Няня-убийца Гюльчехра Бобокулова освобождена от уголовной ответственности. Чисто теоретически, после нескольких лет лечения она вновь сможет приняться за свои профессиональные обязанности. Пользователи соцсетей, напуганные подобной перспективой, вполне ожидаемо зашлись от негодования. Кто-то требует отменить мараторий на смертную казнь, кто-то предлагает содержать ее в одной камере с Филиппом Лисом, администрировавшим «вконтактные» группы смерти», кто-то беспомощно пытается троллить судей. Мол, отрезать четырехлетнему ребенку голову и разгуливать с ней по Москве – это не покемонов ловить, за это у нас не сажают.
По мнению Хорошевского суда, Бобокулова не может быть привлечена к уголовной ответственности в силу своей невменяемости. Она подлежит принудительному лечению в психиатрической клинике. Действительно, совершенное ею абсолютно не укладывается в рамки разумного или нормального: работая няней в семье москвичей, 29 февраля прошлого года она убила свою воспитанницу, отрезала ей голову, подожгла квартиру, а с кровавым трофеем вышла на улицу, выкрикивая экстремистские лозунги. В таком виде ее и задержали у станции метро «Октябрьское поле», правда, не сразу – у многочисленных очевидцев увиденное настолько не укладывалось в голове, что они просто не догадывались вызвать полицию.
В ходе судебного заседания Бобокулова вела себя спокойно, совершенного преступления не отрицала. В последнем слове, перед тем, как суд удалился для принятия решения, попросила у матери своей жертвы прощения, объяснив свой поступок так: «Катя, я тяжело заболела».
На эту тему корреспонденту "Мосмонитора" интервью дал игумен Русской православной церкви, миссионер, известный проповедями в рок-среде и среди «неформалов», настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы отец Сергий (в миру Юрий Рыбко).
- Как понимать решение Хорошевского суда, освободившего няню-убийцу от уголовной ответственности? Пройдя курс лечения, Гульчехра Бобокулова сможет выйти на свободу? Во всяком случае, такая вероятность существует?
- Как психически больной человек, эта женщина не может отвечать за свои поступки, в т.ч. и за этот, действительно, ужасный, стало быть, и наказывать ее не за что. Ведь не подлежат же уголовному наказанию малолетние дети, и по той же самой причине – потому что они не осознают значения своих поступков. Бывают же случаи, когда дети убивают других детей, но уголовному наказанию они все же не подлежат. Подвергать наказанию психически больных антигуманно, таких людей надо лечить.
Понимаете, наказание за преступление имеет две цели: дать преступнику возможность осознать свой поступок, раскаяться в нем и исправиться, и продемонстрировать обществу, что то, что он совершил – недопустимо. В данном случае наказание Гульчехры Бобокуловой не достигло бы ни одной из этих целей. Во-первых, больной человек не может осознать тяжесть своего поступка и, соответственно, раскаяться в нем, и, во-вторых, вряд ли кто-то в здравом уме решится вдруг последовать ее «примеру».
Изолировать эту женщину, конечно же, нужно, но не в местах лишения свободы. Требовать же ей наказания, тем более смертной казни – жестоко.
- А ей может грозить участь главного героя фильма «Пролетая над гнездом кукушки», из которого медики в конечном итоге сделали «овоща»?
- Понимаете, и то, что мы видели в этом фильме, и то, что нам, россиянам, известно под мемом «карательная психиатрия», характеризует именно стадию развития психиатрии, на которой она находилась в 70-е годы прошлого века. Сегодняшних реалий они не отражают, сейчас ситуация в этой отрасли медицины изменилась настолько, что все, показанное в фильме, приобретает символическое значение, как, собственно, и было задумано режиссером.
Сегодня таких людей, как Бобокулова, действительно лечат и пытаются вылечить. К тому же, мне кажется, к этому случаю будет приковано такое внимание, что вряд ли кто из специалистов рискнет своей репутацией и свободой.
- В последние годы в Рунете все чаще и чаще звучат призывы к возвращению смертной казни. Вот и сейчас пошла новая волна… С чем может быть связан этот рост «кровожадных настроений» в российском обществе?
- Лично я тоже «за» применение смертной казни к отдельным преступникам, например, к таким, как Чикатило. Каждому, как говорится, по грехам его. Им, конечно, это не поможет раскаяться и исправиться, зато другим таким же нелюдям, вполне возможно, станет предостережением. Ведь бывают же такие преступления и преступники, что, как говорил Сталин, ни на свободе оставить не возможно, ни в тюрьму посадить, т.е. не остается ничего, кроме смертной казни.
Однако применять эту меру следует очень и очень осторожно, буквально к считанному числу преступников, только в тех случаях, когда оставить в живых даже раскаявшегося преступника недопустимо, и остается только мысль о том, что, может быть, эта смерть кого-то от чего-то удержит. Так что я бы на месте законодателей задумался о возвращении смертной казни в наш кодекс.