Небольшая комната с синими выцветшими стенами, в углу фотографии: портреты родных, однокашников по университету... Если вглядываться в интерьер комнаты, становится ясно, что ее хозяин очень любил рисовать, еще больше - ходить в горы: вот альпинистские журналы, рюкзак, ледоруб, горные ботинки, а вот сувенир из Альп - засушенный под стеклом эдельвейс. И, наверное, он любил сладкое, иначе как в его комнате оказалась эта огромная коробка из-под леденцов? Вот только под ногами - гильзы и осколки стекла, а в одном из углов комнаты зияет дыра.
В такую разрушенную, превращенную в огневую точку немецкую квартиру попадают зрители новой панорамы "Битва за Берлин", развернутой в Петербурге. Для ее 24-летнего автора Дмитрия Поштаренко это только вторая работа. Первая его панорама была посвящена прорыву блокады Ленинграда. А любовь к баталистике у него с раннего детства. Дима жил с родителями в Ленинградской области, с трех лет отец брал его с собой на рыбалку, где мальчик гулял по берегу Невы и находил гильзы и другие предметы времен войны. Став старше, пошел в поисковый отряд, помогал создавать выставки. Мечтал и сам делать панорамы, причем не традиционные видовые, за стеклом и барьерами, а такие, в которых зритель может прогуляться, - что-то вроде декораций.
И вот мечта сбылась во второй раз. Дмитрий выиграл грант на создание масштабной панорамы к 70-летию окончания Второй мировой войны. Центральным объектом панорамы решено было сделать Рейхстаг, здание которого для многих россиян - символ победы в этой войне. Но начать экспозицию Дмитрий решил с немецкой квартиры. "Я хотел показать, что война - это всегда разрушитель, - говорит он. - И больше всего страдают мирные люди. В этом доме жил человек, которому не нужна была война, а его забрали на фронт. Война разрушает жизнь людей, их жилище, их общее культурное наследие".
Паркет елочкой
Не на каждой постоянной выставке обнаружишь такую точность в подборе деталей. Дмитрий не хотел ставить, скажем, швейную машинку "Зингер", еще пару как бы аутентичных предметов и сказать: вот мы в Германии, вот такая отличная декорация. Он хотел показать характер человека, который здесь жил. И для создания образа героя ориентировался на собственные увлечения. Дмитрий - альпинист с многолетним стажем, поэтому и хозяин воссозданной квартиры увлекается походами в горы.
Предметы для панорамы приносили друзья, многое отыскали на "Уделке" - знаменитом питерском блошином рынке. Дмитрий постоянно консультировался со своим приятелем из Германии: как, например, клали паркет в Германии в те годы? Елочкой, как в СССР, или иначе? Оказалось, что тоже елочкой, это можно увидеть в следующей комнате. Здесь есть и лепнина, и пианино, по полу разбросаны листы с нотами. На стене портрет молодой немки, которой могла бы принадлежать эта комната. Но всё сломано войной, и рядом с велосипедом стоят ящики с фаустпатронами. Из этой комнаты зритель попадает к сцене взятия Рейхстаг.
В центре панорамы - история разведывательной группы под командованием лейтенанта Семена Сорокина. Все скульптуры сделаны по фотографиям реальных участников событий. Например, пришлось изрядно потрудиться над образом рядового Михаила Пачковского. Изначально у скульпторов была только одна фотография, по которой и создали фигуру. Но когда в Петербург приехал сын Пачковского и привез несколько фотографий из семейного альбома, оказалось, что лицо нужно срочно переделывать, слишком уж не похож.
Трудно было получить что-то от родственницы старшего сержанта Виктора Правоторова, который тоже изображен в панораме. Она живет в Мариуполе, там сейчас военная обстановка. "Война одна на одну наложилась, всё смешалось, еще год назад я бы не поверил, что так может быть", - говорит Дмитрий.
Машина времени
В итоге зрители подходят к колоннам Рейхстага, которые скопированы в масштабе один к одному. На колоннах по фотографиям воссозданы реальные надписи, которые оставляли солдаты. И любой зритель может сфотографироваться на фоне колонн, так сказать, включив себя в панораму. Получилось что-то вроде машины времени, которая переносит посетителей в май 1945 года.
Это, правда, оставляет двойственное впечатление. Так фотографируются на фоне туристических достопримечательностей, какого-нибудь фонтана или памятника. Понимают ли люди послание художника об ужасах войны и ценности мира, снимаясь у этих берлинских колонн со знаменем и автоматом ППШ, играющими роль реквизита? Хотелось бы в это верить.