Быть или не быть?
Особенно активным в достижении своей цели оказался друг А.М. Герасимова, краевед, уроженец нашего города Н.Л. Иванов. Николай Лукич проживал в Воронеже, но связей со своей малой родиной не прерывал. Он приезжал в Мичуринск, собирал общественность города, прилагал все усилия для того, чтобы в доме, где жил Герасимов, появился музей великого художника или хотя бы мемориальная комната. Н.Л. Иванов без устали писал в различные инстанции письма и верил, что задуманное осуществится. Однако затея энтузиаста так и могла остаться лишь мечтой. Неутешительный ответ пришёл из Академии художеств СССР. Там сообщили, что к дню рождения художника Совет Министров СССР принял постановление, которым предусмотрено сооружение надгробного памятника на могиле А.М. Герасимова на Новодевичьем кладбище в Москве, установление мемориальной доски на улице Левитана в столице, где жил и работал художник, организация в 1975 году персональной выставки произведений Александра Михайловича, начисление пенсии вдове художника. Постановлением предусматривалось и присвоение имени А.М. Герасимова детской художественной школе на родине живописца - в Мичуринске. Что же касается мемориальной комнаты (о большем речь даже не велась), то, по мнению чиновников из столицы, создание её нецелесообразно.
Появление в Мичуринске нового музея, действительно, казалось делом малоосуществимым. В доме художника тогда проживала домработница семьи Герасимовых Дарья Митрофановна Нагина, унаследовавшая всё имущество. Содержать здание на свою скудную пенсию пожилой женщине было очень сложно. Усадьба пришла в плачевное состояние, хозяйке не хватало денег даже на то, чтобы отапливать комнаты. Дарья Митрофановна любила дом, в который пришла жить ещё совсем юной девушкой. Но она понимала, что если проведёт здесь ещё лет пять, то всё, чем дорожит, придёт в негодность.
Между тем Николай Лукич не терял надежды, продолжал вести переписку. И вот 17 сентября 1975 года вышло решение Тамбовского областного Совета депутатов трудящихся, согласно которому в Мичуринске открывался Дом-музей А.М. Герасимова как филиал областной картинной галереи.
Сразу же после этого научные сотрудники областной картинной галереи приступили к поиску документов и фотографий, без которых невозможно было бы создать экспозиции музея. Тогда же встал вопрос, кто возглавит новое культурное учреждение. Выбор пал на инициативного научного сотрудника Мичуринского краеведческого музея Тамару Ильиничну Воронову.
«Ты смелая, справишься»
В один из самых обычных дней в краеведческий музей пришла директор областной картинной галереи Александра Константиновна Кулакова, взяла Тамару Ильиничну за руку и привёла к дому, где жил Герасимов. Сказала:
- Ты будешь создавать музей.
Та посмотрела на потемневшие от времени стены, мастерскую без крыши, запущенный двор. Всё это оптимизма не внушало. Засомневалась:
- Я здесь, наверное, ничего не сделаю.
- Ты смелая, не волнуйся, всё у тебя получится, - уверенно ответила Кулакова и не ошиблась.
Уже на следующий день вместе с отчимом она пришла к дому художника. Тот обычным шилом стал проверять состояние дома. Прошёлся по балкам, подоконникам, стенам и резюмировал: «Да, здесь всё изношено, но отремонтировать можно. Не переживай. Глаза боятся, а руки делают».
Четырнадцать промышленных предприятий города участвовали в восстановлении дома художника: проводили канализацию, меняли кровлю, окна, перекрытия между первым и вторым этажами. В гуще всех событий, конечно, находилась Т.И. Воронова. Она не просто стояла у руля, руководя процессом, но и трудилась наравне с другими. Вместе с Дарьей Митрофановной Тамара Ильинична ходила к заводу Ленина, возила на санках железо. Не гнушалась молодой руководитель и работы маляра: увидев огрехи в покраске рам, сама брала кисть и исправляла недоделки. Правда, белая краска иногда попадала не только на деревянные рейки, но и на пальто не успевшей переодеться увлечённой работой женщины.
Директору ещё не открывшегося музея помогала вся семья. Дети отчищали грязные, почерневшие стены. Пятнадцатилетний сын Сергей стоял на лестнице, семилетний Игорь внизу. Наждачными камнями они скоблили каждый кирпичик, возвращая им первозданный цвет. Не оставался в стороне и супруг Борис: одних только заклёпок на двери установил девяносто восемь.
Благодаря рациональному расходованию выделенных на ремонт денежных средств Т.И. Воронова не просто смогла уложиться в отведённую на восстановление дома сумму, но и существенно сэкономила. Из пятидесяти четырёх тысяч рублей потратила сорок четыре.
Открытие музея состоялось в марте 1977 года. «На улицах ещё хозяйничала зима. Но я надела тёмное осеннее пальто (ведь зимнее было безнадёжно испачкано белой краской) и длинный, до пола, красный шарф. Мама потом сказала, что в этой одежде, помимо алого пятна, выделялись лишь глаза и тёмные круги под ними. Много сил было потрачено на создание музея. И выглядела я, действительно, неважно. Похудела до сорока двух килограммов. Но всё равно чувствовала себя счастливой, ведь всё получилось!» - вспоминает об этом дне Тамара Ильинична.
Чтобы имя художника звучало вечно
Всего за месяц, прошедший после открытия музея Герасимова, его посетило 36 тысяч человек! Люди шли нескончаемой вереницей, выстраивались в длинные очереди, чтобы посмотреть, как жил великий живописец. Сквер на улице Герасимова был весь запружён народом. Тамаре Ильиничне, помимо штатных сотрудников, чтобы справиться с наплывом посетителей, пришлось прибегнуть к помощи близких. Так, например, в мастерской Александра Михайловича пришедших встречала мама Т.И. Вороновой Мария Захаровна.
Ничего удивительного. Интерес мичуринцев к появившемуся в городе новому учреждению культуры вполне понятен. Ведь всё, вплоть до висящего у двери крючочка, - не копии, а настоящее. Оказавшись здесь, словно на машине времени, попадаешь в прошлое, и возникает ощущение, что наш талантливый земляк лишь на время покинул эти комнаты. «Музею очень повезло, - говорит Тамара Ильинична Воронова. - Ведь Дарья Митрофановна Нагина постаралась сохранить всё, что ей досталось по наследству. Практически нетронутой осталась обстановка второго этажа дома. На тех же местах, как и много десятилетий назад, стоят столы, стулья, кровати... После открытия музея Нагиной дали новую квартиру и заплатили очень внушительную по тем временам сумму - восемь тысяч рублей. Однако Дарья Митрофановна не могла расстаться с любимым домом и живущими в нём воспоминаниями. Продолжала бывать здесь каждый день с утра и до вечера. Теперь в качестве сотрудника.
Подлинную же мебель первого этажа (здесь, пока не получили квартиры, жили другие владельцы) собрать оказалось более сложно. Исторические ценности нашли и вернули на прежнее место в ужасном состоянии. Но серьёзная реставрация сделала то, что казалось невозможным.
Создание музея - дело ответственное. Приходилось искать людей, которые были вхожи в семью Герасимовых, по крупицам собирать их воспоминания, чтобы любой человек мог прийти и узнать больше о художнике, посмотреть, где провёл он свои детские, юношеские годы, куда возвращался, когда хотел отдохнуть душой после суетной столицы. Непростой задачей оказался и поиск картин Александра Михайловича. Труднее же всего дело обстояло с роялем. Чтобы вернуть инструмент на прежнее место, в гостиную художника, мне пришлось отправиться за ним в Тбилиси!».
Вскоре после открытия музея Тамаре Ильиничне сообщили, что усадьбу художника посетит первый секретарь Тамбовского обкома партии В.И. Чёрный. Приезда высокого гостя все ожидали в большом волнении. Ведь за Василием Ильичом закрепилась репутация очень требовательного, строгого человека. «Только не предлагайте ему надеть тапочки, а то рассердится», - советовали все вокруг. Молодой директор не испугалась первого секретаря Тамбовского обкома. Да и не такой он на самом деле оказался «страшный», как судачила молва. При входе в дом сам, дабы не поцарапать исторические ценности, первым делом попросил тапки. Всем увиденным Чёрный остался очень доволен и перед отъездом задал вопрос Вороновой: «Что нужно сделать, чтобы имя Герасимова жило вечно?». Та не растерялась: «Необходим выставочный зал. Ведь если все картины будут спрятаны в хранилищах, то один музей со временем для посетителей окажется не слишком интересен. Как рассказать людям о творчестве художника, не показав его картин?» - «Будет вам выставочный зал!» - незамедлительно заявил Василий Ильич и приказал директору института «Гражданпроект» за три месяца подготовить необходимые документы. Для воплощения задуманного пришлось снести два дома рядом с усадьбой, выделить жильцам новые квартиры. Строительство велось в течение двух с половиной лет и завершилось к юбилейным торжествам.
В день 100-летнего юбилея Герасимова в Мичуринском драматическом театре прошло выездное заседание Президиума Академии художеств СССР. Гости приехали не с пустыми руками: подарили музею-усадьбе бюст художника. Его установили в скверике на улице Герасимова. В доме Александра Михайловича состоялось открытие выставки картин живописца из собрания Третьяковской галереи, Русского и других музеев. Вслед за Мичуринском выставка экспонировалась в Киеве, Минске, Ленинграде, Сочи, в залах Академии художеств СССР в Москве.
После открытия выставочного зала его второй этаж был предоставлен под постоянную экспозицию картин А.М. Герасимова, а первый - для передвижных выставок.
С годами музейные фонды произведений увеличились более чем в двадцать раз. Помимо картин Герасимова, здесь собраны работы учеников и последователей Александра Михайловича, членов созданной им в 1918 году Коммуны творчества козловских художников, произведения современных мастеров кисти и красок.
В этом месяце Музей-усадьба А.М. Герасимова празднует сорокалетие со дня своего основания. Множество изменений произошло здесь за эти годы. А сколько состоялось выставок, других культурных событий, сегодня и не сосчитать. Всё это, бесспорно, заслуга коллектива музея и, конечно, его руководителя, заслуженного работника культуры России Т.И. Вороновой.