Дела минувших дней стали музейными экспонатами

08.09.2016
Дела минувших дней стали музейными экспонатами - Похоронный портал

Красноярские следователи открыли музей, посвященный их профессиональной деятельности. Здесь собраны уникальные экспонаты, объединяющие сразу несколько эпох развития следствия. Оказывается, методы сыщиков век назад были теми же самыми, что и сегодня, – изменились лишь возможности.

Всем миром

Собирали экспонаты несколько лет всем миром. Из архивов Следственного комитета передали пухлые тома некоторых расследований прошлого, орудия преступления. Ветераны поделились форменными кителями, книгами, характерными аксессуарами эпохи.

Один из инициаторов создания музея, полковник юстиции в отставке Игорь Всеволодович Веремеенко рассказывает, что следователь XIX века мог бы безо всякой подготовки заменить коллег сегодня – методы работы сыщиков мало изменились. А вот современному следователю в прошлом без компьютера и копировальной техники пришлось бы туго.

орудия_.jpg

Специфику разных времен экспозиция отражает полностью, хотя музейная коллекция будет постепенно пополняться и увеличиваться. В советское время, к примеру, вес чемоданчика, с которым выезжали на место преступления, составлял почти 30 килограммов. А чтобы довести следствие до логического конца, необходимо было не только провести массу допросов, но и ручкой исписать сотни листов уголовных дел. Сейчас писать приходится также немало, но современная техника облегчает задачу.

Конечно, в прошлом следователи в большей степени полагались на интуицию, собственный опыт (или опыт коллег), ведь учебников практически не было.

Во время Великой Отечественной войны лучшие кадры ушли на фронт. И в милиции стали работать женщины, раскрывали убийства, кражи, разбои. Зачастую у них не было даже юридического образования, но справлялись и со сложными делами.

В музее собраны практически все инструменты и оборудование, которыми пользовались в XIX веке. Здесь перо с чернильницей, печатная машинка, миниатюрная кинокамера, фотоаппарат.

Одно с тех лет осталось практически неизменным – письменный стол и настольная лампа. Следователям во все времена приходилось много анализировать, изучать документы, сопоставлять.

У красноярцев особым почетом пользуется легендарный следователь по особо важным делам Кива Ильич Дралюк. Он прошел войну, работал практически во всех районах города. Распутал немало громких дел. Можно сказать, работал по 24 часа в сутки. Когда ложился спать, всегда брал с собой лист бумаги и авторучку – вдруг какая полезная мысль придет, если не записать, утром можно не вспомнить. Говорят, так рождалось у него немало верных версий.

Раскрытие преступления – это планомерная работа, в которой не бывает мелочей, а доказательства приходится добывать в сложных условиях. Было в практике Дралюка одно историческое дело – в середине 50-х годов в прессе начали появляться статьи о неоднозначности смерти знаменитого полярника Бегичева, который погиб на Таймыре в 20-х годах прошлого века. Появились версии об убийстве, отравлении, под подозрение попали соратники Бегичева. Следователям пришлось допрашивать свидетелей, которые смутно помнили события тридцатилетней давности, пришлось привлекать экспертов из Москвы, искать могилу исследователя в тундре. Доказали – убийства не было, полярник умер от цинги.

Первым был Пушкин

Полковнику юстиции в отставке Игорю Веремеенко есть что вспомнить о своих рабочих буднях. Начинал он в 1976 году. За время службы были и рутинные, и громкие расследования. Брал и мелких жуликов, и глав территорий. Хорошо помнит, например, что фигурантом одного из его первых дел был не кто иной, как Пушкин. Конечно, не поэт – однофамилец. Но яркая фамилия не дает забыть тот эпизод.

чемоданчик_1.jpg

Во времена Союза пришлось обыскивать кабинет партийного руководителя в одной из республик. Давление оказывалось тогда на следствие огромное. С одной стороны, начальство, с другой – «соратники» подозреваемых. Наверх на Веремеенко строчили доносы, уличали в цинизме и даже в негуманных способах ведения следствия.

Или ситуация с расследованием дела заместителя начальника угрозыска в Норильске. Оказывается, милиционер покровительствовал двум бандам, брал за это проценты с каждой «операции» – ограблений и краж.

Дело важное и экстраординарное, ведь приходилось работать на территории своих, которые вдруг оказались чужими. Тут требовались выдержка и упорство. Веремеенко пришлось немало испытать во время ведения этого дела.

Сегодня с высоты прожитых лет Игорь Веремеенко может утверждать – мотивы преступлений за десятилетия его службы и века работы его предшественников практически не изменились:

– Люди начали думать, что они хитрее, хотя на самом деле это не так.

Даже способы заметания следов за века остались прежними. К примеру, если родственник решает покончить с родственником, то почти на сто процентов будьте уверены – изуродует лицо трупа. Так было и сто лет назад, так делают преступники и сейчас. Сегодня все это описано в учебниках, разобрано по полочкам. В ряде случаев следователю нужно лишь открыть книгу, чтобы ухватить нужную версию, понять, в каком направлении двигаться.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика