В средние века – времена инквизиции, жестокости и мракобесия – колдовству уделялось особое внимание. Была открыта целая охота на ведьм, продолжавшаяся три столетия.
Судебные отчеты того времени просто поражают своей жестокостью и цинизмом.
На заведомо ложные показания свидетелей обвинения по делам о колдовстве просто закрывали глаза, хотя в этих свидетельствах даже неопытному взгляду человека, никак не связанного с юриспруденцией, видны явные неувязки и нестыковки. Суд скор и несправедлив. Признания вырываются пытками.
Для иллюстрации несколько примеров.
Германия
Судья делает непристойное предложение женщине, которое она с негодованием отвергает. В отместку он обвиняет в колдовстве ее сестру, арестовывает, подвергает жестоким пыткам и прямо в день ареста сжигает на костре.Франция
Магистрат одного из городов сожалеет о то, что дети, обвиненные в колдовстве, не сожжены, а лишь подвергнуты публичной порке, в то время как прямо у них на глазах сжигают за колдовство их родителей.Шотландия
Священник отказывается хоронить по христианскому обряду женщину, которую насмерть задавила толпа, поскольку один из подростков из этой толпы назвал ее ведьмой.По каким же признакам распознавали ведьм и колдуний?
Если бы подобные распознавания не влекли за собой столь страшных последствий, то выглядели бы просто смехотворно.
Итак, согласно средневековым законам:
«Любой, имеющий родимое пятно, жировик, шрам или мозоль, рассматриваются как обладатели отметки Дьявола и, следовательно, должен быть казнен как колдун.
У каждой ведьмы есть посылаемый Дьяволом домашний дух или чертенок, принимающий вид домашних животных или насекомых». Такая живность должна была выполнять распоряжения ведьмы, творя зло.
Колдовство (или то, что им считалось) подвергалось безжалостным нападкам со стороны церковных и светских властей. В результате этого вполне законным путем были умерщвлены сотни тысяч человек.
Определялось оно как «черное искусство, с помощью которого производятся странные и удивительные вещи с помощью силы, полученной от Дьявола».
Повторимся, так считалось на протяжении трех веков. И только в XVIII веке договор с Дьяволом стал считаться всего лишь предрассудком.
Обвинением и наказанием ведьм и колдунов занималась инквизиция.
Для справки
Инквизиция – общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью – сознательным отклонением от считающегося верным религиозного учения.
Первыми о колдовстве упоминали французские и испанские инквизиторы. Самая известная книга по колдовству – «Молот ведьм», напечатанная около 1486 года.
Приведем несколько типичных вопросов, которые задавали обвиняемым в колдовстве на допросах инквизиторы в эпоху охоты на ведьм.
1. Как давно ты стала ведьмой?
2. Почему ты стала ведьмой?
3. Как ты стала ведьмой, и что при этом произошло?
4. Кто тот, кого ты выбрала своим инкубом (распутный демон, ищущий сексуальных связей с женщинами – авт.)? Как его зовут?
5. Как зовут твоего хозяина из числа злых демонов?
6. Какую клятву ты должна была ему принести?
7. Каких животных ты околдовала, чтобы они заболели или умерли, и почему ты совершила эти действия?
8. Кто твои сообщники по злым делам?
9. Из чего сделана мазь/, с помощью которой ты натирала свое тело?
10. Какие бури ты вызывала, и кто помогал тебе вызывать их?
Понятно, что при помощи пыток судьи получали ответы (именно те, которые были им нужны) на все вопросы.
Приведем пример судебного отчета по делу ведьмы.
Процесс состоялся в 1636 году. Обвиняемая – крестьянка. Ее обвиняли в участии в шабашах, вызывании бурь, эксгумации трупов, прохождении сквозь запертые двери. Ни одно из этих преступлений не было ни реальным, ни доказуемым.
Первый допрос происходил 15 ноября. Обвиняемая отказалась признать себя ведьмой, тогда ее осмотрели на предмет обнаружения меток Дьявола.
В отчете сообщается (об обвиняемой говорится в 3-м лице):
«Где она получила эти дьявольские отметки?
Она не знает. Она ничего общего не имеет с Дьяволом.
Поскольку обвиняемая не понимает доброжелательного отношения, ее приводят в камеру пыток.
Признания, полученные в камере пыток:
После помещения на дыбу и легкого натягивания веревки она говорит: «Да, может быть, она ведьма». Когда веревку ослабили, она заявила, что не является ведьмой. Поэтому ее снова поместили на дыбу и повернули один, два и три раза. Наконец ее освободили, после того, как она призналась, что она – ведьма. Но она тут же начала запираться и отрицать сказанное. Поэтому ее снова еще сильнее растянули на дыбе.
Она призналась, что действительно четырнадцать лет назад, когда она еще не была замужем, она стала ведьмой.
Но, поскольку она показала, что вышла замуж двадцать три года назад, как случилось так, что всего четырнадцать лет назад она стала ведьмой? В ответ она попросила, чтобы ее сняли с лестницы, тогда она скажет правду. Нет, сперва она должна начать признаваться; иначе она останется на лестнице. Когда она увидела, что ее не собираются отвязывать, она сказала, что восемнадцать лет назад ее супруг пришел домой пьяным и пожелал, чтобы дьявол забрал ее вместе с детьми (в то время она только что родила второго ребенка)».
На следующий день допроса:
«Поскольку заключенная симулирует болезнь и явно хочется отречься от своих показаний, и признаки вчерашнего раскаяния угасают, приказано бичевать ее в камере пыток, чтобы возбудить страх и вынудить к правдивым показаниям. После трех ударов она заявила, что дьявол, одетый в черное, вчера ночью и сегодня утром приходил к ней в тюремную камеру. Вчера ночью он пришел точно между одиннадцатью и двенадцатью часами и имел с ней сношение, но причинил ей такую боль, что она едва смогла его вынести, и теперь спина ее и бедра буквально отваливаются (что после дыбы совсем не удивительно – прим .). Кроме того, она снова пообещала отдаться ему телом и душой, никак не обнаруживать их договор, подчиняться только ему и сопротивляться судьям так долго, как она сможет. В свою очередь инкуб пообещал помочь ее и приказал подумать о том, каким образом она может совершить самоубийство. Для этого она расцарапала ногтями отверстие шириной в полбазена на средней вене правой руки, где две недели назад ей делали кровопускание и были свежие шрамы, так что вены очень легко можно было вскрыть. Подобным образом она могла бы убить себя, не привлекая внимания, и отдаться дьяволу телом и душой
(стоит ли говорить, что «признание» было просто повторением тех слов, которые говорили заключенной палачи – прим.)».
27 ноября заключенная снова стала несговорчивой. Она говорит, что ее показания почти правдивы, но потом тяжело вздыхает.
Все это выглядит как попытка нового отречения. Тогда она снова предстает перед палачом для допроса:
Как она влияла на погоду?
Она не знала, что ответить, смогла лишь прошептать: «О, Матерь Божья, защити меня!»
К одной ноге применили пытку «испанским сапогом», но винты не были затянуты.
Для справки
Испанский сапог – орудие пытки, состоящее из тисков, захватывающих ноги от лодыжек до колен и стягиваемых шурупами или клиньями. Когда эти тиски с силой сжимались, кости и плоть ног раздирались и раздрабливались.
Поскольку ответы оказались неудовлетворительными, и, как полагали, она все еще явно находилась во власти дьявола, ее привязали веревками, чтобы подвергнуть порке. Последовало несколько ударов. После чего она призналась, что пятнадцать лет назад вместе с NN она закопала порошок, полученный от дьявола, надеясь, что это вызовет плохую погоду и помешает созреванию фруктов в том году. Так оно и случилось.
Она не хочет продолжать и заявила, что дьявол приказал ее больше ничего не говорить. Не обращая внимания на то, о чем ее спрашивали, она громко читает символ веры (молитву – авт.). После многократных просьб признаться, она получила три удара кнутом в то время когда звонили «Аве Мария».
Суд продолжался, и конец приближался. 11декабря ее снова привели в камеру пыток, и она подтвердила имена сорока пяти сообщников. В течение трех последующих дней, 13, 14 и 15 декабря, она подтвердила признания, данные в предыдущие месяцы. 17 декабря ее сожгли как ведьму».
Нетрудно будет посчитать, что так называемый суд длился всего месяц. Но это была хотя бы видимость судебного следствия, в котором судьи пытались доказать вину обвиняемой.
В отличие от суда светского, опии санного выше, инквизиторские законы были основаны на нормах римского права. По этим нормам вина обвиняемого признавалась без доказательств, а вот он должен был доказывать свою невиновность.
Суды инквизиции совершались по особым, нерушимым правилам:
1. Судебное заседание было тайным.
2. Слухи принимались как доказательство вины. Теоретически это означала показания нескольких достойных людей, на практике все сплетни говорились под пыткой. Обвиняемый должен был эти сплетни опровергнуть.
3. Часто точную формулировку обвинения скрывали от обвиняемого. Очень редко ему разрешали пользоваться услугами адвоката, назначаемого судом, но адвокату приходилось исполнять свою работу плохо, иначе его могли обвинить в покровительстве еретику, то есть обвиняемому. Позже адвокаты были вообще упразднены.
4. Имена свидетелей или доносчиков сохранялись в тайне, но, по их желанию, устраивались очные ставки с обвиняемыми.
5. Для дачи показаний на таких процессах допускались те, кто обычно не допускается для дачи показаний в судах: дети, моложе десяти лет, люди, ранее уличенные в лжесвидетельстве, уголовники и отлученные от церкви.
6. Не допускались показания в пользу обвиняемого.
7. Того, кто свидетельствовал в пользу обвиняемого, как правило, обвиняли в том же самом.
8. На пытки не существовало никаких ограничений. Если обвиняемый умирал под пыткой, считалось. Что дьявол сломал ему шею. Если обвиняемый признавался без пытки, потом его все равно пытали, считая, что он мог оговорить себя, чтобы избежать пытки.
9. После признаний в колдовстве применялись еще более жестокие пытки, чтобы обвиняемый назвал своих «сообщников», имена которых ему назывались палачами.
10. оправдательных приговоров никогда не было.
Для укрепления общественного мнения в реальности колдовства и необходимости расправ над ведьмами, «признания» обвиняемых публично зачитывали пред казнью.
Кроме всего прочего, охота на ведьм была доходным предприятием. Все «процессуальные» действия (в том числе и зарплата судьям, палачам, рабочим, возводившим эшафот, и т. д.) оплачивалась из кармана родственников обвиняемого.