6 мифов о клинической смерти

17.01.2017
6 мифов о клинической смерти

Термин «клиническая смерть» появился, когда врачи поняли, что после остановки сердца у них есть еще 3–5 минут на то, чтобы вернуть больного с того света. Кровообращение и рефлексы у пациента в этот момент отсутствуют, однако клеточный обмен веществ продолжается анаэробным путем. Если до истощения запасов организма врачам удастся возобновить подачу кислорода хотя бы к мозгу, то он, возможно, сохранит все свои функции, и ты выкарабкаешься.

Хотя надежды мало. Национальный институт неврологических и коммуникативных нарушений США проанализировал статистику 9 крупнейших больниц страны: 91% пациентов, к которым были применены реанимационные мероприятия, все равно умерли. Из тех, кто вернулся к нам, 4% «имели нарушения высшей нервной деятельности и требовали постороннего ухода». И только 5% восстановились полностью. Мы воспринимаем этих людей как посланцев с того света. И они вовсю этим пользуются. Многие реанимированные впоследствии рассказывают, что в мертвом виде они летели по темным тоннелям к свету, встречались с божественными существами и любимыми (усопшими) родственниками, наблюдали со стороны за своим оживлением и, вообще, отлично себя чувствовали.

МИФ №1

Человек слышит, как врачи констатируют его смерть


Кора больших полушарий мозга — та самая, которая отвечает за управление психическими процессами (сознанием, памятью, мышлением), — уже выключена, как компьютер, из которого выдернули шнур. А человек продолжает слышать и осознавать услышанное. Какие еще доказательства нужны, чтобы подтвердить наличие у нас нематериальной души и возможность существования сознания отдельно от мозга?

На самом деле «Некоторые участки больших полушарий — например, корковый отдел слухового анализатора — дольше других сопротивляются дефициту кислорода. Так что в процессе отключения мозга полная потеря слуха происходит на несколько секунд позже, чем, например, отключение центров двигательной активности», — объясняет Лев Герасимов, заведующий лабораторией «Технологии жизнеобеспечения при критических состояниях» НИИ общей реаниматологии РАМН. По международным нормативам, медик должен потратить не больше 8–10 секунд на констатацию клинической смерти, ведь тут дорого каждое мгновение. Если налицо потеря сознания и прекращение дыхания, врач обязан начать реанимацию. Вполне возможно, что он произнесет вслух «клиническая смерть» еще до того, как твое сознание полностью угаснет.

МИФ №2

Человеку кажется, что он падает или, наоборот, летит вверх по темному тоннелю к свету


Этот сюжет — один из самых час­то встречающихся в воспоминаниях о клинической смерти. Сторонники сверхъестественного считают этот тоннель воротами между миром живых и мертвых.

На самом деле «Мозг генерирует картинки загробной жизни так же, как галлюцинации или сны. Но происходит это не в состоянии клинической смерти, а в мгновения непосредственно до ее наступления и сразу после успешной реанимации — когда мозг работает в «аварийном режиме» со сбоями из-за дефицита кислорода», — продолжает терпеливо развеивать мифы Лев Герасимов. И нет ничего удивительного в том, что масштабные галлюцинации, которые, по ощущениям больного, могут длиться много часов, на самом деле занимают всего пару секунд. Проверь это следующей ночью: в фазе быстрого сна ты можешь «прожить» несколько дней, всего лишь перевернувшись с боку на бок.

Теперь о тоннеле, по которому умерший летит к свету. Кора затылочных долей мозга, отвечающая за наше зрение, может генерировать изображение, даже не получая нервных сигналов от глаз. В процессе угасания человек сначала прекращает получать реальную «картинку», а потом перестает работать корковый анализатор. Причем делает это он постепенно. Первыми дефицит кислорода испытывают ткани на периферии, последними — полюса затылочных долей. В ходе этого процесса виртуальное «поле зрения» (напомним, глаза уже не видят, но мозг все еще производит картинку) сужается, пока не остается лишь центральное или, как его еще называют, «трубчатое» зрение. А вестибулярный анализатор в этот момент из-за недостатка кислорода перестает адекватно воспринимать информацию о положении тела, и человеку кажется, что он движется — например, летит.

МИФ №3

На том свете человека ждет покой и свобода от земных забот, потому что в состоянии клинической смерти человек переживает именно такие ощущения


Американский врач и психотерапевт Реймонд Моуди в книге «Жизнь после жизни» (см. справку ниже) приводит слова мужчины, вернувшегося «с того света»: «В момент травмы я ощутил внезапную боль, но затем боль исчезла... Мне было тепло и приятно как никогда».

На самом деле с точки зрения современной медицины, на том свете тебя ждет Ничего. А покой при умирании — состояние временное. В ответ на критические ситуации твой организм обычно выбрасывает в кровь дозу эндорфинов, чтобы ты не испытывал подавляющий стресс (например, из-за боли) и продолжал бороться до конца. Клиническая смерть занимает в рейтинг­е самых опас­ных приключений твоего тела 2-е место (на первом — биологическая). Поэтому, прежде чем полностью отключиться, твой мозг буквально затапливает сам себя «гормоном счастья», который и вызывает приятные ощущения. Кроме того, радостное чувство могут вызывать медикаменты, которые вводят пациенту в постреанимационный период. Многие из этих веществ вполне годны для танцев на дискотеках.

За гробовой доской

Тему околосмертных переживаний популяризировал американский врач и психотерапевт Раймонд Моуди. В 1975 году он выпустил книгу «Жизнь после жизни», в которой содержался анализ метафизических приключений 150 человек, благополучно переживших клиническую смерть. Моуди составил список типовых ощущений временных покойников — вроде отделения сознания от тела или встречи с горячо любимыми родственниками (сначала в спис­ке было 9 пунктов, в 1977-м Моуди расширил его до 15 пунктов).

Никаких научных выводов Моуди в своих работах (многомиллионными тиражами вышло 3 книги) не делал. Однако в недавнем интервью доктор заявил буквально следующее: «Опросив уже более тысячи людей... и постоянно встречая в их рассказах одни и те же ошеломляющие и необычные эпизоды, я готов утверждать, что жизнь после смерти с большой вероятностью существует. Собственно говоря, сейчас я абсолютно не сомневаюсь в том, что мои собеседники смогли бросить мимолетный взгляд на то, что находится за пределами нашего мира».


МИФ №4

В состоянии клинической смерти сознание покидает физическую оболочку


В рассказах сходивших «по ту сторону» часто встречается такой сюжет: они словно воспаряют над своим телом и наблюдают со стороны за тем, как их оживляют. При этом человек не привязан к своей бренной оболочке и может перемещаться, например, по зданию больницы.

На самом деле Сэм Перниа, реаниматолог из Саутгемптонского университета (Великобритания), провел эксперимент. Он размещал в отделениях интенсивной терапии яркие запоминающиеся изображения, которые можно увидеть, только если смотришь вниз из-под потолка. Но никто из пациентов, переживших клиническую смерть в этих помещениях и рассказывавших о выходе сознания из физического тела, этих рисунков не увидел. Получается, это тоже галлюцинации?

МИФ №5

В состоянии клинической смерти человек встречает усопших родственников, ангелов, Бога и других экзотических созданий


В 2008 году на больничную койку с диагнозом «инфекционный менингит» загремел американский нейрохирург Эбен Александер. Пролежав в коме неделю, Эбен пришел в себя и начал рассказывать всем подряд о незабываемом опыте путешествий по загробному миру. Перемещался по тому свету Александер на крыле огромной бабочки, его сопровождала женщина с высокими скулами и прекрасными голубыми глазами. Нейрохирург, понятно, общался со спутницей посредством телепатии. Под впечатлением от этих переживаний Александер написал книгу «Доказательство рая», которая сразу стала бестселлером.

На самом деле В коме ЦНС не отключается полностью: у человека сохраняются рефлексы, могут действовать некоторые участки коры больших полушарий. Так что, с точки зрения науки, это была не смерть — Александер был скорее «здесь», чем «там». Невролог из Лос-Анджелеса Сэм Харрис выдвинул предположение, что Александер в коме испытал воздействие эндогенного диметилтриптамина (DMT). По одной из теорий, в пограничном состоянии между жизнью и смертью организм вырабатывает в промышленных количествах не только эндорфины, но и этот алкалоид — опять же чтобы снизить уровень стресса. DMT приводит человека в особое мистическое состояние (т.н. энтеогенное, что переводится как «становишься божественным изнутри»), сопровождающееся мощными слуховыми и визуальными галлюцинациями. Шаманы Южной Америки, например, используют DMT в составе напитка «айяуаска», чтобы общаться с духами. Вот и Александеру повезло.

Градус крадет

При нормальной температуре человеческого тела (36,5ºС) клиническая смерть длится 3–5 минут в зависимости от индивидуальных особенностей организма. Затем наступает биологическая смерть. Однако в особых условиях (при охлаждении организма, поражениях электрическим током, топлении) промежуточное состояние между жизнью и полным разрушением может затянуться. Например, снижение температуры тела на 3ºС дает реаниматологам на работу целых 10 минут от момента остановки сердца пациента. А в 2008 году североамериканские реаниматологи оживили 82-летнего мужчину, который замерз на улице до температуры тела 26ºС. Он провел в состоянии клинической смерти больше 2 часов.

МИФ №6

Люди, пережившие клиническую смерть, делятся похожими воспоминаниями, а это доказывает реальность загробной жизни


Свет в конце тоннеля. Существо, состоящее из света и любви. Приключения сознания, перемещающегося отдельно от физического тела. С этим якобы сталкивается любой пациент реанимации независимо от пола, возраста, социального положения, образования и национальности. Это принято считать самым веским аргументом в пользу реальности осознанного существования после смерти.

На самом деле большинство исследований предсмертных переживаний проводилось и проводятся западными учеными. Понятно, что изучают они своих соотечественников, которые воспитаны в традициях одной из авраамических религий и разделяют западные культурные ценности — наверное, поэтому их околосмертные переживания совпадают. А, например, в книге Бхавана Виссудхикунавот «Випассана встречается с сознанием» жительница Таиланда случившееся с ней после остановки сердца описывает по-другому: «Я почувствовала усталость и вышла из хижины. Встав под кокосовой пальмой, я ощутила глубокое чувство прекрасного. Затем я увидела дорогу и пошла по ней. Внезапно я увидела двух людей. Это были слуги Повелителя мертвых Яма. Один из них сказал, что сейчас меня отведут в ад. Я попросила отпустить меня домой предупредить родных. Когда я вошла, в моей хижине было много людей, которые плакали. Затем я споткнулась, упала и ожила». И никаких, заметь, ангелов с трубами.

Личный опыт

Мы нашли человека, который согласился рассказать тебе о том, что он видел и слышал, когда находился при смерти.

Александр Соболев. 38 лет, предприниматель (Москва):


Я пережил состояние клинической смерти, когда учился в рязанском десантном училище. Мой взвод участвовал в соревнованиях разведывательных групп. Это 3-дневный марафон на выживание с запредельными физическими нагрузками (без сна и фактически без отдыха), который заканчивается 10-километровым марш-броском в полной выкладке. К этому последнему этапу я подошел не в лучшей форме: накануне распорол стопу какой-то корягой при переправе через реку, мы были постоянно в движении, нога сильно болела, повязка слетала, кровотечение возобновлялось, меня лихорадило. Но я пробежал почти все 10 км, причем как это сделал, до сих пор не понимаю, да и плохо помню. За несколько сот метров до финиша я отключился, и меня принесли туда товарищи на руках (участие в соревнованиях мне, кстати, засчитали). Врач поставил диагноз «острая сердечная недостаточность» и начал меня оживлять. О том периоде, когда я находился в состоянии клинической смерти, у меня такие воспоминания: я не только слышал, что говорили окружающие, но и наблюдал со стороны за происходящим. Я видел, как мне что-то вкололи в область сердца, видел, как для моего оживления использовали дефибриллятор. Причем в моем сознании картинка была такой: мое тело и врачи находятся на поле стадиона, а на трибунах сидят мои близкие и наблюдают за происходящим. Кроме того, мне казалось, что я могу контролировать процесс реанимации. Был момент, когда мне надоело валяться, — и я тут же услышал, как врач сказал, что у меня появился пульс. Потом подумал: вот сейчас будет общее построение, все будут напрягаться, а я вот всех обманул и могу полежать — и врач закричал, что у меня опять остановилось сердце. В конце концов я решил вернуться. Добавлю, что не испытывал страха, когда смотрел, как меня оживляют, и вообще, не относился к этой ситуации, как к вопросу жизни и смерти. Мне казалось, что все в порядке, жизнь идет своим чередом.


Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика