надоело жить. Жизнь для него становится, своего рода, очередной фобией. Он отказывается принимать пищу и его кормят через зонд. Однажды в замке, где он жил, вспыхнул пожар. Художник попал в больницу с сильными ожогами. Врачи были потрясены его худобой – он весил всего 44,5 кг.
В конце жизни он признается автору биографической книги об убитом испанскими фашистами поэте Федерико Гарсиа Лорке (школьном товарище Дали) в том, что всю жизнь он любил не Галу, а именно Лорку.
Перед кончиной он умолял врачей дать ему дополнительную дозу ЛСД, поскольку нуждался в новых видениях, фантазиях и еще большей паранойе.