Литераторские мостки
г. Санкт-Петербург, ул. Расстанная, 30
Тел. +7 (812) 166-23-83
Площадь кладбища
Каждый город имеет свое лицо, свою, только ему присущую планировку, свой архитектурный облик. Так и каждое городское кладбище обретало свои особенности, свои традиции. Волковское православное осталось в истории как литераторское, место погребения и памяти многих и многих русских интеллигентов. Еще в первой половине XIX в. здесь нашли свой последний приют немалое число людей, служивших просвещению, искусству, науке и культуре России.
Первым следует назвать Александра Николаевича Радищева, автора знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Он был похоронен на Волковском в сентябре 1802 г. Могила первого дворянского революционера оказалась забыта, но предполагается, что Радищева похоронили близ каменной Воскресенской церкви. В память об этом на стене здания в 1987 г. установлена мемориальная доска.
На Волковском кладбище был погребен ближайший друг А.С. Пушкина поэт Антон Антонович Дельвиг, скончавшийся 14 января 1831 г. Эту раннюю смерть Пушкин воспринял как глубокую личную утрату. Нет сомнения, что он навещал дорогую ему могилу. По мнению немецкого исследователя Р.-Д. Кейля и ленинградского пушкиниста Л. А. Черейского, именно посещением Волковского кладбища навеяны стихи, давшие удивительный по глубине и емкости образ петербургского некрополя В 1846 г. на Волковском кладбище обрел последнее пристанище Николай Алексеевич Полевой, журналистская и литературная деятельность которого вызывала резко противоречивые оценки. Однако В. Г. Белинский, несмотря на серьезные расхождения с Полевым, называл его «замечательным человеком, оказавшим литературе и общественному образованию великие заслуги». Через два года не стало и «неистового Виссариона».
Белинского хоронили 29 мая 1848 г. в 4-м разряде в восточной части Надтрубных мостков, что пересекают Волковское кладбище с запада на восток. Могила Белинского не была забыта, не затерялась, как порой терялись и исчезали могилы замечательных людей России, не посещаемые родными и друзьями. Кто-то установил на ней первый памятник — простую плиту с именем и датой смерти, другие приносили на эту плиту цветы и венки.
Погребение двадцатишестилетнего критика и публициста стало первым признанным общественным событием, связанным с Волковским кладбищем. Сотни людей несли гроб на руках от квартиры Добролюбова на Литейном проспекте до самого кладбища. Это были литераторы, студенты, офицеры, гимназисты – люди, объединенные пониманием социально-литературной значимости сделанного критиком, разделявшие его убеждения. В газетных и журнальных публикациях тех дней, отразивших общественную значимость этих похорон (а также в донесениях агентов III Отделения), перечислялись имена провожавших: Г. Е. Благосветлов, А. А. Краевский, Н. А. Некрасов, А. В. Старчевский, А. Н. Островский, И. И. Панаев, Н. Г. Чернышевский и другие известные в России люди. В 1866 г. могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей чугунной оградою. Тогда же обветшавшая плита из песчаника на могиле Белинского была заменена гранитным жертвенником с крестом работы мастера А. Долгина.
Погребение Добролюбова рядом с Белинским на Надтрубных мостках не только предопределило на десятилетия значение этого места как литературного пантеона, но и положило начало общественным выступлениям, принимавшим с годами все более оппозиционно-политический характер. Поводом для них стали погребения или годовщины смерти передовых деятелей культуры.
В десятилетнюю годовщину кончины Добролюбова впервые в истории Волковского кладбища была предпринята попытка студенческой демонстрации. О торжественном поминовении студенты пытались объявить в печати, но ни одна газета не согласилась на это. День смерти, 17 ноября, был будний, поэтому в объявлениях, вывешенных в Горном и Технологическом институтах, оповещалось о сборе на кладбище 21 ноября. В эти дни на столбе с надписью «Надтрубные мостки» было кем-то написано «Писаревская аллея и Белинская аллея»—своеобразное предвестие утвердившегося вскоре названия «Литераторские мостки».
Близость профессиональная и духовная, принадлежность к либеральным и демократическим слоям общества начинают определять круг погребаемых на Литераторских мостках, которые с 1870-х гг. становятся широко известным в России. В 1871 г. рядом с Писаревым похоронили писателя-разночинца Ф. М. Решетникова. В 1875 г. у могил Белинского и Добролюбова положили писателя-этнографа, близкого кругу «Современника» и «Русского слова» А. С. Афанасьева-Чуж-бинского. В том же году вдали от Надтрубных мостков, на Конной дороге, но все равно по восприятию современников «вблизи Белинского и Добролюбова», появилась могила поэта и общественного деятеля, редактора журнала «Искра» Н. С. Курочкина. «Подле Белинского» хотел быть погребенным Иван Сергеевич Тургенев, прощание с которым стало самым грандиозным событием, связанным с Волковским кладбищем.
В 1880-е гг. вокруг церкви Спаса, в непосредственной близости от Тургенева появилось несколько могил людей, широко известных в литературном и ученом мире России. В 1885 г. у той же северной церковной стены похоронили К. Д. Кавелина — историка и литератора, юриста и профессора Петербургского университета. Рядом с могилой Тургенева 2 мая 1889 г. при огромном числе провожающих был похоронен Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
В 1880-е гг. окончательно укрепилась репутация Волковского кладбища. Возможно, лучше всего об этом говорят строчки, написанные публицистом Г. 3. Елисеевым: «Ты говоришь, что „нам ничего не осталось в наследство от прошлого", что у нас нет никакого великого общественного дела, над которым мы могли бы работать в настоящем, что у нас нет никаких надежд и идеалов в будущем, что мы имеем в своем обладании одно Волкове кладбище, одни могилы наших великих покойников — Белинского, Добролюбова, Писарева, Тургенева, Кавелина и других подобных им, хоть и на других кладбищах нашедших себе вечное успокоение, но по духу и мысли несомненно принадлежащих к этой же светлой плеяде Волкова кладбища. С ними, с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб». И далее: «Великие... действительно достойны глубокого и благоговейного уважения для всех, и их могилы, случайно сгруппированные в одном уголке Волкова кладбища, должны быть в своем роде русским пантеоном для всего мыслящего люда России. Ибо все здесь находящиеся были в свое время неутомимыми борцами за русскую мысль и свободу, за русское развитие и прогресс».
Сейчас трудно определить точно, когда же упомянутый мемуаристом «уголок Волкова кладбища» начал называться Литераторскими мостками, вместо старого наименования «Надтрубные мостки». Чаще всего в литературе указывается конец 1880-х гг., со ссылкой на публикацию о похоронах Всеволода Михайловича Гаршина в «Новостях» и «Биржевой газете» за 1888 г. Думается, что это произошло гораздо раньше, возможно, в середине семидесятых. Во всяком случае, уже в описании Волковского кладбища, изданном Н. Вишняковым в 1885 г., Литераторские мостки упоминаются как данность, освященная временем. И название это, и само понятие—Литераторские мостки—навсегда вошли в историю русской культуры. Связаны они и с историей революционного движения в России. Именно Литераторские мостки с могилами Добролюбова и Писарева были наиболее почитаемы демократическими кругами и революционно настроенной молодежью. В конце XIX в. они стали местом массовых выступлений, явившихся своеобразным барометром общественно-политического движения своего времени.
Сайт Волковское кладбище - Литераторские мостки.
Источник http://www.poxoronka.ru
Кладбища России. Литераторские мостки. Санкт-Петербург
02.03.2012
Смотри также
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Опрос дня
26.01.2023
22.01.2023