ЯСИА публиковало материал, в котором мы рассказали об истории раскопок захоронения основателя якутской литературы Николая Неустроева. Предположительно на территории Никольской церкви по ул. Октябрьская, в 1929 году был похоронен якутский писатель. По словам родных автора, место под крыльцом когда-то стоявшего здесь магазина "Молодежный" и есть то место, где был похоронен их великий родственник.
ЯСИА удалось связаться с одним из родственников Николая Денисовича, который присутствовал во время раскопок 23 сентября. Александр Тыллар поведал о том, что ему известно о Николае Неустроеве, действительно ли краеведы и археологи обнаружили его могилу, и поделился архивными фотографиями Неустроева.
Основоположники якутской литературы
"Вчера (23 сентября) я узнал, что ведутся раскопки места захоронения Николая Денисовича. Приехал помочь. Я слышал, что дядя захоронен на старом кладбище на территории Никольской церкви. На месте его могилы построили магазин "Молодежный", а сейчас там торговый центр "На горке". О том, что дядя захоронен именно в этом месте мне рассказывала его двоюродная сестра Акулина Михайловна Неустроева", - поведал племянник писателя.
Акулина Михайловна Неустроева была дочерью младшей сестры Николая Денисовича. Воспитывалась она в семье старшей сестры писателя Анны Денисовны, у которой не было своих детей. К слову, Анна Денисовна - первая женщина-якутка, ставшая членом Союза писателей СССР, и первая писательница детских книг в Якутии. В 1915 году при помощи Николая Неустроева она поступила в Уолбинскую сельскую начальную школу, где впервые раскрылся ее писательский талант: в школьном рукописном журнале "Ньургуhун" ("Подснежник"), организованном Николаем Денисовичем, она написала свои первые короткие рассказы.
На фото слева на право: Ксения Неустроева (мать), Анна Неустроева (сестра), Николай Неустроев
Всего ею было написано более десяти рассказов для детей. Они были напечатаны в журналах, а также изданы отдельными книгами. Ее произведения были замечены в критике 40-х годов, тепло встречены читателями. Почти все рассказы Неустроевой носят дидактический характер. Акулина Михайловна воспитывалась ею как родная дочь. Всю жизнь Акулина Михайловна собирала информацию о своем дяде Николае Неустроеве. У нее был большой архив документов, рукописей и фотографий писателя. От нее и узнал о жизни своего известного родственника Александр Тыллар.
"А можно ли якуту стать писателем?"
"Старшие родственники рассказывали ей, что Николая Денисовича похоронили в 1929 году на Октябрьской на территории Никольской церкви. Якуты всегда для захоронения искали места на возвышении. Это сейчас город обустроен, а раньше это была окраина города и там располагалось старинное кладбище. - говорит Александр Гаврилович. - Так что, вполне возможно, что именно его могилу мы нашли вчера. Я поговорил с криминалистом, рассказал, что дядя болел туберкулезом. Возможно в экспертизе это найдет свое отражение для идентификации. Кстати, когда раскапывали могилу, нашли еще одну рядом . Там лежал детский гроб".
Александр Тыллар рассказал ЯСИА все, что помнит о своем дяде по рассказам Акулины Михайловны. Николай Неустроев родом из Баягантайского наслега Таттинского района, в 1910 году поступил в Якутское педагогическое училище. Там он познакомился с Платоном Слепцовым (Ойунским), Максимом Аммосовым и другими будущими известными деятелями своего столетия.
В то время Николай Денисович писал стихи, короткие рассказы и увлекался театральными постановками. В 1915 году, когда ему было 20 лет, он написал свое первое полноценное произведение "Дикая жизнь". Неустроев был первым писателем в Якутии, который начал сочинять на русском языке.
"Свой рассказ он отправил в журнал "Сибирские записки" в Красноярск. Его напечатали в 1917 году. Тот журнал, как мне рассказывали, поддерживал Николай Рубакин, библиограф и книговед, автор 280 книг, эмигрировавший в Швейцарию в 1907 году. Но Рубакин и оттуда поддерживал своих земляков. Ему и написал Николай Денисович. В своем письме Рубакину дядя писал, что очень любит литературу, и его любимыми авторами являются Пушкин, Гоголь и Лермонтов. "А можно ли якуту стать писателем?" спросил он тогда Рубакина. Дядя считал, что писать можно только на русском языке", - рассказывает племянник Неустроева.
Как не удивительно, Николай Рубакин ответил молодому писателю из далекой Якутии. В ответном письме он посоветовал Неустроеву, чтобы тот писал, и писал не только на русском языке, но и на якутском. "Тогда станете основателем якутской литературы" - ответил дяде Рубакин. Вот так, можно сказать с легкой руки Рубакина, мой дядя стал основоположником якутской литературы. Драма стала его "коньком" и он начал много писать для театра", - говорит Александр Тыллар.
Семь лет на творочество
И Николай Денисович начал писать, много и с большим увлечением. В 1916 году вместе с Платоном Ойунским он перевел на якутский язык пьесу Николая Гоголя "Ревизор". После его пьесу "Дети железного народа" опубликовали в Якутске в журнале "Якутское обозрение" в 1917 году. После были пьесы "Черное проклятие", "Родные типы", Новая метла", рассказы "Сон охотника", "Ревность", "Чужая жена", "Родная картина", "Факир" и многие другие. Его лучшая комедия «Голова Сойка» написана в 1920 году. В 1925 году якутский драмтеатр начал свою работу с постановки пьесы Неустроева «Злой дух». Через год, в 1926 году, многие драматические произведения писателя были опубликованы в книге "Якутские комедии". В 1927 году рассказ "Злой дух" был выпущен отдельной книгой.
С 1926 по 1929 гг. рассказы "Любовь", "Рыбак Платон", "Страх" и другие публиковались в журналах "Чолбон", "Кыhыл ыллык" и газете "Кыым". В 1929 году вышел первый сборник рассказов Николая Неустроева. Таким образом, в 1930-50-е гг. Николай Неустроев считался одним из самых талантливых, был одним из самых любимых авторов молодежи и старшего поколения.
Но многие произведения, как "Черное проклятие", рассказы "Сон охотника" и фантастический рассказ "Факир", так и не были опубликованы при жизни писателя. Николай Неустроев писал также очерки под псевдонимом Н. Бельский. Во времена становления советской власти Николая Денисовича необоснованно обвиняли в буржуазном национализме. После это мнение было оспорено и доброе имя писателя восстановлено. Творческая жизнь Николая Денисовча длилась всего семь лет. Последние два года жизни из-за сильной болезни он больше не мог писать.
Возвращаясь к истории прошлого столетия, Александр Тыллар рассказывает, что училище окончить Николай Неустроев не успел, в 4-ом классе отчислился из-за болезни. Он вернулся обратно в Баягантайский наслег, где был избран председателем ревкома. После работал два года учителем в школе. В 1925 году писатель вернулся в Якутск и работал ответственным секретарем в журнале "Хозяйство Якутии". В то время он жил в доме по улице Строда вместе с матерью Ксенией Петровной и сестрой Анной.
В 1927 году он поступил в Литературный институт им. В. Брюсова в Москве, но вновь слабое здоровье не позволило ему получить образование. Из-за осложнившейся болезни Николай Денисович был вынужден вернуться в Якутск.
После продолжительной болезни в июле 1929 года он умер из-за туберкулеза. Похоронен был на старом кладбище на территории Никольской церкви. Мать Ксения Петровна пережила сына лишь на два года, и в 1931 году также скончалась от туберкулеза. Ее похоронили на том же кладбище рядом с сыном. Сестра Анна Денисовна прожила всего 44 года, и скончалась после продолжительной болезни в Якутске 30 ноября 1947 года. Точное место ее захоронения неизвестно.
История кладбища Никольской церкви
По ориентировке родственников Николая Неустроева, писатель был захоронен на территории Никольской церкви. Почему же не могли так долго найти это место объясняется из архивных данных о строительстве Никольской церкви.
В Якутске Никольская церковь, деревянное здание которой было выстроено еще в 1718 году, считается одной из старейших. В настоящее время то место, где была расположена эта церковь, указать можно только приблизительно.
Со временем деревянное здание храма обветшало или сгорело. Тогда в 1791 году горожане стали возводить двухэтажное каменное здание. Но Якутское областное правление в 1834 году было вынуждено дать распоряжение о разборке стен здания церкви.
По архивным данным, предложение о сооружении нового храма, предназначенного исключительно для совершения погребальных обрядов, примерно на территории бывшего православного храма, было поднято одним из богатых людей города купцом 2-й гильдии Иваном Шиловым.
9 мая 1847 года духовенство города освятило фундамент здания и в 1851 году возведение церкви было завершено. В ограде Никольской церкви хоронили покойников из всех сословий, составлявших население города. Так появилось старое кладбище.
Со временем надгробные памятники кладбища Никольской церкви ветшали, разрушались, могилы сравнивались с землей и над ними появлялись надмогильные сооружения людей последующих поколений. К концу 1930-х годов стройки города вплотную подошли к ограде кладбища. Для расширения зоны застройки постепенно стали сносить кладбище. Но еще раньше злоумышленниками были украдены памятники, установленные над могилами некоторых местных общественных деятелей. В 1950-е годы последние остатки кладбища сравняли с землей. По рассказам старожилов, надгробные памятники были использованы в качестве бутового камня на стройках города, в частности, под основание Якутской городской электростанции.
Оставленное без присмотра здание Никольской церкви постепенно приходило в упадок и запустение, что послужило поводом для разгрома остатков былого величия православных общин Якутска. И только благодаря настойчивости и стараниям Епископа Якутского и Ленского Германа 8 октября 1995 года состоялось открытие и оснащение восстановленного Градоякутского Свято-Никольского кафедрального собора. Но кладбище к этому времени было уже стерто с лица земли. Доподлинно неизвестно, кто захоронен на старом кладбище, потому определить местоположение могилы Николая Неустроева было очень сложно, и на это ушли годы.
"В 90-е годы доцент и писатель Юрий Васильевич Сергеев занимался наследием Николая Неустроева. Хотел опубликовать книгу к 100-летию писателя. Узнав об этом, я вызвался ему помогать в редактуре. Конечно, дядя шибко грамотно русским языком не владел, но писал хорошо, и при редактуре я старался сохранить его оригинальный стиль. В 1995 году к 100-летию Николая Денисовича мы издали сборник его неопубликованных ранее произведений. Маленькая такая зеленая книжечка под названием "Святая искра", - рассказал ЯСИА Александр Тыллар.
Напомним, что историки и краеведы Николай Попов и Иван Емельянов, которые долгие годы занимались поисками и установлением места захоронения писателей-реалистов, в том числе Николая Неустроева, планировали отвезти останки писателя в село Ытык-Кюель. Там уже долгие годы находится музей "Хадаи", созданный, по словам Николая Попова, самим Суоруном Омоллооном. На территории музея находится могила Анемподиста Софронова и святая земля с могилы Алексея Кулаковского, привезенная с Даниловского кладбища в Москве.
"По поводу его перезахоронения на территории музея "Хадаи" я могу сказать, что это вполне логично. Не знаю, как к этому отнесутся другие родственники, но я думаю, что было бы лучше похоронить его именно там. Во-первых, это его родина, там похоронен и Анемподист Софронов. В поисках захоронения Николая Денисовича большое участие принимали работники культуры Таттинского района и председатель комиссии по установлению захоронения, заместитель председателя правительства республики Алексей Дьячковский, он тоже родом оттуда. Думаю, Николая Денисовича вернут на родину", - сказал племянник писателя.
После публикации материала о Николае Неустроеве с ЯСИА связались родственники писателя и прислали его стихи "Сахаада", написанные в 1920 году. Предлагаем вниманию читателей произведение Николая Денисовича Неустроева.