Анатолий Спирин ушел на фронт из дома, который до сих пор стоит на перекрестке Георгиевской улицы и Владимирского спуска. Фасад этого дома недавно подновили и украсили наличниками. В этом доме Спирин прожил большую часть своей небольшой жизни. Он ушел на фронт в первый месяц Великой Отечественной войны. Было ему в то время 20 лет.
Во Владимире остались двое братьев и мать Мария Алексеевна Спирина. С фронта она ждала не только Анатолия, но и его старшего брата Евгения, призванного в Красную Армию еще в 1938 году. Вместо него в дом на Владимирском спуске в январе победного 1945 пришла похоронка: командир танкового взвода, капитан Евгений Спирин погиб в Венгрии в боях за город Будапешт.
От младшего Анатолия вестей не было. Он не прислал с фронта ни одного письма. Мать ждала его вплоть до своей смерти в 1961 году: писала в архивы, слушала радиопередачи о поиске пропавших без вести солдат, рассказывала о нем внукам — детям двух своих младших сыновей. Ни Евгений, ни Анатолий жениться не успели, и детей у них не было.
Спустя много лет, в пригороде Смоленска Гедеоновке началось коттеджное строительство. К домам понадобилось провести дорогу. Во время ее строительства, в конце июня 2015 года строители неожиданно наткнулись на человеческие останки. Немедленно были вызваны поисковики из смоленского отряда «Спас». Останки эксгумировали и обнаружили «смертный медальон» на имя Луки Мезерника из Львовской области Украины. Солдат лежал в одиночной ячейке из которой вел бой.
Рядом обнаружили еще одну ячейка с еще одним солдатом. Медальон был и у него. Прочитав его, смоленские поисковики узнали, что вместе с украинским бойцом, обороняя пригороды Смоленска, свой последний бой с немцами летом 1941 года принял уроженец Владимира - Спирин Анатолий Васильевич. При солдате была пробитая осколками фляжка, ножны штык-ножа, саперная лопатка, обломки перьевой ручки, четыре монетки и значок.
Новость сообщили владимирским поисковикам. С помощью телевидения всего за несколько дней удалось найти племянницу Анатолия Спирина - Валентину Спирину, которая в середине 1980-х уехала из дома на Владимирском спуске. Она выразила желание, чтобы останки солдата, которого так ждала мать, были привезены на родину во Владимир.
Забирать прах защитника Родины в деревню Жуково Смоленского района отправилась делегация, в состав которой вошла Валентина Спирина, владимирские поисковики и журналисты. Они приняли участие в отпевании и захоронении с воинскими почестями 14 красноармейцев, погибших в 1941 году при обороне Смоленска, останки которых смоленские поисковики обнаружили в этом году. На захоронении присутствовали почти все жители населенного пункта, главы района и сельского поселения, депутаты смоленской областной Думы, члены партии «Единая Россия», которые на смоленщине оказывают поисковикам большую поддержку.
Новая братская могила по инициативе местных властей, которые очень трепетно относятся к памяти о Великой Отечественной, появилась в самом центре деревни Жуково, на воинским мемориале погибшим односельчанам. Вместе с 13-ю безымянными советскими воинами здесь лег и украинец Лука Мезерник, которого родственники из Львовской области забирать отказались и посоветовали смоленским поисковикам никогда их больше своими звонками не тревожить.
А урна с останками Анатолия Спирина на автобусе ночью 11 сентября была доставлена во Владимир, прямо на Георгиевскую улицу. Ее пронесли мимо родного дома красноармейца и установили в Георгиевской церкви рядом с гробницей князя Феодора Ярославовича - брата Александра Невского. Над урной зажгли лампаду, рядом установили портрет солдата. В Георгиевской церкви владимирцы могут проститься со своим земляком, отдавшим жизнь за них и за свою Родину.
Родственники выразили желание похоронить прах Анатолия Спирина во Владимире, рядом с его матерью на Князь-Владимирском кладбище, недалеко от воинского мемориала и Вечного Огня, там, где лежат другие солдаты, погибшие во время Великой Отечественной войны, и куда всегда приходят горожане поклониться защитникам Отечества. Это было бы логичной точкой в биографии владимирского солдата.
P.S. Есть вероятность, что владимирские власти в очередной раз окажутся «законопослушнее» своих смоленских коллег, и последние почести красноармейцу с Владимирского спуска даже в год 70-летия Победы будут не такими, на которых настаивают родственники и владимирские поисковики. Увы, история Анатолия Спирина не первая.
В 2008 году власти города Владимира отказались хоронить на Князь-Владимирском кладбище рядом с матерью останки летчика Гурия Максимова, также найденного поисковиками. Причиной отказа был закрытый статус некрополя, запрещающий все виды захоронений. Скидка на исключительность ситуации сделана не была, глаза на постановление еще 1966 года ради останков защитника Родины закрыты, как закрывают в других городах, не были. Солдата пришлось хоронить на Улыбышевском кладбище. Предпосылки, что эта история повторится снова, к сожалению, есть.