О предложении Минстроя России о «повторных захоронениях»

08.04.2015
О предложении Минстроя России о «повторных захоронениях» - Похоронный портал

Министерство строительства выступило с инициативой, всколыхнувшей общественность.

Предложение касается могил.

А тема смерти, кладбищ, уважения к покойным всегда носит особый характер во всем мире, в том числе и в России.

Хоронить человека - одно из самых тяжелых дел для близких и одно из самых прибыльных среди любых видов бизнеса.

Люди умирают всегда и часто, старых территорий кладбищ не хватает, особенно в городской черте.

Так, глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк уверен, что, если сейчас не принять меры, «через сто лет Россия превратится в огромное кладбище».

Минстрой России планирует разрешить повторно использовать заброшенные могилы.

Проект нового закона «О похоронном деле в Российской Федерации» появился на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ ещё в октябре 2014 г.; в марте 2015 г. документ был дополнен нормой, регулирующей повторное использование заброшенных могил.

В Минстрое России подсчитали, что всего объем брошенных мест захоронений в нашей стране составляет от 18 до 25 тыс. гектаров.

Новелла вызвала беспокойство и широкую дискуссию в обществе.

Статья 37 законопроекта предусматривает, что «повторное использование места захоронения на региональных и муниципальных кладбищах допускается», но при соблюдении двух условий: во-первых, должно пройти не менее 20 лет со дня последнего захоронения, во-вторых - место захоронения должно быть в установленном порядке признано брошенным.

Такое признание, согласно проекту, находится исключительно в компетенции суда.

Прописана процедура: уполномоченный орган в сфере похоронного дела создает комиссию из представителей органа местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Федерации, прокуратуры и санэпиднадзора, в ряде случаев - представителя «централизованной религиозной организации соответствующего вероисповедания» и на основании заключения комиссии обращается в суд.

Критерии «брошенности» - «ненадлежащее состояние» места захоронения в течение «длительного времени», признаки разрушения намогильных сооружений (надгробий); при этом должна отсутствовать информация как о похороненном, так и о лице, ответственном за могилу.

Если суд согласится с мнением комиссии, то после вступления его решения в законную силу «уполномоченный орган в сфере похоронного дела осуществляет подготовку места захоронения к повторному использованию».

Повторное использование мест захоронения на военных мемориальных и воинских кладбищах не допускается.

Обязательная процедура перед повторным использованием места захоронения - эксгумация с последующей кремацией останков, которые предполагается захоранивать в «могилу невостребованных прахов».

Эксгумация должна проводиться за счет средств «заинтересованного лица», но кто может быть таким лицом - закон не уточняет.

Законопроект о похоронном деле планируется внести в Госдуму к маю 2015 г.

Помимо предложения о повторном использовании территорий для захоронений, документ также предполагает возможность создания частных кладбищ.

Почти все положения этой статьи вызывают вопросы.

Прежде всего, брошенные могилы родственники порой находят много лет спустя - например, захоронения погибших в годы Великой Отечественной войны.

В этом смысле 20, 30, даже 50 лет - слишком маленький срок.

Иногда люди по документам устанавливают места захоронения своих предков, которые были захоронены в ХIХ в. и даже раньше.

Нельзя забывать и о религиозных традициях - православные и иудеи, например, очень болезненно воспринимают тему кремации.

Далее, квалификации состояния мест захоронений - «ненадлежащее состояние» места захоронения в течение «длительного времени», «признаки разрушения намогильных сооружений» - очень расплывчатые и предоставляют широкое поле для толкований прежде всего в пользу работников похоронных учреждений.

Далее, есть и чисто финансовый аспект проблемы: предусмотренные законопроектом эксгумация, кремация и перезахоронение останков из брошенного захоронения стоят определенных денег, и не совсем ясно, на чьи плечи должны лечь эти расходы.

Понятие «заинтересованного лица» в законопроекте не дает четкого ответа на этот вопрос.

Директор МБПЧ Александр Брод: «В условиях бешеного роста цен на кладбище его работники могут «ускорить» процесс захоронений - например, сбить могильную плиту с захоронения, которое явно несколько лет не посещалось, и похоронить туда нового покойника за приличные деньги.

Это делалось и раньше, но теперь такая практика фактически узаконивается.

Масштабы для злоупотреблений здесь создаются почти бесконечные.

Хотя организация, обслуживающая кладбище, и не вправе выносить решение о перезахоронении, она, конечно же, за приличную мзду может принимать такое решение самостоятельно».

Народный артист России Николай Бурляев негативно воспринял инициативу Минстроя: «Если мы не будем помнить нашего родства и наших предков, то грош нам цена.

Надо просто помнить, что любовь к отеческим гробам - очень важный момент в жизни нашего народа.

Конечно, нужно поддерживать память о наших предках.

А земли у нас много, и есть где похоронить новопреставленных»,

Некоторые юристы, впрочем, подтверждают необходимость подобного законопроекта.

Так, юрист похоронной компании «ПСК «Энергия» Александр Лашер считает, что норма, регулирующая повторные захоронения, нужна: «Речь идет именно о брошенных захоронениях.

Брошенные могилы часто встречаются на кладбищах, это неправильно - не должно получаться так, что эти участки простаивают.

Насколько я понимаю, планируется организовать более эффективное использование мест захоронения.

Это нормально».

Он уверен, что установленная законом процедура не только повысит эффективность использования мест захоронений, но и поможет бороться со злоупотреблениями организаций, обслуживающих кладбища: «Эта норма не поможет коррупции, а наоборот, помешает.

Сегодня можно допустить разрушение захоронения на обслуживаемом кладбище, а затем, сославшись на отсутствие архивных данных, произвести на этом месте новое захоронение.

Если будет судебное решение, это уже неплохо, это открытость.

Внесенными в общий реестр местами сложнее манипулировать».

Успокаивает граждан и вице-президент Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Вероника Лутковская.

Она уверена, беспокоиться о том, что будут повторно использоваться могилы близких людей, петербуржцам не следует: «Надо ухаживать за могилами своих родственников.

Говорится только о заброшенных захоронениях.

Если ухаживать, хотя бы раз в год - в Родительский день - приходить на могилу, никто её заброшенной не признает.

А если похоронили и забыли - то что и беспокоиться».

Да и вообще, с ее точки зрения, никакой проблемы, во всяком случае, в ближайшие годы, не существует: «Пока эта норма не введена в действие, мы даже не видим смысла её обсуждать.

Это пока не закон, а проект.

Даже если он будет принят в этом виде, предусмотрена его «обкатка» в течение двух-трех лет в ходе пилотного проекта в трех субъектах Российской Федерации.

Петербург и Ленинградская область в пилотный проект не входят, так что, если норма и начнет работать, то в Петербурге это произойдет не раньше, чем через 3 - 5 лет».

Конечно, немалый вес в обсуждении проблемы будет принадлежать РПЦ, и здесь уже обнаружились расхождения.

Так, глава синодального отдела Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин считает, что тела из заброшенных захоронений в принципе можно перемещать, только не сжигать их, а перезахоранивать в общие могилы.

А вот член Патриаршей комиссии по вопросам семьи при РПЦ Максим Обухов не согласен с идеей Минстроя России в целом: «В Греции могилы находятся на земле веками, так как считается, что жизнь человека бесконечна.

РПЦ не поддерживает сжигание останков, это обряд других вероисповеданий.

Такой метод будет противоречить христианской вере, даже если раскапывать могилы усопших будут не через 20, а через 50 лет».

И судя по всему, к точке зрения Церкви прислушаются: как сообщил глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, представители Минстроя и РПЦ пришли к общему заключению, что тела из заброшенных могил будут просто перезахораниваться в общую могилу без кремации.

Интересно, что некоторые эксперты видят чисто моральную пользу от законопроекта: он подвигнет немалое число россиян хотя бы раз в год посещать могилы родственников и поддерживать их в надлежащем состоянии.

Призвал к осторожной и взвешенной оценке законопроекта член Общественной палаты России Сергей Ряховский: «За всю историю и Российской Империи, и Советского Союза, и пост-советского периода подобным образом поступали даже с целыми кладбищами - прямо на их месте строились какие-то объекты, включая жилые здания.

Такие факты имели место быть, и, видимо, есть мотивы к подобным действиям.

У меня к ним двойственное отношение.

С одной стороны, я понимаю, что неухоженные и заброшенные могилы, наверное, являются «лакомым кусочком», потому что многие старые кладбища располагаются на очень старой земле, новые захоронения на которых могут стоить огромных денег.

С другой стороны, Россия - это огромная страна, и у нас достаточно земли для создания новых кладбищ.

Вообще, проблема кладбищ достаточно серьезная, и я знаю, что Минстрой принял уже несколько правильных решений в направлении декриминализации этого рынка.

Но если все-таки этот законопроект про заброшенные могилы будет принят, то должна быть проведена огромная работа по поиску родственников захороненных, и очень важно глубоко продумать юридическую и правовую составляющую этого закона.

К этой теме нужно подходить очень аккуратно и с большой осторожностью.

У человека есть определенные места, которые он почитает - это его родной дом, его малая родина, это в том числе и кладбище.

В христианской традиции даже есть родительские субботы - дни особого поминовения усопших, в которые принято посещать могилы своих родных и близких.

В любом случае, прежде чем принимать такие решения, нужно обсуждать это с общественностью.

Я бы предложил провести слушания этого законопроекта и в Общественной палате, чтобы мы могли выслушать все стороны.

Здесь важна и религиозная, и нравственная, и этическая составляющая, и если просто принять этот законопроект без широкого обсуждения, то он может вызвать огромное недовольство граждан».

В любом случае закон требует тщательной проработки.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика