Художник Василий Слонов представил очередной экспонат своей выставки «Ватники Апокалипсиса» в Москве — инсталляцию «Мао Цзэдун в гробу».
Инсталляция представляет собой самого художника, лежащего на кровати на фоне ковра. В темноте на ковре появляется люминесцентное изображение Мао Цзэдуна, лежащего в гробу.
Объект посвящён разрыву дипломатических, экономических и культурных связей между Советским Союзом и Китаем в конце 1960-х годов, что дало толчок бытовому мифотворчеству.
За основу арт-объекта взята городская легенда времён СССР, которую пересказал Слонов, отметив, что слышал её из разных источников и что она, возможно, основана на реальных событиях.
«В середине 70-х отношения СССР с Китаем оставались довольно напряжёнными, что, впрочем, не мешало вести довольно оживлённую торговлю между странами. Союз поставлял Китаю машины и станки, Китай — разнообразный ширпотреб, „свистульки и колокольчики“. В числе прочего году так в 1972-м из Китая в один из районных универсальных магазинов завезли ковры довольно симпатичного рисунка.
В те времена признаком среднего достатка семьи был цветной телевизор, хрусталь, дублёнка и, соответственно, ковры. Стоили ковры недёшево, но завезённый товар „смели“ в момент. И всё было бы хорошо, если бы на следующее утро возмущённые покупатели не устроили под дверями ещё не открывшегося магазина настоящее пикетирование с требованием вернуть деньги и забрать товар...
В чём дело, спросите вы? А всё просто: этот самый заманчивый рисунок коврик имел при дневном освещении. Но когда выключали свет, ковёр в темноте начинал светиться люминесцентным светом, и на стене проявлялся довольно чёткий рисунок: Великий Кормчий Мао лежит в гробу...».
Художник также отметил, что, согласно легенде, после завоза партии китайских ковров в городе участились случаи внезапной смерти по ночам. «Очень часто люди от разрыва сердца умирать стали. И скорая не успевала к ним приезжать».
Однажды таким образом в своей квартире погибла женщина. Её сын вызвал милицию, и один из милиционеров, прибыв на место, догадался выключить свет.
«Стало темно, и все увидели ужасающую картину:
На стене гроб светится, в нём лежит Мао Цзэдун. В руках его, на груди сложённых, свечка зелёным огнём горит. А глаза открыты и на людей смотрят.
Опытный лейтенант сразу же свет включил. И снова ничего нет, только на стенке ковёр висит, разными цветами переливается. Тогда поняли все, что это от страха люди умирали, когда ночью гроб с Мао Цзэдуном видели», — написал художник.
«А это китайцы специально фосфоресцирующими нитками на своих коврах вышивали. При свете и не видно ничего, а в темноте светится. Так они со своим вождём прощались», — отмечается в описании инсталляции.
Мао Цзэдун был главой Китая на протяжении 33 лет. Он возглавил страну в 1943 году. Идеолог китайского варианта социализма — маоизма, основанного на идеологии сталинского толка. С 1943 года и до смерти занимал должность председателя китайской компартии. Его самые известные политические мероприятия — «Большой скачок» и «Культурная революция» в 1966-1976 годах. В научной литературе отмечается их непоследовательность, утопизм и неэффективность.