Ежегодно в Калининградской области умирают более 12,5 тысяч человек. Их похоронами занимаются около 50 ритуальных агентств. Прибыльный бизнес практически не контролируется государством, поэтому уступать свои позиции никто не хочет. А «рынок», между тем, сужается - рождаемость растет, смертность снижается. Война за клиента усиливается.
Кладбища не подсчитаны
Открыть похоронную контору сегодня может каждый. Для этого не надо ни лицензии, как это было до 2002 года, ни специального образования, ни помещения для приема посетителей.
«Частные ритуальные агентства возникают из ниоткуда и живут как бы сами по себе, не афишируя свою деятельность, истинные доходы и жестко конкурируя друг с другом. Сейчас в Калининградской области начался очередной передел - на рынок ритуальных услуг пришло новое крупное предприятие, - говоритуправляющий Балтийской региональной ритуальной ассоциацией Сергей Никитин. - А это означает, что конкуренция усилится. По моим данным, в регионе с полсотни агентств занимаются организацией похорон, а сколько частников производят гробы, венки, кресты и памятники, думаю, не скажет никто».
Как никто не знает, сколько точно в области кладбищ. Многие довоенные погосты, например, не нанесены на карты и не ухожены.
На маленьких сельских кладбищах нередко находят последний приют «малобюджетные» покойники, родные которых не могут купить лакированный гроб за 13,6 тысяч рублей и внести 12,5 тысяч рублей за услуги по захоронению на частном кладбище Калининграда. Похоронный агент договаривается с поселковой администрацией о месте, но документ, подтверждающий факт захоронения, родным могут и не дать.
Реестр кладбищ появился бы наверняка, если бы Госдума наконец-то приняла новый Закон «О погребении и похоронном деле», который вынашивает уже пять лет. Действующий с 1996 года закон давно морально устарел и не способствует созданию цивилизованного рынка похоронных услуг.
Крематорий на колесах
А там, где нет закона, есть искушение обогатиться любой ценой. В последнее время ритуальные конторы все чаще оказываются в центре скандалов. Одним из крупных похоронных агентств Калининграда заинтересовалась прокуратура - здесь имели хороший доход от крематория на колесах. Суд запретил использовать это ноу-хау, но его агенты и сегодня принимают заказы по телефону. Мобильный крематорий как работал, так и работает - якобы спрятан на территории воинской части.
Полиция проводит проверки еще по двум похоронным предприятиям Зеленоградска и Калининграда. Здесь изъяли документы - подозревают нарушения законодательства, но результаты пока не обнародуют. Зато доказан факт нарушения закона ритуальным МУП в Славском районе: там брали с жителей за резервирование земель под родовые захоронения от 3 до 17 тысяч рублей. Пришлось вмешаться прокуратуре, поскольку места должны были выделять бесплатно.«Я подала в суд на местное ритуальное агентство, поскольку за землю под захоронение бабушки с меня взяли 10 тысяч рублей. По закону, ее должны были выделить бесплатно, - говорит жительница Балтийска Эльвира Валерьева. - Пользуясь стрессовым состоянием людей из-за потери близкого человека, похоронные агенты навязывают ненужные услуги, накручивают цены. И люди платят, не читая бумаги, не задумываясь, за что. За катафалк я, например, заплатила 4 тысяч рублей. За 15 минут мы доехали от морга до церкви, где бабушку отпели, потом еще десять минут ехали до кладбища. В квитанции же было написано, что мы ездили 1,5 часа. В итоге похороны со всеми «накрутками» обошлись мне в 47 тысяч».
По словам председателя Ассоциации муниципальных образований Калининградской области Сергея Лютаревича, каждый муниципалитет должен иметь городское кладбище и специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Земля под городское кладбище не может быть отдана в аренду или продана частному лицу. Все захоронения должны быть учтены, внесены в реестр. За копку могилы и обслуживание кладбища, работу администрации придется заплатить. Эти расценки во всех муниципалитетах разные и рассчитываются исходя из реально произведенных затрат. В Светлом, например, захоронение стоит 3300 рублей, в Калининграде - 7760 рублей.«Причем хочу уточнить: это ни в коем случае не стоимость земли. По закону, она предоставляется бесплатно! Муниципалитет выделяет землю для захоронения на городском кладбище не ритуальному агентству, которое занимается доставкой покойного от морга до кладбища, а семье умершего. Если на уровне муниципалитета весь этот процесс отлажен, претензий у населения по качеству облуживания не возникает. Что же касается деятельности частных ритуальных агентств, то это серьезный бизнес. Между ними постоянно идет война. И если деятельность МУП еще контролируют местные органы власти, то частников - практически никто», - говорит Лютаревич.
«Ваш покойник… пропал!»
Многие знают, что есть безвозмездные похороны на городском кладбище за счет выделяемого государством скромного пособия (чуть более 5 тысяч рублей), но родные хотят проводить близкого человека в последний путь достойно.
Правда, удается это не всегда. В одном из калининградских моргов перепутали тела умерших мужчины и женщины. «Свой» труп родные отыскали с трудом - тело покойника хранилось в таких условиях, что его опознали только по цепочке с крестиком. Хоронили в закрытом гробу.
А вот в морге одного из муниципалитетов труп исчез вообще. Местный интернет-портал рассказал про бабушку, тело которой несколько часов искали по всему моргу и не могли найти. Когда же по факту исчезновения трупа написали заявление в полицию, он вдруг объявился.
Конфликт интересов
«Когда я в 2013 году пришла работать на рынок похоронных услуг Балтийска, я столкнулась лоб в лоб с компанией, которая была до этого здесь много лет монополистом и «новичка» видеть не хотела, - рассказывает индивидуальный предприниматель в сфере оказания ритуальных услуг Виктория Заксаускене. - Какие козни мне только не строили - уводили у меня на глазах клиентов, демпингуя цены. Пытались сорвать похороны, если не заплачу за копку могилы рабочими того самого «хозяйского» агентства. Отказывались выдать регистрационный номер захоронения и даже убирали с могилок моих клиентов оградки».
Причем не стеснялись конфликтовать на кладбище в присутствии родных и близких. В общем, всячески показывали, что новой фирме не рады.«Конфликт интересов и недобросовестная конкуренция в нашем бизнесе - обычное дело, - говорит Виктория. - Мне пришлось искать защиты в ФАС. В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства выяснилось, что притеснявшее меня коммерческое похоронное агентство оформило без всякого конкурса в аренду городское муниципальное кладбище и делало деньги из воздуха - за подбор места, подзахоронение. ФАС потребовало от муниципалитета расторгнуть с ним договор аренды, но этого до сих пор не сделано. Однако после всех этих разбирательств от меня отстали, наконец-то дали спокойно работать. Я считаю, у каждого человека должен быть выбор, в том числе и ритуального агентства. И никто не вправе нарушать Закон «О защите конкуренции»
Нелепых, обидных, жестоких ситуаций, связанных с похоронами, известно немало. А хотелось, чтобы их не было вообще. Чтобы ритуальные агентства не столько наживались на чужом горе, сколько помогали людям в тяжелый час.
Что говорит церковь?
«Традиционной формой захоронения у нас является погребение. Причем неважно, кто этим занимается - частные лица или муниципальные организации, - считает руководитель отдела коммуникаций Калининградской епархии отец Михаил Селезнев. - Главное, чтобы все было выполнено профессионально. К ритуальным агентствам у епархии особых претензий нет, но чтобы не переплачивать всякого рода «посредникам», отпевание советую заказать непосредственно в храме. Что же касается кремирования усопших, то у епархии нет категорического запрета. В Москве существует проблема с землёй под кладбища и кремация для города и многих его жителей оправданна. Хотя мы призываем не сжигать покойных, а хоронить так, как принято».