Воспоминание, которое всегда с тобой. Как мемориальные татуировки помогают нам проживать горе

21.07.2023
Воспоминание, которое всегда с тобой. Как мемориальные татуировки помогают нам проживать горе - Похоронный портал

Во время пандемии многие из нас лицом к лицу столкнулись со смертью и горем. Неудивительно, что именно в 2021 году по всему миру произошел всплеск популярности мемориальных татуировок (и татуировок в целом), которые позволяют скорбящим почтить память близких. Но и сейчас тату-мастера набивают всё: от ангельских крыльев, сердец и имен до более персонализированных татуировок.

Как бы цинично это ни звучало, но мемориальные тату никогда не выйдут из моды - люди всегда будут пытаться справиться с горем и травмой от потери близкого человека.

joanndilley_14719832_295849014149111_5383779919723495424_nresize.jpg

«Главы могут закончиться, но страницы останутся»

«У меня есть памятная татуировка»‎, - рассказывает по просьбе «Похоронного портала»‎ девушка, пожелавшая остаться анонимной. «Просто часы и перья, уходящие крылом на плечо. Время на часах отображает примерные часы смерти моего давнего и, наверное, самого близкого друга. К сожалению, точное время смерти неизвестно, но я решила поставить то, в которое последний раз он был онлайн, и которое для меня стало символом, что он точно был жив в этот момент.

На снимках две татуировки. Моя тату и татуировка друга, копию которой сначала хотела я: 

NrKgfgQsZwE.jpg

Про свою он когда-то говорил что это «часы свидания со Смертью».

n8PS6Npqukw.jpg


В начале я хотела сделать полную копию его татуировки, там тоже были часы, но потом с мастером решили, что лучше будет сделать крыло как символ памяти, отчасти связанной с его прозвищем, и часы со временем. Татуировку я сделала спустя полтора года после его смерти, это было обдуманным и долго вынашиваемым решением. Татуировку били в два сеанса: в начале забивали крыло до плеча, потом часы и перья внизу.

Помогло ли это справиться с горем? Думаю, нет. Но и не стало триггером плохих воспоминаний. Просто это стало таким способом сохранить память, светлым воспоминанием, вещественным напоминанием о друге, о поддержке и вдохновении, которые я от него получала. Иногда меня спрашивают, что значит время на часах моей татуировки, а люди, не знающие подтекста, шутят про часы, которые показывают одно время. Я могу рассказать им, но, как правило, людям неудобно это слушать, поэтому я отшучиваюсь».

8hHw1gypMwA.jpg
Тату в память о погибшем сыне, которую сделали оба родителя


Иногда в своей скорби люди хотят в буквальном смысле сохранить в себе вещественную и осязаемую частичку умершего человека. В таком случае некоторые из них набивают себе татуировку с чернилами, содержащими прах их близкого. Некоторые тату-мастера по просьбе клиента сами смешивают кремационный прах с чернилами, но это крайне специфичная и опасная практика. Екатерина Толстунова, владелица омской тату-студии TATTOO X.O, отмечает важность соблюдения технологии нанесения тату:

«В различных источниках в рунете упоминали, что для мемориальной тату нужно всего 15-20 гр праха. Это очень большое количество, из чернил получится каша, которую будет невозможно нанести на кожу, потому что носик будет забиваться. Машинка в таком случае будет работать вхолостую, мы будем разбивать кожу в мясо и просто не сможем ввести пигмент под кожу. 

04Cnopng12A.jpg

Екатерина демонстрирует сколько в действительно требуется праха для добавления в пигмент

Разбавить же чернила можно только специальными средствами, что ведет к удорожанию услуги. На одну татуировку достаточно половины грамма праха. Если все же клиент хочет смешать прах с пигментом, то нужна достаточно мощная центрифуга, которая полностью соединит все ингредиенты и не даст составу разделиться на фракции. 

Screenshot(1).png


Более того, если в прахе остались белковые соединения и его вмешать в пигмент в кустарных условиях, то татуировка может просто не прижиться и начать гнить. Это очень опасно, вплоть до ампутации. Даже на обычный профессиональный пигмент может быть аллергическая реакция, что уж говорить о золе. Может быть, в Америке и используют специальное оборудование, но мы общаемся со многими тату-салонами и такого не встречали. Никто не хочет брать на себя ответственность за такое и портить свою репутацию, ведь все-таки нанесение тату — это медицинская услуга»‎.

60032238_1751189071647900_6851028404024639488_n.jpg
Представитель Angel's Ink на конвенции тату-мастеров в 2019 году

На рынке существует несколько узкоспециализированных компаний, которые предоставляют услуги смешивания праха и чернил для татуировок. Американская Angel's Ink предлагает клиентам отправить в распоряжение компании всего одну чайную ложку праха (около 5 гр), большую часть которого они вернут обратно. Владельцы уверяют, что работают по запатентованной системе, согласно которой превращают золу в наногранулированный материал, далее используют метод пиролитической стерилизации для повторной стерилизации пепла. После этого получившуюся пыль перемешивают с чернилами. 

60174712_1747472725352868_3964630383328231424_n.jpg

В пигмент для тату на плече клиента Angel's Ink был добавлен прах его дочери

Бутылочке с готовым пигментом присваивают номер партии и гарантируют срок годности 12 месяцев. Весь процесс включает три уровня стерилизации, в штате компании есть даже дежурный врач. Стоимость одной стандартной бутылочки с пигментом (30 мл) стоит $250, доступны черный, белый, синий, розовый и зеленый цвета.

59051900_1737487773018030_5525527395408281600_n.jpg

Angel's Ink также предостерегает клиентов от обращения к тату-мастерам с недостаточной компетенцией, чтобы те самостоятельно смешивали пигмент с прахом:

«Мы НАСТОЯТЕЛЬНО не рекомендуем вашему мастеру делать подобное. Ни один уважаемый тату-мастер не станет просто добавлять «щепотку пепла» в свой пигмент. Хотя прах стерилен сразу после процесса кремации, он сразу же загрязняется после помещения в урну. К тому же, частицы золы слишком велики и однородного смешивания с пигментом не получится физически. Мы готовы даже отправить посылку сразу вашему тату-мастеру. Главное — не открывайте сами бутылочку с пигментом»‎.

58633328_1735193503247457_4108772243150995456_n.jpg

«Ты навсегда в моем сердце»

Пигмент с прахом от британской компании Cremation Ink стоит дешевле. Вероятно, потому что компания заявляет, что сама производит органические чернила разных цветов и не сотрудничает ни с каким брендом. Она также настаивает на том, что никакая тату-студия по соседству с вами не сможет добиться однородной пигментной суспензии, если вы просто принесете им урну с прахом, ведь он слишком тяжел и в 99% случаев просто опустится на дно. Тату-мастер просто будет обманывать вас и подавать пигмент на иглу из середины контейнера. Так что, по сути, прах вашего любимого человека останется лежать на дне бутылька, и ваш мастер до него не доберется.

358062690_2041581909506960_6188552911603449445_n.jpg


Американцы Engrave Ink тоже делают упор на безопасность. По их словам, в большинстве тату-салонов единственной машиной для стерилизации является автоклав. Эта машина предназначена для стерилизации различных металлов с использованием насыщенного пара высокого давления при температуре 121 °C, но пар не является и никогда не будет формой стерилизации кремационной золы.

Рекламный ролик Engrave Ink

Все три компании уверяют, что процесс заживления мемориальных татуировок ничем не отличается от любых других тату. Хотя среди отзывов можно прочитать, что, по ощущениям клиентов, чернила, насыщенные прахом, вызывают у них больший зуд, чем обычные чернила.

2022-08-14-23.38.55-2904735989907493404_27485990-819x1024.jpg

Тату в память о собаке

Об успешности такого бизнеса сложно судить. На запросы «Похоронного портала»‎ компании не ответили и они не ведут соцсети. Можно найти отзывы их клиентов и тату-мастеров, но сообщениям в лучшем случае уже больше пары лет. В 2023 году сайт обновлялся только у британской компании Cremation Ink.

59754644_1745690102197797_5449923786176462848_n.jpg


Какие образы чаще всего выбирают для памятных татуировок? Екатерина Толстунова говорит, что в её студии делают тату в память о родителях (пользуются популярностью портреты и фразы, которые родитель мог написать при жизни: «Я всегда рядом»‎, »‎Я люблю тебя»‎), детях (следы ножек, пульс и имя ребенка), животных (отпечаток лапы или портрет). Редко выбирают даты, чтобы не запечатлевать на теле цифры.

Tattoo With Cremation Ashes 2.png

Екатерина особенно отмечает связь между тату и её влиянием на жизнь человека:

«Сколько раз уже такое случалось. Например, люди набивали себе руны (с которыми нельзя играть), а потом их жизнь шла под откос. Один наш клиент, сотрудник морга, сделал себе татуировку с образом демона, пронзающего копьем ангела. Потом клиент рассказал, что у него появилось очень много работы. Ещё мы очень часто замечали, что пары, сделавшие парные татуировки, очень часто расходятся. Даже обычные надписи лучше не делать на латыни, потому что это язык мертвых. 

Я считаю, что тату несет большую смысловую нагрузку и к ней нужно ответственно подходить. Если человек приходит к нам, он уже хочет что-то поменять в жизни и верит в это. Тут срабатывает психология»‎.

359355337_691548272969879_6705878664555646884_n.jpg


Дебора Дэвидсон, профессор социологии Йоркского университета в Онтарио, активно изучает мемориальные татуировки, заинтересовавшись ими в 2009 году. Работая волонтером в некоммерческой организации Families of Ontario, она встретила женщину с татуировкой в память о дочери, которая покончила жизнь самоубийством. Дебора так впечатлилась её историей, что запустила веб-сайт The Tattoo Project, эдакий цифровой архив мемориальных татуировок со всего света. 

«Мы живем в культуре, где горе по-прежнему является табуированной темой и сложной темой для диалога», — говорит она. «Наши татуировки помогают передать наш жизненный опыт – не только радости, но и печали. Люди делают тату, чтобы каким-то образом запечатлеть тёмное время, что они пережили. Они словно хотят указать на рисунок на своей коже и сказать: «Вот тогда всё и закончилось. Вот тогда и стало лучше».

347591694_1011137950304364_3574699865311300832_n.jpg


Важная цель любого траурного ритуала (не только набивание татуировки) состоит в том, чтобы предложить четкую структуру, направить подавляющее переживание горя в целенаправленную деятельность с отчетливым началом и концом и установить чувство контроля над горем, а не вести себя пассивно.

Памятные тату структурируют переживание горя, позволяют получить доступ к эмоциям и построению смысла с помощью символов, а также объединения членов сообщества в тяжелом переживании утраты, переживаемой скорбящим. Таким образом, татуировки воплощают собой три необходимые качества для эффективного траурного ритуала: структурирования, символизма и включения других. С помощью символичных рисунков на теле скорбящие облегчают свое бремя, осознают свою новую идентичность. Тату служат «мостиком»‎ между старой реальностью и новой, при этом символизируя постоянную связь с любимым человеком и в то же время признавая реальность их смерти. Если для человека это приемлемо, то может стать ценным подспорьем в облегчении скорби и терапии горя.

359782724_2086541811691518_7008562514776789669_n.jpg


В своей магистерской диссертации 2009 года для Колледжа Смит (США) Элиза Шиффрин исследовала мемориальную татуировку как своего рода современный траурный ритуал. Она особенно отмечает, что западное общество в целом во многом оставило позади публичные ритуалы скорби, связанные со смертью и оплакиванием. Теперь же татуировка может быть воплощением горя владельца, физическим маркером, который помогает отделить его от человека эмоционально.

m_inni_-resize.jpg

«Я буду скучать по тебе, пока мы не встретимся вновь»

Все участники фокус-группы из исследования Шиффрин заявили, что их мемориальные татуировки являются для них символическим представлением их потери. Татуировки будто придали форму невыраженным переживаниям и эмоциям и «открыли возможность быть понятым другими», что особенно ценно в обществе, которое отрицает смерть и не поощряет публичное проявление страдания, постепенно деритуализируя горе. 

360147954_10159428376531434_2260934843027321747_n.jpg


Сейчас уже не викторианская эпоха, в которой поощряли публичный траур. Мы находимся в историческом периоде, когда подавляющему большинству людей не хватает социальных паттернов поведения, которые помогли бы им справиться с с неизбежным кризисом человеческой смерти. Поэтому современный же траур находит себя в том числе и через художественное выражение и, что важно, теперь когда-то коллективный процесс встречи со смертью сводится к индивидуальной борьбе с психологическим кризисом, решение которого зависит от навыков личного преодоления. 

Grandad-Tattoo-with-Birds-and-a-Quote.jpg
«Если любовь могла спасти тебя, ты бы жил вечно». Татуировка посвящена дедушке

И это работает. Мемориальная татуировка как траурная практика и по-своему катарсическое освобождение от страданий заняла свое место в современном мире.

Memorial-Paw-Print-Tattoos-1024x727.jpg


Ученые ещё в прошлом веке сформулировали три этапа работы с горем:

1)  психологический разрыв связи или отделение от умершего человека 

2) постепенное приспособление к среде, в которой умерший отсутствует

3) формирование новых отношений, признание повторного входа в жизнь

361896401_10168561166560085_6399546551632912823_n.jpg


Исследование Элизы Шиффрин помогло понять как практика получения мемориальной татуировки облегчает продвижение по этим фазам. Итак, согласно её диссертации 100% участников описали свои татуировки как символические, 50% участников включили имя или инициалы погибших в эскизы. У 36% участников были мемориальные татуировки с изображением крыльев. 29% включили в свои татуировки изображения умерших. 14% указали даты рождения и даты смерти умершего, 14% включили сердечко в мемориальный образ. 

Memorial-Tattoo-For-Dad-1024x875.jpg
«Я буду держать тебя при себе, пока не увижу вновь»

93% участников признали, что их татуировки символизируют чувство постоянства присутствия мертвых в их жизни. 79% участников использовали слово «напоминание» для описания своих татуировок и описали свои татуировки как гарантию, что ушедший человек «всегда будет частью меня» или что «я никогда не забуду». 

Из этих участников 55% отметили, что татуировка позволила им перестать беспокоиться о «забвении» или «потере» связи с умершим, также они описали, что татуировка берет на себя часть бремени горя, чтобы «я не чувствовал, что должен что-то делать все время».

Photo-Tattoo.jpg

Family-PictureTattoo-819x1024.jpg


100% участников описали татуировку как что-то отличное от других траурных ритуалов, поскольку это позволяло им занять активную позицию и превратиться из наблюдателя, с которым что-то происходило, в участника процесса, который смог «что-то сделать». Один из участников описал это так:

«Когда я впервые ощущал скорбь от потери, у меня было много физического проявления стресса, например, рвота, понос и отсутствие аппетита… и я ничего не мог с этим сделать. Когда я решил сделать тату, я почувствовал, как сам выбираю пройти через этот опыт, как беру под контроль то, что казалось неконтролируемым в течение нескольких месяцев».

347583281_689377266534559_7685507914854985271_n.jpg

«Всегда в моем сердце»

Более 50% участников исследования описали свою татуировку как физическое воплощение либо умершего, либо переживания горя. Из этих участников 50% говорили о своих татуировках как о чём-то, к чему они физически «прикасаются», «трогают» или «разглядывают», чтобы ощутить связь с умершим, или когда они нуждаются в «заземлении». Одна участница описала свою татуировку как физическое создание места для встречи с умершим: «Я сделала татуировку, потому что у меня не было могилы для него».

Fineline-Style-Grandparents-Memorial-Tattoo-1-820x1024.jpg
Татуировка посвящена бабушке и дедушке

36% участников назвали свою татуировку чем-то, что позволило им сделать подношение мертвым, отправить мертвому сообщение или выполнить задание. 80% этих участников сделали татуировку, которую ушедшие сделали бы сами, если бы были живы. Один участник заявил: «...Это любимая птица моего отца и он хотел такую, теперь я сам сделал это для него»‎.

При этом 79% участников говорили о том, что татуировка причиняет физическую боль, но 36% назвали ощущение боли в процессе нанесения тату «целебным»‎. Один участник описал боль как «преобразующую»: «…заходишь, испытываешь эту боль — это не много времени, но это трансформирующая боль... она не причиняет вам вреда... так что это боль, которую вы принимаете в ваше тело, в остальную часть вашей жизни...»

Другой участник заявил: «Я чувствовал, что мне нужна боль от татуировки — это была хорошая боль».

362234553_303440158875709_24947162461948663_n.jpg


Также, согласно диссертации Элизы Шиффрин, 21% участников описали, будто переживание боли принесло им чувство связи с опытом умерших, которые либо пережили болезненную смерть или болезнь, либо которые были убиты так внезапно, что они не испытали бы боль. Один из этих участников заявил: «Это не такое же количество боли, через которую ей пришлось пройти, пока она была жива, поэтому я был готов смириться с этим...». Другой участник поделился, что «мысль, которая помогла мне пройти через это, была в том, что это ничто по сравнению с тем, что, вероятно, испытал папа…»

Personalized-Angel-Wings.jpg


Еще одна участница рассказала о своей мемориальной татуировке на груди, заявив: «…он получил выстрел в грудь... но боль от тату свидетельствовала о том, что я жива, и что боль на самом деле была подарком, потому что он, вероятно, ничего не почувствовал, настолько внезапно это было...»

l-EwhItVLng.jpg
На тату указаны дата и время рождения младенца, его рост и вес

Несколько обладателей мемориальных татуировок описали их как олицетворение исцеления, как процесса, следующего за опустошением горя, и позволяет как бы сформулировать что-то жизнеутверждающее перед лицом значительной утраты. Двое из этих участников описали свои татуировки как «шрамы». Один из участников заявил: «Когда вы видите, как заживает татуировка, часть вас выздоравливает».

rcnj_tattoos_18443960_1687168484919347_7267191278805188608_nresize.jpg
«Она жила, и смеялась, и любила, и ушла»


Есть и отрицательный пример из этого пула опрошенных, один человек воспринимает тату как обременение: «Бывают моменты, когда я смотрю на тату и чувствую себя немного виноватым, что я должен был грустить дольше... что-то вроде вины за то, что жизнь продолжается, и это девять лет спустя...»

358724142_2309620975887235_7037993003757012776_n.jpg


14% участников поделились, что их тату-мастера вмешали часть праха в чернила. Постоянное отсутствие умерших в их телесном бытии является одним из глубоких экзистенциальных потрясений утраты и желание их телесного возвращения выливается в подобные практики. Один участник заявил: «Так я знал, что часть ее тела встроена в мою кожу». Другой участник решил, что таким образом умерший всегда мог быть с ним.

suncreamqueen-resize.jpg

Дизайн тату повторяет подпись умершего

Некоторые из опрошенных участников отзывались о самом процессе нанесения татуировки как о символическом ритуале. Одна девушка сделала свои татуировки в день рождения умершего человека, слушая его любимую музыку и поедая его любимые конфеты. Если проанализировать эту ситуацию, то таким образом мемориальная татуировка дает скорбящим возможность отметить постоянство их отношений с мертвыми, даже если отношения изменились навсегда.

362241448_10160704712368550_4733523246330707503_n.jpg

«Люблю тебя до Луны и обратно»

Как скоро после утраты все опрошенные сделали тату? 93% участников поделились, что, в целом, их мемориальные татуировки помогли в процессе преодолевания скорби, хотя 7% тех, чей любимый человек умер в течение последних шести месяцев, заявили, что тату «пока не помогла, но поможет в долгосрочной перспективе».

50% участников описали свои татуировки как «для меня», а не ориентированными на общество. Один из участников описал этот так: «Похороны были больше для других людей, а татуировка была больше для меня ... я думаю, тату [как ритуал] значила для меня больше, чем что-либо ещё после его смерти».

Один участник говорил о татуировке как о помощи в реконструкции его образа себя после значительной потери. Он заявляет: «...это очень успокаивало и сосредотачивало на себе, потому что при потере близкого человека у тебя есть хороший шанс потерять часть себя в процессе, и я чувствую, что (татуировка) помогла мне поддержать себя...»

Untitled-design-25.jpg
Справа: «Твои крылья были готовы, но не мое сердце»


Более трети опрошенных признали ограниченность татуировки как способа существенной помощи в таком деле как траур, при этом большое количество участников говорили о своих татуировках как о символе изменения своего статуса. Одна женщина сделала себе мемориальную татуировку в память о своем муже, который покончил жизнь самоубийством: «Помню, в начале я очень гордилась. Татуировка — своего рода символ статуса вдовы». А родитель, сделавший тату в память об умершем ребенке, говорит: «... это отмечает мой сильный дух, что в моей жизни есть сила и целостность. Я горжусь этим наследием, и вы можете спросить меня о потере моей дочери».

Один из участников поделился «Я считаю, что общение — это часть горя, и чем больше вы говорите об этом, тем больше ты отпускаешь и отпускаешь».

359836356_6613100715394790_8101104048666118037_n.jpg

Для нескольких владельцев тату уменьшение изоляции в переживании горя, разговор об их потере является важным аспектом исцеления, однако такое мнение не является распространенным. Согласно диссертации, 71% участников высказались о мемориальных татуировках как о трудных вещах для разговора, особенно во время острых фаз горя. 43% ответили, что просьбы рассказать об их татуировках временами «не помогали» справиться со скорбью. 21% рассказали о том, как им «грустно» смотреть на татуировку.

2022-08-09-10.57.41-2900728967226224523_51195837883-1024x1024.jpg


Один участник опроса описал это так: «Памятные татуировки были очень полезны… но, знаете, иногда есть периоды, когда вы должны зарабатывать деньги и заботиться о семье, у вас есть обязательства, и иногда хочется просто надеть бумажный пакет на голову и стать почти невидимым. В таком случае татуировки могут сделать вас уязвимыми, потому кто-то скажет: «Вау, мне нравится эта тату… Что это?». Подумайте, в такие жесткие жизненные периоды, близкие к выгоранию, у вас действительно есть энергия, чтобы снова окунуться в те воспоминания?»

rvz_QEiV6c0.jpg


Часть исследований татуировок указывает на них как на своего рода индикаторы патологий, связывающих татуировки с депрессией и тревогой. Скорбящие, которым сложно справиться с эмоциями, хотят выплеснуть их через физическую боль, которая становится «единственным способом почувствовать себя живым». Членовредительство в контексте горя обсуждалось в научной литературе ещё в 1969 году как доказательство того, что скорбящий пытается справиться с чувством вины и ожидает наказания за то, что пережил умершего.

Тем не менее, татуировки также стали восприниматься как утверждение самости и идентичности; как показатель социальной принадлежности и стремления к общению с другими. Памятные тату предлагают сдерживание аффективного выражения для её владельца. Восстановление личности после смерти любимого человека, эмоциональный выход и сдерживание (т. е. регуляция аффекта) и общение с другими — это все свойства в научной литературе определяются как значимые факторы при оценке эффективности траурного ритуала. 

358689471_7227306453952394_673129958365432340_n.jpg

360110499_569224985401918_2251481657328650471_n.jpg


По просьбе «Похоронного портала»‎ танатопсихолог, экзистенциальный психотерапевт Ольга Иванова ответила на самые частые вопросы о мемориальных татуировках (@pro_thanatos в Instagram*):

« — Почему людям не хватает просто фотографий или воспоминаний, почему они хотят запечатлеть свои эмоции на своем теле? 

— У человека, который потерял близкого, есть большой страх — забыть умершего. Фотографий или воспоминаний может быть недостаточно, потому что фотографии можно потерять или забывать их рассматривать, а воспоминания стираются. Некоторым людям важно, чтобы ушедший близкий даже в символической форме был с ними всегда. Чаще всего такую татуировку делают на руке, чтобы можно было в любой момент на неё посмотреть и вспомнить своего родственника. А в таких местах, как спина или нога, памятное тату обычно не делают.

Есть ли какая-то связь мемориальных тату с селфхармом или чувством вины?

— Тату никак не связано с селфхармом. У индонезийского племени дани есть обычай ампутировать себе пальцы в знак скорби по умершему. Вот это селфхарм. А нанесение красивого рисунка на кожу — это нормальный акт памяти. Селфхарм и правда может быть связан с чувством вины, но не думаю, что татуировки как-то с ним связаны.

356634706_6778395912173602_8956433696790154148_n.jpg


Были ли у вас или ваших коллег клиенты с такими тату? Это частая практика в России?

— Да, у меня и среди клиентов, и среди друзей есть люди, которые сделали татуировки в память об умершем члене семьи. Я думаю, что эта практика гораздо более распространена, чем мы об этом думаем. Чаще всего татуировки делают в память о папе или бабушке. Бывает, что братья и сестры делают парные татуировки.

Как такие тату помогают пережить горе? Разве они не напоминают каждый день об утрате и не являются триггером?

— Почему-то некоторые люди думают, что прожить горе — значит, забыть, и чтобы перестать горевать, нужно убрать все напоминания об умершем. Но это не так. Психолог Фёдор Василюк сказал, что цель горевания — не забвение, а памятование. Прожить горе — это значит вспоминать об умершем без боли. Если момент принятия не настал, то человеку будет больно хоть с татуировкой, хоть без.


ross_is_my_boo_18382509_1863418773911288_671668967391100928_nresize.jpg
«Часть меня ушла с тобой»


Кому и в каком состоянии «оптимально» делать такие тату? Например, спустя месяц или год после утраты? Стоит ли делать тату людям, склонным к депрессии и тревоге?

— Я думаю, что в стадии острого горя (первые 40 дней) лучше воздержаться от нанесения такой татуировки, потому что в это время психика человека нестабильна и он может совершать необдуманные поступки. Некоторые люди делают татуировки спустя несколько месяцев после утраты, другие — через несколько лет, но, как правило, люди об этом не жалеют.

361637379_1727774821017332_7998397583670386867_n.jpg
«Всегда люблю
Папа»


Как с точки зрения психологии можно относиться к добавлению праха умершего в чернила? Человек не готов до конца отпустить любимого человека?

— Люди ведь по-разному «овеществляют» умершего, дают ему место: кто-то считает, что он теперь там, где он похоронен, другие создают коробки и альбомы памяти. Из праха умерших делают украшения. Я думаю, что эта новая мода — отголосок из викторианской Англии, где из волос покойников делали кулоны, плели браслеты и прочие украшения, которые носили на себе. По сравнению с этим добавление праха в татуировку выглядит даже безобидно. Я считаю нормальными любые практики памяти, если они не вредят здоровью. Каждый справляется с горем как может, а главное — как хочет.

— Как «правильно» переживать утрату?

— Нет такого действия, которое сможет «закрыть» горевание раз и навсегда. Горе — это долгий путь и большая работа, и нужно быть готовым к тому, что будет трудно. Горюющий человек обязательно должен себя беречь: полноценно питаться, достаточно спать, гулять на свежем воздухе и своевременно обращаться за медицинской помощью.

Человек, который потерял близкого, сталкивается с различными эмоциями: от грусти и печали до злости и вины — все эти эмоции нужно проживать. Если хочется плакать — надо плакать (лучше вслух), если накатывает злость, то кричать, что-нибудь бить, рвать. Если одолевает чувство вины, то можно просить прощения у умершего мысленно или с помощью писем. Хорошо, если вы будете вести дневник, чтобы замечать, как меняется ваша жизнь, чтобы не было чувства, что вы ходите по кругу.

Горе и правда циклично, так называемые «стадии горевания» могут повториться много раз, но перечитывание дневника поможет вам понять, что хоть и медленно, но вы продвигаетесь вперед».

360102047_710414541095489_7441695931424698907_n.jpg

«Всегда люблю тебя»

В целом, в общественном сознании есть некоторое противоречие: тема смерти в целом остается табуированной, при этом в последние годы наблюдается движение, признающее смерть и горе как публичное явление, у смерти появляется свое «пространство» и право на существование где-то ещё, помимо похоронных бюро и кладбищ. 14% участников опроса Шиффрин сослались на доминирующий культурный опыт, отрицающий смерть и горе, как контекст для приобретения татуировки.

59647060_1745690392197768_1368071663597387776_n.jpg


Именно поэтому мемориальные татуировки только набирают популярность как инструмент ритуализированной работы над скорбью, ведь, в некотором смысле, можно сделать собственное тело местом манифестации своих чувств. Татуировка — это акт объявления внутреннего опыта — через знак или символ  — к внешней аудитории. Это символическое повествование истории, рассказываемой телом, которое не артикулирует, но говорит. Будучи осязаемой частью живой плоти, татуировки служат переводчиком опыта скорбящего на язык, более понятный другим членам общества. Тату утешает горюющего и не беспокоит открыто других членов общества, которые не готовы разделить чужую утрату.

Страдающий человек через татуировку способен придать форму внутреннему переживанию, особенно способом, который открывает возможность быть понятым другими. Мемориальная татуировка — это физическая метафора, с помощью которой человек сообщает о своем горе другим.

60043215_1745690278864446_2637723481592037376_n.jpg


Согласно результатам опроса, приведенного выше, памятная тату позволяет травмированным людям справиться с опытом горя, участвуя в акте личной трансформации, как бы зафиксировать перенесение болезненных испытаний и адаптироваться к новой жизненной реальности. 

357430719_6327418237350693_2411474815423499362_n.jpg


Мемориальные татуировки занимают странную золотую середину в наших социальных отношениях с чем-то священным. Они напоминают о древних традициях, почитающих умерших предков, но не являются частью какой-либо одной религиозной практики, именно поэтому люди обращаются к подобным альтернативным культурным средствам, которые позволяют выразить горе.

***

Подписывайтесь на соцсети «Похоронного портала»: ВКонтакте, Telegram

*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика