Поиски конкретного места
Такому финалу предшествовала долгая история. С просьбой определить местонахождение захоронения праха предка в Министерство культуры Московской области обратились родственники Казимира Малевича и поклонники его таланта. После того, как 21 мая 1935 года капсулу похоронили под дубом в поле неподалеку от Немчиновки, где Казимир Северинович любил бывать, произошло много событий. Во-первых, со временем, без следа исчезло само дерево, во-вторых, могила художника была разорена, а поля в этом районе бесконечно распахивались. Где именно она находилась, точно удалось обнаружить лишь пару лет назад благодаря геодезическим исследованиям.
– 18 июня прошлого года мы постановлением правительства зафиксировали это место. Но поскольку его определили уже тогда, когда вокруг построили жилые дома, мы договорились с застройщиком, что эта точка будет обозначена и увековечена. Мы договорились с застройщиком, что тут не будет ни фонтанов, ни фигур малых форм, – рассказал министр культуры Московской области Олег Рожнов.
Кроме того, застройщик в ближайшее время получит охранное обязательство от Минкультуры.
Каким быть монументу
Неоднозначность, свойственная творчеству Малевича, по следам идет и за памятью художника. Как долгое время существовали разногласия относительно места погребения праха мастера, так и сегодня к единому мнению не могут прийти творческие и научные сообщества и родственники Казимира Севериновича относительно вопроса, как должен выглядеть памятник художнику-авангардисту.
– По поводу монумента идет активное обсуждение. Родственники нашли фотографии колонны, которую можно представить в виде памятника, есть идея поставить копию миниархитектона (архитектон в 130 метров высотой мечтал на своей могиле видеть сам художник) . Пока идут творческие дискуссии. Важно, чтобы и с точки зрения визуализации все было корректно, и с точки зрения завещания Казимира Севериновича, – подчеркнул Олег Рожнов.
Сразу после открытия плиты, автор которой подмосковный скульптор Александр Рожников, участники церемонии отправились в кинотеатр «Юность», где увидели фильм Александра Митты «Шагал – Малевич» (2013 год), рассказывающий о революции искусства, об истории любви Марка и Беллы Шагал и отправляющий зрителя во времена творческой дуэли Шагала с современником-антиподом Казимиром Малевичем.
"Идея супрематизма Малевича – это великая идея. Я отношусь к ней с восхищением, собственно, как и весь мир. В моей картине есть момент, когда эта идея победила, захватив маленький круг ребят, которые обалдели от нее. Они выкинули Шагала из школы, проголосовав за Малевича. И вот в этот момент Малевич смотрел на них безумными глазами. Произошла резкая эволюция идеи. Надо понимать, что когда художник захватывает мир – это не рейдерский захват, а виртуальный. Художник просто делает мир богаче на свой взгляд, а следующий художник – на свой взгляд." |
— Александр Митта, актер, кинорежиссер, сценарист, народный артист Российской Федерации |