"Еще полтора-два месяца назад мы думали, что выставка не состоится, - с таких грустных слов начал свою приветственную речь президент "Некрополя" Сергей Якушин. Как признались организаторы, незадолго до выставки свое участие не могли подтвердить 100 фирм - считанных фирм, на которых надеялись и которых ждали. Так и осталось неясным, по какой причине эти компании отказались от участия: то ли закрылись, то ли просто решили не ехать.
Тем не менее, 69-ый павильон ВДНХ на три дня стал центром ритуальной отрасли страны. В Москве собрались специалисты этой сферы не только из регионов России, но даже из-за рубежа. Недаром выставка считается международной. Правда, нельзя сказать, что иностранцев было много – в основном, это компании, уже давно сотрудничающие с российскими предпринимателями: китайские венки и камень, венгерские и чешские печи для крематориев, немецкие инструменты. Удивило количество участников – индивидуальных предпринимателей. Как оказалось, чтобы работать в ритуальном бизнесе, сейчас вообще не обязательно регистрировать юридическое лицо. Даже лицензирование действующими правилами не предусмотрено, и любой желающий, уставший, к примеру, от карьеры врача или учителя, легко может начать новую жизнь, решив зарабатывать на смерти. В 90-х ритуальная сфера, особенно в регионах, нередко контролировалась бандитскими группировками. Знающие люди говорят, что, хоть и прошло уже 20 лет, бизнес изменился не сильно: только стрелять стали меньше, а крепкие ребята постарели и сменили спортивные костюмы на пиджаки и брюки. Вот и в день открытия "Некрополя" среди гостей и участников выставки можно было увидеть самый разношерстный контингент: и хипстеров-неформалов, и вполне себе прилично одетых бизнесменов, и облагороженных временем "братков" с неизменными перстнями, наколками и золотыми цепями толщиной в хорошую сигару.
Каждый год журналисты ждут очередной "Некрополь" с нетерпением: где еще можно увидеть гробы за несколько миллионов рублей, памятники в виде айфона и катафалки-кареты? Причем, во многом, это исключительно русские ноу-хау. Экспонаты из премиум-сегмента можно встретить на любой мировой выставке, но только в России все стараются делать с гротеском: уж если гроб, то золотой. В этом году представители прессы даже несколько разочаровались: большинство экспонатов воображение не поражали, а цены, если и удивляли, то своей демократичностью. Вот вполне себе приличный гроб: с виду дорогой, красивое дерево, безупречный лак, двухстворчатый. Цена – 10 тысяч рублей. "Вы на этот ценник не смотрите, - еще одного посетителя привлек ритуальный демпинг. – Я уже 10 лет в бизнесе, есть своя фирма в Иванове. Эти цены – от поставщиков, при оптовом заказе и соблюдении других условий. Плюс наценка за доставку, за то, другое. Плюс мне еще надо свою маржу заложить. А если еще и агенты будут, то у этих вообще совесть засыпает, когда речь заходит о деньгах. Вот и получится на выходе то же самое, только уже за 40-50 тысяч".
Владимир, как представился ивановский предприниматель, рассказал, что в Москву приезжает уже в третий раз. Но за все это время прорывов не заметил. Все из года в год везут одно и то же: те же памятники, те же гравировальные станки, те же венки и ленты. "Новые технологии? Новые принадлежности и услуги? Да вы что! Это никому не нужно. Стандартный набор не меняется не то что годами – десятилетиями, - продолжает Владимир. – У меня друг весной ездил в Болонью, на мировое TanEXPO. Как на другой планете побывал. Все стараются что-то новое показать, удивить. Какие-то новые идеи, пусть даже очень необычные. Кто кладбище-лес придумал, кто в море хоронит в быстроразлагаемых биокапсулах. Так ведь там этому уже никто не поражается. Только наши с открытыми ртами ходят".
И все же на российском "Некрополе" старались удивить. Кто как может. Гроб "Тутанхаммон" в виде саркофага – за 1 миллион рублей, гранитная плита, на которой выгравировали рядом Гитлера и Обаму, памятник Стиву Джобсу. Фотографы и телеоператоры буквально протоптали тропинки вокруг самых примечательных стендов. Даже прошлогоднее шоу – дефиле траурной одежды в этот раз снова решили сделать изюминкой программы. Открывая показ, его куратор – заслуженный художник России Изабелла Вартановна Рим – попросила журналистов не ерничать, описывая необычное дефиле, ведь только-только в России стала возрождаться ритуальная культура. Журналисты призыв услышали, но по-своему, предоставив читателям и зрителям самим оценить мрачный макияж, украшения и не-траурно короткие черные юбки. Не ерничать-то просили именно журналистов.
"Как ни странно, но выставка "Некрополь" довольно четко отображает состояние всей ритуальной отрасли в России", - говорит Михаил Алёхин, генеральный директор Военно-мемориальной компании. – Работая в разных регионах, мы видим, что везде все предлагают одно и то же. Любые инновации, даже самые осторожные, люди воспринимают с опаской. О чем говорить, если даже крематории многие по-прежнему воспринимают как какое-то адское изобретение. При том, что Европа уже давно с помощью кремации решила для себя вопрос нехватки земли под захоронения". Отрасли нужно новое дыхание, считает эксперт. Необходимо, наконец, принять новый современный закон. Если нет единого мнения, можно взять за образец модель рынка одной из европейских стран. Возможностей много, но нужны конкретные действия.
Выставка на ВДНХ завершилась в пятницу, 21 октября. Купив входной билет за 2 тысячи рублей любой смог как минимум узнать для себя что-то новое о таинствах ритуальных обрядов, разнообразии ритуальных традиций и принадлежностей. Желающие даже смогли на месте приобрести понравившийся гроб или заказать памятник. Как говорят, в прошлом году в первый же день выставки кто-то купил ВИП-саркофаг за 2 миллиона рублей. Ну а те, кто пока не готов к таким тратам морально или материально, в киоске на входе могли приобрести брелок-гробик. Цена вопроса - 300 рублей за штуку.