В конце 1943 года станица в Темрюкском районе Краснодарского края -Тамань уже была освобождена Красной армией от немецко-фашистских захватчиков. Наши упорно давили врага, двигаясь со стороны Тамани вКрым. В декабре велись ожесточенные бои на Керченском полуострове.
5 декабря в 16.50 на высоте 3500 метров в районе Эльтиген четыре самолета «Аэрокобра» вступили в воздушный бой с парой вражеских истребителей «Мессершмит». За штурвалом одного из наших истребителей находился 35-летний летчик Павел Красненков.
- Не уйдешь, гад! - во время боя бросился вдогонку за дымящимся немецким самолетом советский летчик.
В хвост его машины пристроился еще один фашистский самолет. Дым…ничего не видно…слишком низкая высота и…наш истребитель врезается в воду…
Родные военного летчика Павла Красненкова так и не встретили его с победой. Его жизнь оборвалась, когда он защищал метр за метром родную землю от немецко-фашистских захватчиков.
Павел Красненков в Вооруженных силах с 1931 года.
О том, что защитника Отечества больше нет, оповестила похоронка, которую получили его близкие… Он не был пропавшим без вести, но точное место его гибели никто не знал, пока крымские поисковики из региональной общественной организации «Батарея 29 бис» спустя 73 года после его гибели не обнаружили то место, куда упал истребитель.
Они подняли со дна озера Тобечик, расположенного на юге Керченского полуострова, обломки истребителя «Р-39 «Аэрокобра», который поставлялся в СССР из Соединенных Штатов по ленд-лизу.
- От потерпевшего крушение самолета практически не осталось целых частей. Останков пилота найти не удалось - обнаружили в воде только его шлемофон: кожаный зимний летный шлем. Летчик вероятнее всего разделил судьбу своего самолета, - рассказал руководитель поисковой организации «Батарея 29 бис» Александр Елкин.
По номеру двигателя боевой машины удалось выяснить, кто же был за штурвалом - заместитель командира эскадрильи 57-го гвардейского истребительного авиаполка, старший лейтенант Павел Иванович Красненков.
От потерпевшего крушение самолета практически ничего не осталось. Фото: РОО «Батарея 29 бис».
ГРУЗДИ - ДЛЯ ПАВЛА
Родом погибший летчик был из города Богородска Нижегородской области. Крымские поисковики стали искать его родственников и первым делом решили обратиться за информацией к богородскому старожилу, заслуженному ветерану Нижегородской области Вячеслову Орлову.
- Да это же наш зять - муж моей родной тети Елизаветы! - воскликнул тогда Вячеслав Михайлович. И рассказал, что в годы войны в родном Богородске ждал весточек от Павла Ивановича вместе с мамой Елизаветой Михайловной и сын летчика Юра.
Позже Юрий Павлович пытался узнать, при каких обстоятельствах погиб его отец. Ему даже удалось разыскать однополчан Павла Ивановича и встретиться с ними в Киеве. Они рассказали сыну товарища о подробностях его гибели. Но вот новость о том, что место гибели его отца найдено, Юрий так и не узнает. К сожалению, он умер три года тому назад.
Не смогла пережить смерть Павла Красненкова и его жена. Когда она получила похоронку в 1943 году, любящее сердце не смогло это выдержать. Слишком много боли принесла война…Через год Елизаветы Михайловны тоже не стало.
Вячеслав Орлов вспоминает, как в семье любили зятя-летчика. Теща Павла Ивановича, Мария Васильевна, специально для него солила грузди. «Из той небольшой кадушки грибы не берите, они для Павла», - говорила мать Елизаветы, когда кто-нибудь из семьи спускался в погреб за припасами. И когда зять приезжал на побывку, на столе появлялось его любимое блюдо -яичница с солеными груздями.
Род Красненковых продолжается. В Богородске живут внучки Петра Красненкова - Наталья Юрьевна Романова и Ксения Юрьевна Кудряшова, а также правнуки. Память о дедушке не умерла, они до сих пор хранят его фотографии. Узнав, что место гибели их дедушки найдено, а возможно и его останки, они тут же засобирались в Крым, чтобы почтить память родного человека.
КОНКРЕТНО
Гвардии старший лейтенант Красненков Павел Иванович родился в 1908 году в городе Богородске Горьковской области. В Вооруженных силах с 1931 года. В составе 36 истребительного авиаполка, преобразованного в феврале 1943 года в 57 гвардейский истребительный авиаполк, участвовал в обороне Крыма и Кубани. До ноября 1942 года летал на самолете И-16, затем на самолете «Спитфайр» Мк V, в июне 1943 года переучился на самолет «Аэрокобра».
Последняя присланная им фотография датирована сентябрем 1943 года. «В дни Великой Отечественной войны на долгую память любимой семье! Жене Лизе! И сыну Юрику! Смотрите на этот образ и помните меня. Ваш муж и отец», - подписал фотографию, Павел Иванович, стараясь вложить в несколько строчек всю свою любовь к жене и сыну…
ВАЖНО
Поисковики полагают, что останки самого пилота могут покоиться на глубине 2-х метров в земле. И обращаются ко всем, кто заинтересован восстановлением деталей судьбы самолета и его пилота, кто дорожит памятью о героях Отечества: нужны добровольцы на несколько дней для окончательного подъема на поверхность деталей машины и возможного обнаружения останков пилота. Обращаться можно к Александру Елкину по адресу: wreck-vov@list.ru