Прихожане, спеша на литургию, осторожно наступают на временные деревянные настилы, с любопытством заглядывают за огороженную территорию археологического раскопа и обнаруживают, что ценными историческими находками могут оказаться не только монеты и кувшины, но и надгробные плиты. Корреспондент «ВМ» своими глазами увидела древности.
Раскоп сделан на углу Петровки и Петровского бульвара, а через забор, на территории древнего монастырского некрополя — игровая площадка детского сада. Глубина раскопа — около трех метров. Археологические изыскания здесь — это часть глобальных исследований, проводимых в связи с предстоящей реконструкцией монастыря.
— В советское время на территории монастыря поселили рабочие семьи, кладбище засыпали землей, а затем открыли детский сад, — рассказывает настоятель Высоко-Петровского монастыря игумен отец Петр.
Именно это, по мнению археологов, и сохранило надгробия. Если бы здесь развернулась стройка — важной исторической находки могло бы и не быть.
Две надгробные плиты начала XVI века уточнили дату строительства первого в монастыре каменного собора и помогли разгадать некоторые исторические тайны.
— Одна из плит накрыта надгробным камнем, который по орнаменту и особенностям шрифта относится уже к середине XVI века, эпохе Ивана Грозного, — замечает руководитель раскопок Леонид Беляев, заведующий oтделом археологии Московской Руси Института археологии Российской aкадемии наук. — Вероятно, родственники похороненного положили новую, когда первая растрескалась.
В 1970-х годах здесь же нашли плиту инока Сергея Абрамова, датированную 1510 годом, но ее особенности указывали на более позднее время создания.
— Так, мы видим группу надгробий 1510-х годов, переоформленных, видимо, на полвека позже, одновременно одними мастерами в 1550–1580-х годах. Находки Высоко-Петровского монастыря раскрывают ряд несоответствий на других некрополях XV–XVII веков, — объясняет Беляев.
Автор: Михаил Подобед
Волонтеры Мария Антипова и Екатерина Бойнова рассматривают место раскопок
НАХОДКИ ПЕРЕПИШУТ УЧЕБНИКИ МОСКВОВЕДЕНИЯ
Об исторической ценности находки «Вечерка» поговорила с главным археологом Москвы Леонидом Кондрашовым.
— Леонид Викторович, когда начались археологические раскопки на территории Высоко-Петровского монастыря?
— Археологические работы были начаты весной этого года в связи с предстоящей реконструкцией и уже принесли такие интересные находки. В процессе раскопок ученые обнаружили две непотревоженные надгробные плиты, датированные 1512 годом, эпохой царствования Василия III.
— Чем они любопытны?
— В России самые древние надписи на плитах известны только с конца XV века, и целые надписные плиты начала XVI века очень редки. Особенно удачно, что эти плиты лежат на своих местах, а некоторые надписи сохранились целиком. Оба надгробия датированы 31 июля 1512 года, днем Преподобного Евдокима. Значит, погребенные умерли в один день. Под одним погребен некий Епифаний (остальное не сохранилось), под другим — инок Феодосий Исаков, сын Окулинин, «волоченин» (то есть из города Волочка). Под углами его плиты есть опоры — сохранилась одна, в виде капители, стоящей на фрагменте вторично использованной чужой плиты, что совсем не характерно для русской традиции.
— Откуда им там появиться?
— Ответ на этот вопрос раскрывает еще одну тайну. Такие же капители можно видеть в итальянских городах, на ренессансных постройках.
В то время итальянец Алевиз Новый возводил храм во имя святителя Петра. Скорее всего, эти капители взяли со стройки собора. Раньше считалось, что строить храм начали в 1514 году, а находки указывают, что на два года раньше.