Эжольский могильник был открыт в 2013 году археологом В.Н. Кармановым. Датируется эта находка V-VI веками н.э. — тем временем, когда из Сибири, через Урал все еще шли волны Великого переселения народов. В первых двух захоронениях, изначально изученных археологами, были найдены останки молодого человека 16 лет и мужчины, которому было около 60 — для того времени он был настоящим старцем. Несмотря на то, что одно из этих захоронений было частично разрушено еще в древности, ученые обнаружили здесь вещи — железные нож, бронзовые пряжки для обуви и т.д. Это дало возможность отнести могильник к харинской археологической культуре. Эту культуру археологи относят к V-VI векам н.э. Захоронения того времени совершались в курганах, где находят вплоть до тринадцати тел. Курганы харинской культуры всегда богаты предметами, хотя — или, возможно, по этой причине — эти могилы часто и много грабили и грабят до сих пор. В могилы того времени клали не только мечи, кинжалы, копья, бусы из стекла и янтаря и многое другое.
По этим находкам видно, каким смешанным и неоднородным было тогдашнее население Приуралья. В харинских курганах встречаются персидские монеты и вооружение сарматских воинов.
Раскапывая Эжольский могильник, археологи также нашли много захоронений — точное количество могил еще предстоит определить, так как они были сильно разрушены, и вещи перемешаны.
Пока что ясно, что найден ценнейший материал — керамика, остатки серебряных и бронзовых украшений, фрагменты одежды. В одном из погребений лежали три человека в кожаной обуви с бронзовыми пряжками. На поясах у них были кожаные сумочки с украшениями и железными ножами в бронзовых ножнах – очевидно, это были ритуальные предметы, которые должны были отправиться с покойными в загробный мир. В другом погребении, где похоронена женщина в меховом головном уборе и с меховой сумкой, в которую также положены разнообразные предметы, сверху был найден настил из дерева и бересты. Возможно, это лодка, сообщила археолог Татьяна Туркина корреспонденту ТАСС. Лодки часто встречаются в погребениях, как на территории Коми, так и во многих других местах мира — лодки и корабли считались хорошим способом для перевозки покойного в другой мир. Достаточно вспомнить древнегреческого Харона или погребения викингов.
Татьяна Туркина подчеркнула уникальность захоронений подобных Эжольскому могильнику. Такой способ погребения не был характерен для данных мест. Следы обрядов, по которому были похоронены лежащие здесь люди, встречаются только от V до VII века нашей эры. Очевидно, это были некие пришельцы с юга, которые затем смешались с местным населением, так как после VII века хоронить людей начинают по-другому.