Похороны — трудное испытание для близких человека, который ушел из жизни земной в жизнь вечную. Как организовать похороны? Как постичь уход близкого? Что такое смерть в православии? «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся», — говорил апостол Павел, ученик Христа, в послании к Коринфянам. Для христианина смерть всегда означает — изменение. Душа […]
Редакция портала "Православие и мир"
Похороны - трудный момент прощения и последний путь. Душа человека уже отправилась на встречу с Богом. Близким предстоит прощание. Как христианину постичь уход дорогого человека?
Содержание
- Что такое смерть в православии?
- Происхождение и цель похорон в православии
- Основные правила проведения похорон в православии
- Подготовка похорон
- Память об усопшем и упоминание его в жизни
Похороны — трудное испытание для близких человека, который ушел из жизни земной в жизнь вечную. Как организовать похороны? Как постичь уход близкого?
Что такое смерть в православии?
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся», — говорил апостол Павел, ученик Христа, в послании к Коринфянам. Для христианина смерть всегда означает — изменение. Душа человека расстается с телом. В отличие от тела душа не была создана для гибели, она вечна. И, если при жизни человек всем сердцем стремился ко встрече с Богом, Бог обещает ему спасение через крестную жертву Иисуса Христа.
Мы считаем, что Господь победил смерть, но смерть и похороны все равно остаются трудным этапом для тех, кто проводил своего близкого в вечную жизнь. Похороны, последний путь человека, называют «путь всея земли». Мы просим у Господа «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего», надеясь, что Господь примет человека в свои объятья и простит ему земные прегрешения.
Бог сотворил человека для бессмертия, но человек отверг через грехопадение этот Божественный дар, поэтому тело человеко обречено на тление и смерть. Смерть пришла в человека через грех. Чтобы спасти человечество, Бог послал в мир своего Сына — Господа нашего Иисуса Христа, Который победил страдание и смерть и открыл нам путь в Царствие Небесное. У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть — лишь начало вечной жизни.
Христианин при жизни должен всегда помнить о грядущей кончине, это помогает избежать страстей при жизни. Бывало, что монахи хранили в своей келье гроб или крышку от гроба. Не потому что уже при жизни они готовились к похоронам, это странное соседство напоминало им о том, что смерть неизбежна, и она может случиться в любое время. Человек должен быть всегда готов ко встрече к Небесным Отцом.
Православные на похоронах не только печалятся, хотя человеческое естество глубоко скорбит, но скорбь умиряется мыслью о том, то Господь воскресит каждого из нас в судный день. Разлука в день похорон временная. Мы можем продолжать молиться за усопшего. Общение в земной жизни прекращается, но, если человек был праведником, он также сможет молиться о нашей душе перед Престолом Всевышнего.
Читайте также — Поминовение усопших – лучи света в мрачное царство мертвых
Происхождение и цель похорон в православии
Для загробной участи умершего человека не имеет никакого значения, как пройдут его похороны. После распятия с поспешностью погребли даже Самого Христа. Именно поэтому жены-мироносицы спешили воздать Ему почести с ароматами на гроб, не зная, что Господь Воскрес. Даже, если человека не удалось похоронить, потому что он утонул в море или пропал без вести в горах, а потом стало известно о его гибели, это не будет влиять на его посмертную участь в Царствие Небесном.
Но для близких человека похороны имеют значение, чтобы достойно и по-христиански принять его кончину, попрощаться с ним, поэтому атрибуты похорон важны для тех, кто пока остался в земной жизни, будет помнить и молиться о человеке.
Обычаи хоронить человека сохранились еще со времен язычества, после принятия христианства, со времен Киевской Руси, похороны обрели новый смысл и обряды, связанные с похоронами стали иметь христианскую символику. Гроб с телом покойного старались предать земле. Хотя отношение к кремации в православной Церкви долго было неоднозначным, в ноябре 2015 года был принят документ «О христианском погребении усопших», где было сказано, что, хоть кремация и допустима, погребение в земле ближе к Библейской традиции похорон, ведь в Библии речь идет именно о земле:
«земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19)
Тем не менее Церковь относится к кремации снисходительно и кремация не оказывает влияния на посмертную судьбу души человека.
Основные правила проведения похорон в православии
Существует множество суеверий, которые сопровождают обряд похорон. Например, в гроб к усопшему часто кладут его личные вещи, чтобы он мог воспользоваться ими в новой жизни. На самом деле, в Библии нет никакого обетования о том, что в грядущей вечной жизни нам понадобятся предметы из мира физического, поэтому оставлять личные вечны умершего человеко во гробе во время похорон — не более, чем суеверие.
Каждый христианский обряд во время похорон — это символ чего-либо, который что-то выражает.
Подготовка похорон
Подготовку к похоронам следует начинать после мирских процедур — констатации смерти врачом, осмотра полицей и.т.д. Сейчас принято забирать тело усопшего в морг. Если тело усопшего до самих похорон родственники решают оставить дома, чтобы попрощаться, его специально готовят: покойного принято омывать теплой водой, одновременно читают «Трисвятое» в знак омытия от грехов, которые человек совершил при жизни. Это имеет лишь символическое значение, потому что грехи в физическом смысле не «смываются» с помощью воды. После омовение тело человека облачают в чистую одежду, кладут на стол и накрывают саваном в знак обета чистоты, который человек давал Бога во время Крещения. Перед положением во гроб для похорон, тело покойного и сам гроб окропляют святой водой. В гроб кладут лицом верх, а под голову кладут подушку, набитую соломой. Глаза покойного закрывают, а руки складывают крестом. Правую руку кладут поверх левой.
Если усопший не носил нательный крест, его тоже следует одеть. Затем на усопшего кладут погребальное покрывало с изображением креста. Когда тело усопшего омыто и одето, читают канон «Последование по исходе души от тела», этот канон читается мирянином, если нет возможности пригласить священника. Для чтения канона мирянами существует специальный текст. У «Последования» исключительный строй.
Пока в доме находится тело покойного, зажигается лампада или свеча. В руки усопшему дают крест, а на грудь кладут икону. Мужчинам — образ Спасителя, женщинам — образ Пресвятой Богородицы. На лоб усопшего возлагают венчик, прообраз венца Иисуса, предзнаменование Небесного венца, который дается тем, кто жил по Заповедям Божиим. Тело — это храм для души, поэтому у погребению тела относятся с уважением.
Мысль о загробной встрече человека и Бога проходит через все чинопоследование отпевания усопшего. Близкие читают над гробом Псалтирь, потом гроб ставят в храме ногами к алтарю, по четырем сторонам гроба зажигают свечи. Чин отпевания состоит из песнопений о земном пути человека: изгнание из Рая, обетование о том, что человек не перестает быть Образом и подобием Бога, по милости Господа Церковь умоляет простить усопшему его грехи.
После отпевания гроб с телом покойного переносят на кладбище и опускают в могилу. Человек возвращается в землю, чтобы восстать из земли по зову Господа. У ног покойного ставится крест, как символ победы Христа над смертью.
Читайте также — Троицкая суббота: расцветем, прорастем, воскреснем
Память об усопшем и упоминание его в жизни
Родственники и близкие усопшего поминают его сразу после похорон за поминальной трапезой. Одно из главных блюд поминального стола — кутья: каша их пшеничных зерен с изюмом или сладостями. Человека кладут в землю, подобно зерну, но он рождается для жизни вечной. Мед, изюм или другие сладости — сладость блаженства Царствия Небесного. Во времена первых христиан в этот день милостыню и еду раздавали нуждающимся и голодным. Допускается и употребление алкоголя, но его доза должна соответствовать атмосфере скорби и боли о потере близкого человека, а не радостному шумному праздничному столу. В день похорон близкие человека скорбят о расставании с ним в земной жизни, несмотря на то, что мы верим в жизнь вечную и воскрешение. «Поминки» или поминальная трапеза заканчиваются, так же как и начинаются, молитвой о душе покойного.
Усопших поминают на третий, девятый и сороковой день после кончины. Считается, что в течение первых сорока дней после смерти, душа человека проходит «мытарства», ей тяжело осознать грехи своей земной жизни. В это время решается участь души на Небесах. Несмотря на то, что душа уже отделена от тела и человек ничего не может изменить в уже свершившихся событиях, он способен раскаяться в грехах. Чтобы помочь пройти трудный путь «мытарств», все это время молятся о душе покойного.
В первый день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». После похорон можно заказать в церкви Сорокоуст. В течение сорока дней усопшего будут поминать за литургией. Можно заказать и панихиду, во время панихиды просят Господа о милости к душе покойного.
В некоторых православных Церквях поминают и на двадцатый день. Филипп Солитарий, древний христианский богослов, живший в XI веке объяснял это так: апостолы просто разделили сорокадневный плач по усопшему, который обычно совершался в Ветхом Завете. Третий день — потому что на третий день Христос восстал из мертвых, девятый — потому что Христос являлся апостолам еще раз и сороковой день, когда Иисус Христос Вознесся на Небеса к Отцу.
Существуют и специальные дни для поминовения усопших: на Радоницу принято посещать могилы близких, совершать на них уборку, молиться. Не существует никаких ограничений, связанных с келейной молитвой об умерших. Ее можно совершать в любое время.
Церковь молится об усопших, родственники могут просить о специальных молитвах об усопших или молиться келейно.
Церковь никак отдельно не регламентирует обращение с вещами покойника. Необязательно также мыть полы или закрывать зеркала. Приметы, связанные с физическим миром, никак не связаны с христианскими похоронами. Это не более чем светские ритуалы. Душе покойника от нас требуется только молитва.
Если усопший совершил грех самоубийства, то похороны проходят по-другому. Отпевание не совершается. За исключением тех случаев, когда покойный страдал от психического заболевания. Тогда родственники пишут прошение на имя правящего архиерея, возможно, потребуется приложить справку из психиатрического диспансера. В таком случае Церковь может допустить заочное отпевание. Решение остается за правящим архиереем. Также можно обратиться, если нет уверенности в том, что человек именно покончил с собой, а не погиб по собственной неосторожности, например, во время ДТП.
Несмотря на то, что Церковь не поминает тех, кто избрал уход из жизни добровольно, близкие человека, надеясь на милость Божию, могут делать это дома, в келейной молитве. Церковь не запрещает молиться о душе человека в таком случае.
Для христианина важно — не забывать, что жизнь человека не заканчивается вместе с похоронами. Бог создавал нас для жизни вечной. Своими молитвами мы можем помочь душе человека пройти посмертные мытарства, просить Церковь молиться за него и наше молитвенное общение с усопшим не прекратиться. В минуты отчаяния мы всегда можем обратиться к Библии, к священнику, иногда близким усопшего после похорон может потребоваться помощь специалиста: психолога и психотерапевта. Так как нам все равно трудно расстаться с человеком в жизни земной, ведь душа осознает смерть как нечто противоестественное, противное Богу и человеческой природе, созданной по Образу и Подобию Божьему.
Похороны. Материалы по теме:
- Поминовение усопших – почему третий, девятый и сороковой день?
- «…Не увидит смерти вовек»
- Любовь к гробам
- Для чего нужны дни особого поминовения усопших? (+видео)
Чтобы Правмир продолжался - ПОДДЕРЖАТЬ