Помним ли мы себя в младенчестве? Вряд ли. Первые обрывочные воспоминания детства относятся к годам четырем-пяти, не раньше. События, запавшие в душу ребенка, должны быть яркими, они не всегда окрашены положительными эмоциями, чаще всего наоборот. А вот, что было раньше? Провал в памяти, пустота, тоннель, заваленный камнями, разобрать который одному вряд ли под силу, на это придется затратить не одну жизнь. Именно таким «младенческим» периодом для меня, как и для большинства из вас, являются не всегда полные знания о предках. Я хочу рассказать вам о своих поисках и открытиях.
Осенью 1990 года в газете «Рославльская правда» краевед С.С. Иванов опубликовал цикл интереснейших статей с актуально звучащим названием «На задворках памяти». Поясню. Это было время возвращения из небытия потерянных или забытых ценностей, духовных и культурных, время переосмысления своей истории, переписанной или напрочь забытой за годы советской власти. Именно о таких «белых пятнах» шла речь в газетной публикации. Читатели впервые узнали об истории рославльских кладбищ и о людях, оставивших свой след на нашей земле. В одном из номеров, посвященных Вознесенскому кладбищу, я с замиранием сердца прочитал: «Между первой и второй кольцевыми дорогами-семейная могила Судовских. Это династия служащих-интеллигентов. Внук (скрипач, известный в Рославле участник самодеятельности) Андрей Иванович особо чтил деда-Акима Яковлевича, банковского чиновника, воспитанного, образованного человека, умного и интересного собеседника». Статья С. Иванова стала отправной точкой в моих поисках.
В эти же годы в районной газете публиковались материалы будущей «Книги памяти Смоленской области». Это были списки репрессированных смолян в 30-ые годы. В одном из номеров читаю: «Судовский Иван Акимович. Родился в 1870г., Смоленская обл., г. Рославль; русский; б/п.; безработный. Арестован 5 ноября 1930г. ОГПУ Западной области 29 января 1932г., обв.:58-10.Приговор: в наказание зачтен срок предварительного заключения, освобожден. Реабилитирован 23 марта 1989г. Прокуратура Смоленской области». Так было восстановлено недостающее звено между моим дедом и прапрадедом. В силу сложившихся обстоятельств подробнее узнать о них мне удалось только через несколько десятков лет.
В 2010 году в свет вышел сборник материалов научно-практической конференции «90 лет Рославльскому историко-художественному музею». В приложении к статье Т.Н. Жаровой «Рославльчане-учредители, попечители и сотрудники библиотек Смоленской губернии во 2-ой половине ХХ - начале ХХ вв.» я нашел фамилию прапрадеда Акима Яковлевича. Короткая статья помогла восстановить недостающие факты. Оказывается, Аким Яковлевич вместе с женой Натальей Ефимовной в 1898 году были подписчиками (жертвователями) Рославльской общественной библиотеки. Вероятно, осознание важности развития духовной культуры рославльчан да и денежные средства позволяли семье заниматься благотворительной деятельностью. Дворянин А. Я. Судовский занимал должность губернского секретаря в Градской думе, что соответствовало в России гражданскому чину XII класса согласно «Табеля о рангах».Личное дворянство на гражданской службе мог получить чиновник IX класса, а вот право на потомственное давал чин коллежского советника (VI класс). Дворянство не было основанием для занятия чина: последний определялся только личной выслугой. Значит, А.Я. Судовский был потомственным дворянином. Потомственное дворянство передавалось по наследству и в результате брака по мужской линии. Каждый потомственный дворянин записывался в родословную книгу той губернии, где имел недвижимую собственность. На тот момент подтверждения моим догадкам не было, потому что под рукой отсутствовали архивные документы, доступ к которым был ограничен.
История моих поисков не имела бы продолжения, если бы в социальных сетях я не познакомился с краеведом, человеком, влюбленным в историю нашего города, Светланой Курцаповой. Благодаря ее помощи мне удалось восстановить родственные связи и прояснить неточности и ошибки в моих исканиях. Итак, все по порядку.
В моих руках оказалась очень ценная книга «Список дворянских родов, внесенных в родословные дворянские книги Смоленской губернии»(1897г.). Фамилия Судовские записана во II части книги «Роды дворянства военного» под №505(49). Роды потомственных дворян вносились в I, II и III части родословных книг. В соответствии с принятой классификацией во II-ой части записывались роды дворянства, приобретенного после 1721 года на воинской службе. Так мои догадки о потомственном дворянстве А.Я. Судовского нашли официальное подтверждение. Поиск продолжался.
В Смоленском архиве хранится рукопись «Родословные доказательства дворян Смоленской губернии», составленные в 1858 году. Просматривая документ, под №38 я обнаружил родословную рода Судовских. Вопросы, возникшие в результате исследования древа нашего рода, я смог решить только с помощью Светланы Курцаповой. Она давно занимается этой проблемой и прекрасно владеет информацией о прошлом Рославля. Выяснилось, что у А.Я. Судовского(1828-1899) было три сестры и три брата: Мария(1822),Гурий(1823),Ульяна(1826),Татьяна(1830),Парфен(1832),Андрей(1835). Отец Акима Яковлевича Судовского Яков Иванович(1798) владел недвижимым имуществом в д. Кухарево. А его отец, Иван Федорович(1765) со своими племянниками Захарием (1814) и Леонтием(1820)тоже были уроженцами этой деревни. Общим предком рода был Судовский Степан (дата рождения нами не установлена, предположительно первая четверть XVII века). Его внук Василий Иванович (1671) имел сына Григория Васильевича, от которого и пошли две ветви многочисленного рода Судовских: одна - от Федора Григорьевича, другая - от Ивана Григорьевича(1740).Таким образом, мой прапрадед - праправнук Федора Григорьевича. Так шаг за шагом мы смогли установить родственные связи А.Я. Судовского.
Немного о ближайших родственниках. Отец деда Иван Акимович, о нем шла речь в начале статьи, после смерти в младенческом возрасте сестры Марии Акимовны(1873-1873) стал единственным продолжателем династии по мужской линии. У прадеда было пятеро сыновей и предположительно дочь: Илья(1902),Григорий(1904),Иван(1905),Дмитрий(1906),Андрей(?). Иван Акимович(1870) служил секретарем в Уездном полицейском управлении. Он прошел служебную лестницу чиновника от коллежского регистратора (XIV класс) до титулярного советника (IX класс). Дальнейшее продвижение по службе стало невозможным по независящим от него причинам. Почему? Объясню. После октябрьских событий 1917 года в ноябре на заседании ВЦИК был принят декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов. В 1930 году он был арестован за контрреволюционную деятельность и провел в тюрьме более года по 58-ой статье (часть 10) УК РСФСР. О дальнейшей судьбе Ивана Акимовича, к сожалению, мне неизвестно.
О сыне Ивана Акимовича Андрее я знаю немного в силу сложившихся семейных обстоятельств по причине, как я теперь понимаю, особого склада характера моей бабушки. По воспоминаниям моей тети, мой дед, Андрей Иванович в 50-60-ые годы ХХ века работал бухгалтером в железнодорожной больнице. По служебным делам он часто бывал в Госбанке. В ее памяти он остался человеком очень скромным, интеллигентным, пунктуальным и обязательным, профессионалом своего дела. Эти качества, как я позже узнал, были присущи всем членам многочисленного рода Судовских.
Гранитный памятник на Вознесенском кладбище. Глубоко выбитые буквы: «Акимъ Яковлевичъ Судовскiй». Крест кузнечной ковки когда-то валялся в траве, но рука неизвестного мне родственника крепко-накрепко прикрутила его к остову. И стоит памятник, осеняемый крестом, напоминая потомкам о корнях рода, попранного забывчивой памятью. Низко склоняю голову перед памятью о человеке, связавшем воедино историю моего рода. Мир праху твоему, Аким Яковлевич!