Жизнь после жизни… Похоронный сервис в Кемерове.

07.12.2011
Жизнь после жизни… Похоронный сервис в Кемерове. - Похоронный портал

 Отсутствие культуры поведения на могилах, запустение старых погостов, вандализм, нехватка земли для погребения в недалекой перспективе - вот основные тенденции похоронной сферы в Кемерове. Они же и проблемы.

На сегодняшний день в Кемерово существует 17 кладбищ – как действующих, так и закрытых. По оценкам специалистов, ежегодно под захоронения в Кемеровской области отводится несколько десятков гектаров земли. Если так пойдет и дальше, то через 50 лет наши города будут окружены плотным кольцом кладбищ.

Жизнь заставит

По данным руководителя муниципального предприятия «Спецбюро» Игоря Алхимова, количество старых безнадзорных могил на кемеровских кладбищах составляет 20-30%. «За ними никто не ухаживает, на многих из них нет надгробий. Однако по действующему законодательству повторно использовать их нельзя. Не утвержден порядок эксгумации останков из таких могил и захоронения их в более компактном виде в других местах. Хотя это нормальная практика. Период минерализации составляет 15-20 лет: там уже ничего нет. А у нас есть захоронения 50-х-60-х годов. Думаю, что нужно разрабатывать местный закон. Тем более теперь исполнение закона «О погребении и похоронном деле» лежит на органах местного самоуправления».

Конечно, проблема нехватки земли под захоронения в Кемерове не столь остра, как в Москве, где дело доходит до криминала. По словам Игоря Алхимова, на его памяти случаев незаконного захвата чужих могил не было. Тем не менее люди живут и умирают, и погосты с каждым годом разрастаются. Кладбище Центральное-3 площадью 17 га захоронили всего за три месяца. Центральное-4 уже заняло 19 га. На днях открывается кладбище Центральное-5. Под него уже отдано 46 га земли. Рано или поздно жизнь заставит пересмотреть отношение к смерти.

Использование старых кладбищ, по оценке Игоря Алхимова, потребует немалых средств. «Эксгумация, памятники – это миллионы. Не хватит ни городского, ни областного бюджета, чтобы перенести хотя бы одно старое кладбище».

В землю и в огонь

Пока представителям сферы видится только один цивилизованный способ решения назревающей проблемы – это кремация. Идея крематория возникла в «Спецбюро» еще 15 лет назад. Специалисты даже ездили в Финляндию перенимать опыт. Но в Кемерове крематорий так и не появился, в отличие от Новокузнецка, где новый метод погребения существует с 1999 года. На прошлой неделе стало официально известно, что крематорий в Кемерове построят - на кладбище Кировское-2. Здесь же на площади 20 га будет располагаться колумбарий - хранилище урн с прахом. Строительство начнется в этом декабре и закончится ориентировочно в конце 2012 года. Так называемые стены скорби под урны с прахом появятся на всех кладбищах города. По словам Игоря Алхимова, кремация позволит ежегодно экономить до 20 га ценных городских и пригородных земель и до 10 миллионов рублей. «Мы решим проблему появления новых беспризорных могил на кладбище, – говорит Игорь Петрович. - Мы ведь хороним людей из дома престарелых, невостребованные трупы. Никто не приходит на эти могилы, под которые отдаются до 10 га земли».

Но насколько будет приемлема кремация для родственников усопших? Все-таки традиция захоронения в земле у нас пока еще слишком сильна. По мнению Игоря Алхимова, постепенно сознание людей в отношении кремации изменится. «В Новокузнецке в первый год проводили 90 кремаций. Сейчас эта цифра достигла 2 400 – более 60% от всех погребений. Это нормальный цивилизованный способ».

Можно предположить, что кремация ударит по сфере ритуальных услуг или она вовсе отпадет за ненадобностью. Однако это не так, говорят специалисты. Исчезнуть может разве что веночная продукция. Кремация по деньгам равноценна могиле. К тому же за нишу в колумбарии тоже придется заплатить. Разница лишь в том, что на 5 квадратных метрах (стандартный участок под захоронение) может поместиться 10 урн, а в одной нише – 4-6.

На могилу - как на пикник

Писатель Григорий Чхартишвили, больше известный как Борис Акунин, в своей книге «Кладбищенские истории» рассказывает об известных кладбищах мира. По мысли автора, старое кладбище помогает понять и почувствовать город. Развивая эту мысль, можно сказать, что кладбище – индикатор менталитета и культуры страны. Российские кладбища в целом в этом отношении уникальны. Современная похоронная культура в нашей стране лежит где-то на пересечении православной и языческой традиции, а также 70-летнего советского опыта. А по сути, никакой кладбищенской культуры у нас и нет. «Троицкая родительская суббота на кладбище Центральное-2. Захожу за ворота и первое, что я наблюдаю, – мангал и шашлыки, - говорит председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по культуре и духовно-нравственному воспитанию доктор исторических наук, профессор КемГУ Александр Коновалов. - Мне это представляется средневековой дикостью. Люди, как ни странно, относятся к поездке на кладбище - как к аттракциону. Они устраивают посиделки на могилах, распивают спиртное, что ни одной религией не предусмотрено».

Традицию поминовения со счетов не сбросишь, но шашлыки на кладбище - это действительно перебор. «Я категорический противник торговли на кладбище, кроме сопутствующими товарами, - прокомментировал ситуацию Игорь Алхимов. – Но предприниматели показывают разрешение из райисполкома, стало быть, действуют на законных основаниях…».

Заросшие травой дорожки, запущенные могилы – еще одна извечная проблема наших кладбищ, в особенности старых. На Западе все могилы ухожены, потому что родственники ежегодно платят кладбищу. Перестают платить – после нескольких предупреждений останки эксгумируются, кремируются и ставятся в колумбарий. Цинично, но работает. Содержание наших некрополей возложено на муниципалитет. Из городского бюджета на благоустройство кладбищ выделяется 9 млн руб. Еще 8 млн руб. в год выходит за счет сборов за участки сверх установленной нормы. По словам Игоря Алхимова, 80% этих средств уходит на вывоз мусора. Частные похоронные фирмы в содержании кладбищ не участвуют. А ухаживать за заброшенными могилами на средства бюджета нет никакой возможности.

Между тем в запустении находятся могилы наших выдающихся земляков, у которых не осталось родственников. По мнению Александра Коновалова, взять на себя роль попечителей таких захоронений могли бы волонтеры. «Я анализировал работу в других областях и краях и увидел, что там очень много энтузиастов. У нас, по крайней мере в рамках работы на городских кладбищах, таких масштабных акций не велось. Наши молодежные организации следят за могилами ветеранов ВОВ. Но это делается точечно и не системно».

Кладбищенская история

Серьезных размеров достиг и кладбищенский вандализм. Прежде всего - на старых захоронениях, которые велись в 30-50 годы. Воры металла сворачивают памятники, надгробья и оградки. Но есть случаи и совершенно немотивированной агрессии, когда вандалы разбивают дорогое надгробие. Как пояснил «МК в Кузбассе» сотрудник пресс-службы Кемеровской и Новокузнецкой епархии Евгений Кобяков, эти действия не носят какой-либо оккультной или националистической окраски. Чаще всего на вандализме ловят подростков, действующих из чисто хулиганских побуждений. Насколько защищены кемеровские могилы от проникновения вандалов? «Как таковой охраны на кладбищах нет, есть сторожевая охрана, - говорит Игорь Алхимов. - Но один сторож просто не в состоянии проконтролировать ситуацию на 20-50 га, тем более в ночное время суток». Даже усиление охраны кладбищ не исправит ситуацию, считает Алхимов. Нужно менять отношение к захоронениям.

По мысли Александра Коновалова, кладбища могут стать центром духовно-нравственного и патриотического воспитания. Ведь это наша культура и история. Для последней погосты вообще представляют особый интерес. Есть даже специальная вспомогательная историческая наука о кладбищахнекрополистика. Исследование кладбищ может помочь в восстановлении истории рода, биографии, изучении повседневности. Однако историки-краеведы, пытавшиеся описать кузбасские кладбища, столкнулись с отсутствием какой-либо базы информации о старинных захоронениях. «Если мы посмотрим на кладбища Москвы, то там очень строго все фиксируется, - говорит Александр Коновалов. - И сейчас появились сайты московских кладбищ, где дается информация о захоронениях по годам. Энтузиасты привлекают внимание к состоянию могил выдающихся актеров, писателей».

Как стало известно «МК в Кузбассе», электронный учет захоронений появится на новом кладбище Центральное-5. Кстати, название наших кладбищ сводится к нумерации, что как бы обезличивает некрополи. Александр Коновалов предложил епархии задуматься о том, чтобы давать кладбищам имена по названию близ расположенных церквей, как это принято в Москве.

Ксения Коломейцева.

"Московский Комсомолец"

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика