25 мая, у стен расположенного на окраине Хабаровска городского аэроклуба состоялась торжественная церемония открытия первой мемориальной доски в честь прославленного лётчика 20-х и 30-х годов прошлого века Александра Светогорова. Как сообщил корреспондент РИА «Восток-Медиа», митинг прошёл под проливным дождём. Однако это обстоятельство не помешало принять в нём участие курсантам пограничного института ФСБ, многочисленным школьникам, активистам патриотических и поисковых клубов, сотрудникам Росавиации, правоохранительных органов, общественникам.
Как рассказал бывший начальник хабаровского аэроклуба Анатолий Дудаков собравшимся, имя Александра Светогорова оказалось незаслуженно забыто. Он принадлежал к плеяде «сталинских соколов». Так называли лётчиков-асов, которые стояли у истоков советской военной и гражданской авиации. Им, по примеру Валерия Чкалова, приходилось на свой страх и риск идти вопреки многочисленным правилам и запретам, установленным тогдашней бюрократией.
«Лётному составу приходилось шкодить, — отметил Анатолий Дудаков. — Чкалов был воздушным хулиганом. Таким же был и наш Александр Светогоров. Его за несанкционированный каскад фигур высшего пилотажа лишили полученных им в Средней Азии за борьбу с басмачеством наград и сослали на Дальний Восток. Но и тут он не давал покоя начальству. Повторять подвиг Чкалова по пролёту под мостом он не стал. Решил пойти ещё дальше. Вместе со своим коллегой Петром Московдовым он не один раз пролетел парой самолётов под опорами амурского моста. Один раз машины настолько сблизились, что задели друг друга крыльями, остались царапины».
За такое самоуправство Светогоров и Московдов оказались на гауптвахте. Поисковики нашли в семейных архивах уникальную фотографию той поры.
Однако в историю Александр Светогоров всё-таки вошёл вовсе не своими дерзкими воздушными акциями. Он воспитал множество пилотов, многие из которых стали Героями Советского Союза. Во время сегодняшнего митинга вспоминали одну из «ночных ведьм», наводивших в годы Великой Отечественной войны ужас на нацистов, Нину Распопову. Она до конца жизни в 2009 году в благодарностью вспоминала уроки Александра Светогорова, который дал ей путёвку в небо.
В 1933 году Александр Светогоров был отправлен на Камчатку. Там он стоял у истоков пограничной авиации на Дальнем Востоке. Оттуда «воздушный хулиган» отправлялся, в частности, в знаменитую операцию по спасению челюскинцев — участников затёртой льдами у берегов Чукотки экспедиции под руководством Отто Шмидта.
Заслуженную награду за личное спасение почти трёх десятков из сотни участников арктической экспедиции Александр Светогоров получить так и не успел.
Агентство ранее подробно рассказывало о двух поисковых экспедициях прошлого года, которые пролили свет на тайну гибели «сталинского сокола». После перевода в гражданскую авиацию Александр Светогоров 26 июня 1935 года с тремя членами экипажа, девятью пассажирами и миллионом советских рублей наличности вылетел в свой последний рейс из Александровска-Сахалинского в Хабаровск на гидросамолёте итальянского производства «Савойя-55».
Из-за резко ухудшившейся погоды борт рухнул в сопках Чёртова хребта недалеко от посёлка Лазарев на побережье Татарского пролива. К месту аварии первая экспедиция из сотрудников НКВД отправилась на следующий год. Они изъяли деньги. Тела погибших и их личные вещи остались в тайге.
Останки попытались извлечь поисковики-добровольцы только в 2006 году (их передали на хранение в поселковое отделение милиции, но кости несколько лет спустя просто закопали на местном кладбище в безымянной могиле). Летом этого года на месте крушения работали профессиональные поисковики из приморского отряда «АвиаПоиск». Они извлекли из земли скелеты четырёх человек, некоторые из которых так и оставались пристёгнутыми ремнями безопасности. Минувшей осенью к месту катастрофы прошлого выехала оперативно-следственная группа в составе следователей и следователей-криминалистов следственного управления на транспорте, а также члены хабаровского общественного совета по изучению исторического наследия при Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры.
«По этому факту мы проводим проверку, чтобы точно установить причины крушения, все обстоятельства, которые ему предшествовали, — рассказал принявший участие в памятном митинге в честь лётчика Светогорова руководитель отдела криминалистики Дальневосточного следственного управления СКР на транспорте Андрей Пьянков. — Сейчас в лаборатории Следственного комитета эксперты проводят генетические исследования найденных на месте авиакатастрофы останков. Родственники и потомки погибших в том крушении людей передали нам генетический материал. Это позволит провести идентификацию тел».
Ожидается, что торжественное захоронение погибших в авиакатастрофе 1935 года экипажа Александра Светогорова и пассажиров состоится в июне на Матвеевском кладбище под Хабаровском.