Софи Лорен, она же София Виллани Шиколоне, она же София Понти — не просто актриса. Это такое же явление в мире европейского кино, как Мэрилин Монро в истории Голливуда: артистка довольно средних способностей, сыгравшая у многих великих режиссеров благодаря выдающейся во всех смыслах женской фактуре.
Конечно, символами кинематографа случайно не становятся. Необходимое условие — внешность. Италия — страна красивых женщин. Но даже там потрясающая красота Софии со школьных лет мозолила глаза мужчинам. Она носила прозвище Стеккетто, что значит жердочка, за высокий рост, приятную худобу и осиную талию в сочетании с большой грудью — качества, стремительно входящие в моду того времени. Для столь изысканных параметров на конкурсе «Мисс Италия» в 1950 году жюри учредило специальную номинацию «Мисс элегантность». А девчонке было всего 16 лет.
Где сеньорите Лорен удалось раздобыть эликсир молодости, никто не знает, но ее женская привлекательность с годами не померкла. Следы пластических операций на теле незаметны; в отличие от многих кинозвезд, к старости напоминающих экспонаты анатомического театра, она — актриса театра классического. Бывшая Жердочка в течение жизни элегантно видоизменяется, заметным образом не старея. Она до сих пор не стесняется внушительных декольте и бриллиантовых ожерелий на открытой шее. Единственное ее «дамское» пристрастие — широкополые шляпы, затеняющие блеск софитов. Такой она предстала, например, на минувшей церемонии закрытия 67-го Каннского фестиваля (сам свидетель), вызвав привычный ажиотаж.
В искусстве выглядеть сногсшибательно ей, пожалуй, нет равных среди маститых европейских кинодив. Это имя давно стало нарицательным, достаточно сказать «красивая, как Софи Лорен», и все понятно...
Итак, необходимые внешние качества актрисы, особенно изысканную притягательность и эротизм, природа отсыпала ей щедрой рукой, и они сыграли на все сто. В мире большого кино, где первую скрипку всегда играют мужчины, зритель обязан верить, что Кэри Грант или Кларк Гейбл с легкостью пойдут на преступление, чтобы понравиться именно такой красотке, несмотря на ее вздорный характер. Глядя на Софи Лорен, в этом не могло быть сомнений.
Второе необходимое условие: чтобы стать легендой, на заре карьеры полагается встретить и полюбить влиятельного деятеля шоу-бизнеса. Лучше всего взаимно. Примеров миллион, но в нашем случае знаковое событие произошло на том же конкурсе красоты. Встреча с 38-летним продюсером Карло Понти (разница в 22 года), за которого впоследствии она вышла замуж, прожив в браке полвека, открыла начинающей модели двери римской киностудии «Чинечитта». Причем в самый разгар итальянского неореализма.
Тут вступают в силу условия достаточные, чтобы стать легендой, хотя кому-то они могут показаться волшебными: Софи понравилась самому Витторио де Сика. Причем классик неореализма не просто эксплуатирует эротическую привлекательность актрисы (все-таки жена продюсера и единомышленника, а находит игравшей до сих проходные роли красотке великого партнера. Или даже двух.
В 1961 году великий де Сика снимает антивоенную драму «Чочара» с Жаном-Полем Бельмондо. Это становится звездным часом для Софи Лорен — в ее копилке оказываются сразу две высшие награды кинематографа, — «Золотая пальмовая ветвь» и «Оскар», — причем впервые в истории Американской киноакадемии за лучшую женскую роль в неанглоязычной картине. Имя актрисы узнает весь мир.
После блестящего успеха к тому времени уже официально сеньора Понти ничего выдающегося не сыграет. Она получит неслыханный в те годы гонорар миллион долларов за роль в провальном пеплуме «Падение Римской империи» (1964) в 30 лет. Спустя четыре года, после ряда неудачных попыток, наконец, станет матерью и будет почивать на лаврах, иногда снимаясь у великих режиссеров, включая Чарли Чаплина, Джоржа Кьюкора и Этторе Сколу. Однако новые роли известности уже не прибавляли.
Софи Лорен приписывали романы со всеми красавцами-партнерами, хотя, как водится, публика просто отождествляла актрису с ее героинями. На самом деле артистическая биография этой женщины целиком воплотила хичкоковскую максиму: в искусстве кино все зависит от режиссера, а для актрисы достаточно быть красивой. В нашем случае, видимо, самой красивой в столетней истории европейского кино.
Но все же одного везения, конечно, мало. Никто из знаменитых красоток-моделей современности не обрел и сотой доли артистической славы Лорен. Она была весьма органична в своем специфическом амплуа истеричной итальянской красавицы. Комедийное дарование актрисы превалировало над прочими, хотя мало кто из режиссеров смог этим воспользоваться в полной мере. В этом смысле Софи Лорен не очень везло — сталкиваясь с ее необычной внешностью, режиссеры склонялись к натужной серьезности.
Две судьбоносные встречи юности — с Понти и де Сика — создали итальянский миф, историю, которая, как ни странно, актуальна и поныне. В 80 лет она остается кинозвездой, светской львицей и желанной гостьей любого торжества. При этом сама мадемуазель Лорен обладает не только достоинством, но и сдержанностью, которых ей хватает, чтобы не обесценивать былую славу и не сниматься, подобно некоторым коллегам, в плохом кино. Иногда актриса играет крошечные эпизодические камео, а последней удачей была роль Изабеллы де Лафонтен в «Высокой моде» Роберта Олтмана — ровно 20 лет назад. Линия ее героини и персонажа Мастроянни, смешно обыгрывающая их кинороман юности (старик Марчелло просто храпит в постели перед разочарованной полуголой Лорен), — в общем, самопародия.