(Абрасакс) – имя космологического существ, сочетавшего в себе черты Бога и Сатаны, в представлениях гностиков.
В раннюю эпоху христианства, в I-II веках, возникало много еретических сект, пытавшихся сочетать новую религию с язычеством и иудаизмом. По учению одной из них, все сущее зарождается в некоем высшем Царстве света, из которого исходят 365 разрядов духов. Во главе духов стоит Абраксас: существо с человеческим туловищем и петушиной головой, вместо ног – две змеи. В руках он держит нож или плеть и щит. Петух символизирует начало нового дня, нож – смерть материального тела, плеть – власть. В поздней античности и в Средневековье изображение этого божества трактовали следующим образом: петух – символ предвидения и бдительности, змеи – внутреннего чувства, интуиции и «быстрого понимания». Другие эманации этого божества – Ум, Слово, Мудрость, Сила. Считается, что своим происхождением Абраксас обязан древнейшим образам змея,
Он имеет связи с иудейским Яхве, древнеиранским Митрой, кельтским Беленусом, а также с Иешуа (Иисусом). Слово Абраксас соотносится с мистическим словом Абракадабра – одним из имен бога Митры.
Его имя составлено из семи греческих букв (а магическое число 7 символизирует общую идею Вселенной). Все греческие буквы имели числовое значение; сумма значений букв, входящих в слово Абраксас, составляла число 365, соответствующее числу духов и дней в году (космогонический эквивалент «мирового времени»).
К символу Абраксаса обращались для выражения идеи высшего единства добрых и злых потенций человеческой души.
В тринадцатом веке символ Абраксаса использовался в печатях Ордена тамплиеров./