Волковское православное кладбище: 340 лет на службе

25.01.2012
Волковское православное кладбище: 340 лет на службе
Александра МАЛЬЦЕВА

Волковское православное кладбище находится теперь во Фрунзенском районе
Санкт-Петербурга и располагается между Расстанной улицей и речкой Монастыркой.

Свое название кладбище получило от существовавшей во время его основания деревни Волково, находившейся напротив кладбища за Монастыркой. Волково поле примыкало к кладбищу с юго-западной стороны.

Сама деревня Волково существовала задолго до основания Санкт-Петербурга. Первое упоминание о ней есть в писцовых книгах Ижорской земли и датируется 1640 г. Финское название деревни (Сутиила или Сютила), от которого пошло и русское название Волково, родилось от неимоверного количества волков, расплодившихся через несколько лет после основания деревни и нападавших зимой стаями более 30 голов как на отдельно идущих людей, так и на обозы.

В 1710 г. указом Петра Первого земли на 10 верст вверх по Неве (русская верста - 1600 м), в том числе и Волкове, были отданы под закладывающийся монастырь Александра Невского.

Само же Волковское православное кладбище было устроено императрицей Елизаветой Петровной сенатским указом от 11 мая 1756 г. в то же время, когда для Выборгской стороны было учреждено Иоанно-Богословское кладбище, а для Васильевского острова - Смоленское.

Открыто Волковское кладбище для захоронений было для всей Адмиралтейской стороны взамен существовавшею со времен Петра Первого кладбища при церкви Иоанна Предтечи в Московской Ямской слободе (ныне Лиговка в районе Обводного канала), так как Императрице, любившей бывать в Ямской на гуляньях в Семик и Прощенное Воскресенье, не нравилось видеть в праздничный день кладбище, находившееся территориально в непосредственной близости от слободы.

Первоначально для кладбища отвели около 2 000 м2. Отведенное место предписано было отгородить и построить в ограде при заложенном кладбище деревянную часовню.

Наконец, к концу лета 1756 г., кладбище было открыто для погребений, а к концу года на нем было похоронено 898 человек. Отсутствие до 1759 г. своего постоянно приписанного к часовне священника не мешало захоронениям, т.к. почти всех умерших привозили либо уже отпетыми в приходских церквах, либо провожали и отпевали в кладбищенской часовне приходские священники. К сожалению, на кладбище почти не отписывалось средств и, в связи с этим, кладбищенские земли не осушали и не благоустраивали. Также не особенно следили и за порядком захоронения, поэтому Волковское кладбище по сей день имеет вид "дикого парка". На нем есть основные дорожки (устроенные позже при реконструкции), а в остальном, наиболее старая из сохранившихся частей кладбища достаточно беспорядочна. До определенной степени это характеризует то время и людей, тогда живших. Места для могил выбирали сами погребающие и, поэтому, копали могилы не рядами, по прямой линии, а без порядка, с пропусками, так, что трудно было проходить между ними, а впоследствии почти нельзя было провести дорожки, не повреждая имеющиеся захоронения.

К концу 1759 г. была построена первая здесь церковь, освещенная 3 декабря во имя Спаса Нерукотворного Образа. Где находилась эта церковь, определить трудно, т.к. не сохранилось или просто не было планов кладбища этого времени. В 1795 г. церковь была разобрана по ветхости. Все, что известно о первой церкви, так это то, что она была небольшая и деревянная, на каменном фундаменте, одно-престольная и холодная. Записей о внутреннем убранстве церкви практически нет. Можно только предположить, что иконы, впоследствии находившиеся в Воскресенской церкви (построенной в 1777 г.), принадлежали Спасо-Преображенской церкви. Это (цитирую) иконы: "Спаса Нерукотвореннаго держимаго Ангеломъ", ''Божiей Матери", "Распятiя", "Апостоловъ Петра и Павла'', "Николая Чудотворца" и "Димитрия Ростовскаго". "Всъ эти иконы одной мъры принадлежали кь иконостасу. На иконе Тайной Вечери та особенность, что Iуда изображенъ на ней просыпающимъ соль въ то время, какъ Iисусъ Христосъ протягивает къ нему руку съ хлебомъ. Есть две парныя иконы, изъ которыхъ, на одной Iисусъ Христосъ изображенъ въ виде ангела завъта съ чашею въ рукахъ, а на другой Моiъсей. Это иконы съ боковыхъ дверей. Можеть быть первоначальной Волковской церкви принадлежали также: хрустальная въ 8 свечей люстра, висящая въ училищной церкви и несколько подсвечниковъ, лежащихъ въ училищной кладовой. Все, эти предметы были переданы въ училище Волковскимъ протоiереемъ Николаемъ Степановымъ Ильинскимъ въ 1858 г. На сомомъ кладбище есть также предметы, оставшiеся оть первоначальной церкви какъ-то: на пристольный сребропозлаченный крестъ 1760 г., крестъ деревянный обложенный серебромъ, работы 1773 г., священные сосуды 1773 г., и запрестольный крестъ. На нем изображены: Распятiе, Господь Саваофь, Божiя Матерь, и прочiя, а на задней стороне - Нерукотворенный образъ, короноваше Божiей Матери, Борисъ и Глебъ, Iоаннъ Креститель и митрополить Алексей. По надписи на кресте онъ пожертвованъ мастеромъ Борисомъ Федоровымъ Чулковымъ в 1770 г. Все эти предметы находятся ныне въ Воскресенской церкви". Но, опять-таки, это всего лишь предположение.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа, подобно другим, находившимся на территории кладбищ или при них, была построена "оть губернской канцелярiи" и по обычаю поступила после освящения вместе с кладбищем в ее ведение. Но, фактически, и церковью, и кладбищем заведовал причет. Он наблюдал за исполнением правил, отвечал за сохранность церковного имущества, вел делопроизводство. Все свои обязанности он исполнял сам, т. к. помощников ему от канцелярии не полагалось. Позднее при кладбище назначили четырех человек из солдат для исполнения караула вокруг кладбища по двое в ночное время. Помимо этого они копали могилы. Сторожевые обязанности при церкви исполняли пономари. В их обязанности входило наблюдать за чистотой в церкви, готовить облачения, продавать свечи собирать деньги от прихожан, собирать огарки, принимать погребальные документы, следить за приготовлением могил, а также, по благословению священника, проводить благовест.

В октябре 1777 г. была построена новая церковь и освящена "В Память Обновления Храма Воскресения Христа в Иерусалиме". 13 сентября 1781 г. церковь была передана в епархиальное ведомство. 1 января 1782 г. церковь сгорела. На ее месте стали строить каменную.

Через 3,5 года, 13 сентября 1785 г. митрополит Гавриил освятил новую церковь "Вь честь воспоминаемого въ этоть день обновленiя Iерусалимскаго Храма Воскресенiя Христова". Эта церковь располагалась напротив входа на кладбище.

В октябре 1804 г. была построена каменная богадельня. Уже в 1784 г. здесь была небольшая деревянная богадельня для престарелых женщин, восьми метров в длину и четырех в ширину, построенная купцом Иваном Ильиным на своей земле на правой стороне Расстанной улицы и переданная им безвозмездно вместе с землей в собственность кладбища с правом помещать в ней женщин по своему усмотрению. Но уже в 1803 г. здание обветшало и надворный советник Николай Григорьевич Щербаков изъявил митрополиту желание новую каменную богадельню за свой счет. В июне ее начали строить.

К 20-м годам богадельня превратилась в исключительно духовное заведение, так как в 1807 г. ее уже разделили на две части: на первом этаже жили мирские, а на втором вдовы и сироты духа", коие и превозобладали к 20-м годам.

В 1812 г. была отремонтирована Спасская церковь, а в 1812 г. Воскресенская. В этом же году было обустроено и само кладбище, прорезаны канавы, посажены деревья, был проведен плиточный тротуар от улицы до церкви.

В 1852 г. при финансировании купца Пономарева была выстроена новая церковь, освященная 26 августа митрополитом Никонором, а спустя 6 лет, при содействии все того же Пономарева, но уже ставшего церковным старостой, была построена на территории богадельни Успенская церковь.

За время, прошедшее с основания кладбища, его неоднократно расширяли.

В 1865 г. Спасская церковь была снова отремонтирована: стены украсили иконы, хранившиеся до того времени в ризнице, были сменены лампады и подсвечники, облачения, заменен жертвенник. Церковь засияла новыми красками (в 1880 г. сделан мраморный стол для запрестольного ковчега и тумба для запрестольного креста.)

В 1865-м же году в Воскресенской церкви появилась изящная бронзовая люстра. В алтаре сделан паркетный пол, а под церковью - кирпичные склепы для будущих захоронений. Предел архангела Гавриила обновили резными царскими вратами и бронзовой люстрой.

Через кладбище была проведена хорошая дорога. (В общей сложности к 1885 г. кладбище простиралось на 12 верст (русская верста - 1600 м.), было захоронено более 600 000 человек, насчитывалось 8 часовен, которые, несомненно, являлись произведениями искусства, около 19 закрытых и открытых павильонов, множество памятников, 3 церкви.).

Так исторически сложилось, что на Волковском православном кладбище похоронено много потомков древних, знатных фамилий, родов да и просто замечательных людей своего времени. Среди них Голицыны, Батыр-Гирей, Урусовы, Вадбольские, Кропоткины, Угушевы, Масальские, Мещерские, Орбелиани, Тенишены, Трубецкие, Туркистановы, Ухтомские, Херхеулидзевы, Хилковы, Цициановы, Шахматовы, Шаховские, Щербатовы, Энгалычевы, Юсуповы, Яшвиль, Адлерберг, Дорер, Комаровские, Мусин-Пушкины, Ребиндер, Стенбок-Фер-мор, Сологуб, Толстых, Беллендорф, Витте, Врангель, Герздорф, Ганн, Дельвиг, Де Монфорд, Истровы, Корф, Крюденер. Косинских, Остен-Сакен, Розен, Таубе, Фитингоф, Фредерике, Де Траверсе.

Также на Волковском православном кладбище захоронено много деятелей искусства, науки и общественных деятелей: известный критик Виссарион Григорьевич Белинский, барон Дельвиг - поэт, друг Пушкина, Добролюбов - даровитый публицист, сатирик, критик Писарев, талантливый беллетрист Решетников, почти гениальный романист Тургенев.

Огромное количество талантов нашли последнее пристанище и покой за стенами Волкова кладбища. Каждый из нас может прийти и поклониться праху их и помолиться в церкви об их светлых душах.
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика