16 июня Сергею Курёхину исполнилось бы 60 лет. Несмотря на широкую известность его имени, образ Курёхина для большинства не очень хорошо знакомых с его творчеством людей остается размытым.
Кто-то знает его провокационные телевизионные выступления (в первую очередь, конечно, легендарную теледиверсию "Ленин - гриб"), кто-то помнит фантасмагорические "Поп-механики", для кого-то главное в Курёхине – его участие в создании классических альбомов русского рока, в первую очередь "Аквариума", еще кто-то во главу угла ставит Курёхина-пианиста, поражавшего тех, кому довелось его слышать, филигранной техникой и неуемной фантазией импровизатора, а еще кто-то больше всего ценит его киномузыку.
А ведь были еще и кинороли, было острое, на грани, а то и за гранью скандала увлечение политикой, были театральные спектакли, были бесконечные перформансы, было несколько десятков музыкальных альбомов – настолько разных, что они нередко кажутся созданными противоположными по своим музыкальным и эстетическим устремлениями людьми.
"Я хочу быть одновременно Моцартом и Майклом Джексоном". В этой дерзкой, сказанной еще в начале творческого пути фразе – суть творческих и человеческих амбиций Сергея Курёхина. Виртуозность, легкость и изящество классика в сочетании с захватывающей харизмой поп-артиста – во многом ему удалось реализовать свою мечту и соединить, казалось бы, несоединимое.
Начало
Сергей Курёхин родился 16 июня 1954 года в городе Мурманске в семье военного. Музыкой стал заниматься в раннем детстве с четырех лет. Как это нередко бывало в семьях офицеров Советской Армии, место жительства приходилось менять нередко.
Детство и школьные годы Сергей провел в городе Евпатория в Крыму. Там ему, как и всем жителям Украинской ССР, приходилось учить в школе украинский язык, знанием которого он любил щеголять и на котором даже написал одну из немногих своих песен.
В 1971 году, после школы, Курёхин с семьей переехал в Ленинград, где поступил в Музыкальное училище им. Мусоргского. Учеба в училище была недолгой - спустя примерно год-полтора Курёхин был отчислен за хронические пропуски занятий.
Аналогичная история повторилась и в Институте культуры, где он проучился столь же краткий срок на факультете хорового дирижирования.
Отсутствие формального законченного образования компенсировалось гигантской тягой к знаниям – он продолжал образовываться всю жизнь и нередко поражал знавших его людей огромным набором сведений из самых различных областей жизни. Памятью он обладал феноменальной и никогда не упускал возможности ее продемонстрировать.
Переезд в Ленинград в семнадцатилетнем возрасте ознаменовал для него вступление во взрослую жизнь. Во всяком случае, так, как он ее понимал. А понимал он ее, как и следовало воспитанному на идеалах рока 60-х молодому человеку, в первую очередь как возможность свободного самовыражения. Опять-таки почти само собой разумеющимся был и выбор сферы самовыражения.
Рок
Неожиданные инструментальные сочетания: Борис Гребенщиков - виолончель, Сергей Курехин - саксофон. Ленинград, 1984 г.
Рок-музыка была господствующей идеологией поколения. Однако Курёхин был не столько хиппи, сколько музыкант. Несмотря на присутствие в числе его музыкальных ориентиров того времени стандартного джентльменского набора Beatles, Led Zeppelin, Deep Purple, Emerson, Lake and Palmer и Yes, он еще в ранней юности начал слушать джазовые программы "Голоса Америки" и уже тогда обратил внимание на авангардные опыты Джона Колтрейна и игру его пианиста Маккой Тайнера. Джаз тем не менее, до поры до времени, оставался неким дремлющим или, выражаясь языком научным, к которому он всегда питал слабость, латентным интересом. Непосредственно же по прибытии в город на Неве он окунулся в среду роковую.
Время было как нельзя более удачное. Отечественный самопальный рок начал, наконец, вылезать из пеленок и облачился в короткие штанишки. В Ленинграде начала 70-х появилось несколько групп, пытавшихся уйти от раболепного подражательства и запеть на родном языке.
Самой известной из них был "Санкт-Петербург". Барабанщик "СПБ" Николай Корзинин в какой-то момент решил собрать свой проект, который получил название "Большой Железный Колокол" и в котором, собственно, и прошел боевое рок-крещение клавишник Сергей Курёхин.
Затем последовал довольно смутный период его биографии - "чёс" по городам и весям в составе неких вокально-инструментальных ансамблей, которые, как для Beatles Гамбург, стали для него превосходной сценической школой.
Андеграунд
Параллельно Курёхин быстро, активно и безо всякого труда влился в богемно-андеграундную жизнь Ленинграда. Основными центрами ее в те годы были знаменитое кафе "Сайгон" и букинистические магазины на Литейном. Именно тогда сложились его бесчисленные знакомства с практически всем второкультурным (то есть неофициальным, нонконформистским) Ленинградом.
Среда была пестрой, чрезвычайно яркой и интересной. В этом кругу он чувствовал себя как рыба в воде, жадно глотая книги, впечатления, знакомства, впитывая в себя многочисленные новые и недоступные иначе как через личную приобщённость идеи: от Бердяева до Маркузе, от Солженицына до Ролана Барта.
После "сейшена", организованного в честь приезда немецкого музыканта и журналиста Ханса Кумпфа в квартире Клуба-81 на ул. Петра Лаврова. Слева направо, стоят: Ханс Кумпф, Владимир Болучевский,неизвестная девушка, Игорь Бутман, Борис Гребенщиков, Сергей Курехин, Аркадий Драгомощенко, Тимур Новиков, Сергей Летов, Иван Сотников, Александр Кондрашкин. Сидит: Владимир Волков. Ленинград, 1983 г.
После "сейшена", организованного в честь приезда немецкого музыканта и журналиста Ханса Кумпфа в квартире Клуба-81 на ул. Петра Лаврова. Слева направо, стоят: Ханс Кумпф, Владимир Болучевский,неизвестная девушка, Игорь Бутман, Борис Гребенщиков, Сергей Курехин, Аркадий Драгомощенко, Тимур Новиков, Сергей Летов, Иван Сотников, Александр Кондрашкин. Сидит: Владимир Волков. Ленинград, 1983 г.
Джаз
Однако в чисто музыкальном плане круг общения был крайне ограниченным, и единомышленников для необходимого ему как воздух беспрестанного движения вперед явно не хватало.
Прорыв наступил со знакомством в 1977 году с Анатолием Вапировым. Вапиров был профессиональным джазовым саксофонистом, выпускником Ленинградской консерватории, с собственным ансамблем и парой пластинок на фирме "Мелодия", что по тем временам означало очень даже немало.
Музыка, которую играл Вапиров до прихода в его ансамбль Курёхина, была ладовым джаз-роком с сильными элементами славянского фольклора. То ли появление Курёхина повлияло на его переход к фри-джазу, то ли потребность в новом музыкальном языке заставила его обратить внимание на молодого очень способного и очень техничного пианиста. Дебют Курёхина в ансамбле Вапирова состоялся в ноябре 1978 года на сцене ДК им. Горького в рамках первого фестиваля "Осенние ритмы".
Через Вапирова Курёхин познакомился с Ефимом Барбаном – критиком и идеологом нового джаза, благодаря обширной коллекции новоджазовых пластинок которого началось знакомство с новой музыкой. Тогда же примерно возник и Клуб Современной Музыки во Дворце Культуры им. Ленсовета, который предоставил Курёхину практически неограниченную возможность для музыкального экспериментирования и где закладывались идеи всего его последующего творчества, в первую очередь "Поп-механики".
В "Аквариум" он вписался в самом начале 80-х поначалу как сайдмен-профессионал, снисходительно помогающий не очень искушенным в делах музыкальных своим рок-приятелям. Но постепенно увлекся, и с развитием рок-движения вкладывал все больше и больше своей творческой энергии в дела группы. Немалая часть фактуры "Треугольника", "Табу", "Радио Африка" - плод именно курёхинской фантазии. Его яркие соло остались в записях и других ведущих групп ленинградского рока – "Кино" и "Алиса".
Трио Вапирова: Сергей Курехин, Анатолий Вапиров, Александр Александров. Концерт в Клубе Современной Музыки. Ленинград, 1981 г.
Трио Вапирова: Сергей Курехин, Анатолий Вапиров, Александр Александров. Концерт в Клубе Современной Музыки. Ленинград, 1981 г.
Поп-механика
Уже тогда в голове у него была готова идея "тотальных шоу" - с оркестрами, хорами и крупными звездами. В интервью, которое я брал у него осенью 1982 года, он со смехом признавал, что все эти мечтания совершенно нереалистичны: "разве что Фонд Гуггенхайма раскошелится". Никто из нас не мог предполагать, что спустя буквально несколько лет все эти мечты воплотятся в жизнь безо всякого Фонда Гуггенхайма.
"Популярная Механика" стала не только кульминацией творческого пути Сергея Курёхина, но и расцветом всего ленинградского андеграунда. Рок-клубовская элита – "Аквариум", "Кино", "Странные Игры", "АукцЫон"; изобразительный авангард - "Новые Художники", "Новая Академия" и некрореалисты; авангардный театр Антона Адасинского; фрик-мода Сергея Чернова; перформанс Владика Мамышева-Монро; изысканный полифоничный строй барочных музыкантов, не говоря уже о старых его друзьях по фри-джазу - Вапирове, Чекасине, Гайворонском, Волкове, Летове - всё шло в строку, все с удовольствием играли в захватывающую игру, подчиняясь иногда самым диким вывертам неистощимой курёхинской фантазии.
"Поп-механика". Слева направо: Алексей Рахов (саксофон), Виктор Цой (гитара), Юрий Каспарян (гитара), Григорий Сологуб (гитара), Александр Кондрашкин (ударные), Александр Титов (бас), Виктор Сологуб (бас). На переднем плане: Олег Гаркуша, Сергей Бугаев. Фото из архива Александра Кана.
"Поп-механика". Слева направо: Алексей Рахов (саксофон), Виктор Цой (гитара), Юрий Каспарян (гитара), Григорий Сологуб (гитара), Александр Кондрашкин (ударные), Александр Титов (бас), Виктор Сологуб (бас). На переднем плане: Олег Гаркуша, Сергей Бугаев. Фото из архива Александра Кана.
Признание
Когда рухнула цензура, и андеграунд вырвался наружу, под обаяние Курёхина попали и традиционные, официально признанные советские звезды - Кола Бельды самозабвенно пел "Увезу тебя я в тундру", сочный бас Бориса Штоколова возносился над остинатными роковыми ритмами, а Эдуард Хиль позволил вынести себя на сцену с головы до ног завернутым в фольгу и пел, пока Сергей Бугаев "Африка" и Тимур Новиков раскручивали его, как рулон обоев. Даже звезду мирового уровня Ванессу Редгрейв Курёхин уговорил проползти на четвереньках по сцене "Октябрьского".
Дальше пошли военные и симфонические оркестры, хоры, грузовики, лошади и удавы. Ну и, конечно, "Ленин-Гриб" - первое блестящее воплощение поп-механического принципа в немузыкальном проекте.
Безудержное постмодернистское буйство "Поп-механики" лучше всего отображало хаотичное и беспорядочное время рубежа 80-х и 90-х – время упоения наступившей свободой, время вседозволенности и эйфории, время настоящей революции – в искусстве, в сознании, в обществе. Один из несостоявшихся проектов – постановка Сергеем Соловьевым на сцене Большого театра оперной трилогии Курёхина по мотивам русской классической литературы.
Перформанс Джона Кейджа "Водная симфония" в мастерской Сергея Бугаева. Слева направо: Александр Кан, Сергей Бугаев, Джон Кейдж, Сергей Курехин, Иван Шумилов. Ленинград, 1988 г.
Перформанс Джона Кейджа "Водная симфония" в мастерской Сергея Бугаева. Слева направо: Александр Кан, Сергей Бугаев, Джон Кейдж, Сергей Курехин, Иван Шумилов. Ленинград, 1988 г.
На Запад
Открылись границы, и сначала сам Сергей, а чуть позже и "Поп-механика" устремились на Запад.
Там его знали и ждали – репутацию опального советского экспериментатора и бунтаря подогревали не только многочисленные релизы Leo Records, но и прошедший по телевидению Би-би-си фильм All That Jazz.
Концерты и записи с Джоном Зорном, Биллом Лазвеллом, Дэвидом Моссом, Кешаваном Маслаком ввели его в круг элиты нового джаза. Ошеломленная публика в Германии, Италии, Финляндии, Швеции, США и Британии со смешанным чувством восхищения, ужаса и недоумения взирала на эту смесь авангарда, цирка, театра абсурда, индустриального искусства и зоопарка – ничего подобного на Западе не было ни тогда, не появилось и сейчас.
Но ему нужно было больше, выше, громче. Только внезапная безвременная смерть в июле 1996 сорвала планы по организации грандиозного представления "Поп-механики" на сцене лондонского Royal Festival Hall осенью 1996 года, в числе участников которого должен был оказаться и Ринго Старр.
Барабанщик Владимир Тарасов и художник Тимур Новиков в роли укротителя козла в составе "Поп-механики" на фестивале в г.Мёрс, Германия. 1989 г.
Барабанщик Владимир Тарасов и художник Тимур Новиков в роли укротителя козла в составе "Поп-механики" на фестивале в г.Мёрс, Германия. 1989 г.
Политика
В то же время оставаться в рамках узкой эстетики он категорически не хотел. Если поначалу в своей музыке он жонглировал музыкальными стилями и жанрами – то джаз, то рок, то классика, то авангард, - то постепенно кирпичики, из которых он строил свои поп-механические конструкции, становились все крупнее и мощнее.
Он уже оперировал целыми огромными культурными пластами, все больше и больше ощущая себя демиургом, которому подвластны все более и более могущественные силы.
Язык чистого искусства становился для него беден. Именно в этом осознании своей силы и в нехватке для ее реализации эстетического пространства и коренится его внезапное и напугавшее тогда многих обращение к радикальной политике.
Сергей Курёхин на сцене Клуба Современной Музыки. ДК имени Ленсовета. Ленинград, 1980 г.
Сергей Курёхин на сцене Клуба Современной Музыки. ДК имени Ленсовета. Ленинград, 1980 г.
Смертельная болезнь настигла его на пике этого увлечения, и бессмысленно сейчас говорить, как далеко в своих наполеоновских планах зашел бы Сергей Курёхин, но для меня очевидно, что и в этом он оставался в первую очередь художником. Он по-прежнему играл, и в тщательно выстраиваемых политических схемах упивался в первую очередь красотой и шокирующей неожиданностью конструкции.
Наследие
Курёхин умер от редкой болезни саркома сердца 9 июля 1996 года. За прошедшие с тех пор 18 лет интерес к его личности, творчеству и музыке не только не угасает, но и наоборот, иногда кажется, что из года в год он только растет.
Возникший уже через год после смерти Курёхинский фестиваль – СКИФ – продолжает развиваться. Фонд Сергея Курёхина и Центр современного искусства Сергея Курёхина объединяют лучшие молодые творческие силы, для которых главным ориентиром остаются поиск новых форм, неуемная энергия, безудержная фантазия и стремление к синтезу культур, эстетик, стилей и жанров – все то, что отличало и самого Курёхина.
С каждым годом набирает силу и мощь и относительно новая инициатива – Премия Сергея Курёхина, превратившаяся в одну из самых престижных и авторитетных наград российского современного искусства. Достаточно сказать, что в Попечительский совет и в жюри Премии входят крупнейшие фигуры российской художественной жизни, и что в этот юбилейный для Сергея Курёхина год церемония вручения Премии проходила в залах Государственного Эрмитажа.
Огромное внимание привлекает и придуманный московским музыкантом Алексеем Айги проект "Курёхин Next" - казавшаяся всегда немыслимой идея возрождения "Поп-механики", но возрождения ее в классическом, полном уважения к курёхинским идеям духе.
Продолжается поиск и консолидация наследия Сергея Курёхина: отыскиваются и издаются ранее неизвестные аудио и видеоматериалы. Организуются выставки, снимаются документальные фильмы, вышли в свет и две книги о Сергее Курёхине.
Весь этот интерес сочетает в себе и чисто исторический, почти академический подход – неслучайно стали говорить и о появлении новой искусствоведческой дисциплины - "курёхиноведении", и жадное стремление понять, постичь и попытаться воссоздать абсолютно не теряющую свою остроту и актуальность эстетическую, культурную, политическую проблематику Сергея Курёхина.
Сергей Курёхин играл на фортепиано в любом положении. Ленинград. 1988 г.
Сергей Курёхин играл на фортепиано в любом положении. Ленинград. 1988 г.