Компенсация за жизнь человека в 50 тысяч рублей – у нас так принято

12.11.2015
Компенсация за жизнь человека в 50 тысяч рублей – у нас так принято - Похоронный портал
«Общий порядок возмещения вреда жизни или здоровью установлен Гражданским кодексом РФ. По общему правилу вред возмещается независимо от вины владельца транспорта. Пострадавшие или родственники погибших имеют право на единовременные и ежемесячные выплаты, оплату лечения, компенсацию морального вреда, расходов на погребение. 

Специальными законами при катастрофах установлен еще и повышенный размер ответственности», — рассказывает юрист. Так, при авиа-, водных и железнодорожных катастрофах, авариях на общественном транспорте родственники погибшего пассажира получают компенсацию в 2 млн руб., размер компенсации для пострадавших — до 2 млн руб. 

Для получения этих выплат у пассажира должен быть заключен договор о перевозке — сохранен билет. Также в отношении авиаперевозок в РФ ратифицирована Варшавская конвенция, согласно которой сумма ответственности перевозчика ограничивается суммой в 125 000 франков. А вот Монреальская конвенция до сих пор не ратифицирована — это невыгодно, ведь компенсации вырастут в 10 раз. 

«Транспортные компании ведут себя по-разному. Всё зависит от порядочности отдельно взятого руководителя, а также от того, освещают ли ситуацию СМИ. Мне не известно ни одного случая, чтобы «Российские железные дороги» делали выплаты добровольно. Также дело обстоит и с автотранспортными предприятиями - всё происходит через суд», — констатирует Ирина Фаст. 

Впервые иск в пользу жертв катастрофы был удовлетворен в 2001 году. Суд постановил выплатить родственникам погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 г. компании «Владивосток-Авиа» под Иркутском более 500 тыс. руб. При этом основная часть семей по мировому соглашению с авиаперевозчиком получила от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. 

В июне 2010 г. семья Героя России Геннадия Трошева, погибшего в катастрофе Boeing-737 «Аэрофлот-Норд» 14 сентября 2008 г., отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн руб. Родственники доказали, что Трошев следовал пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров. Сумма компенсаций может быть выше, если вина за катастрофу лежит на иностранном государстве. 

Так, 4 октября 2001 г. войска украинской ПВО сбили над Черным морем самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», следовавший рейсом из Тель-Авива в Новосибирск. По итогам межправительственных переговоров Украина согласилась заплатить $200 тыс. каждой семье погибших граждан России и Израиля. 

Свежий пример — гибель от сердечного приступа на борту самолета Барселона — Челябинск Артема Чечикова. Молодой человек скончался в аэропорту Шереметьево. У медиков авиаузла не было должного оборудования, чтобы помочь ему. Проверка показала: борт совершил посадку около 4:30, а «скорая» подъехала к самолету в 6:12. Курчатовский райсуд отказал родственникам погибшего в выплате запрашиваемой компенсации в размере 40 млн руб.: судья не увидел вины со стороны аэропорта, станции скорой помощи и перевозчика.

«При каждом отдельном случае с массовой гибелью людей правительство выпускает специальное постановление с указанием размера компенсации из резервного фонда. Как правило, все решается в ручном режиме. Страховые компании формально готовы выплачивать компенсации, когда речь идет о бесспорных случаях, которых мало. В основном споры возникают о размере компенсации, установлении юридических фактов, например, иждивения. И не всегда реальный размер компенсации можно покрыть страховкой: все, что сверх, взыскивается с причинителя вреда». 

По мнению эксперта, статистика несчастных случаев в нашей стране не афишируется. Сложно умолчать авиакатастрофу, унесшую жизни большого числа людей. Но мало кто знает, что ежедневно в России под колесами поездов гибнут и получают травмы 5-10 человек, от 10 до 30 случаев ДТП с человеческими жертвами происходит каждый день. В месяц получается огромная цифра, если учесть, что за каждой стоит человеческая жизнь или здоровье. 

«Самая большая сложность в суде — размер компенсаций, о которых постоянно спорят. Можно назначить 2000 руб. иждивенцам ежемесячно, а можно и 15 000. Особая тема — размер компенсации морального вреда, который определяет только судья по своему усмотрению. Иногда понимание судом требований разумности и справедливости вызывает неимоверное чувство унижения у пострадавших. 

Суд может взыскать 50 000 руб. за смерть ребенка, родителя, супруга. И таких дел — тысячи. Транспортные компании лоббируют низкие размеры компенсации морального вреда, потому что намного выгоднее платить мизерные суммы, чем вкладывать миллионы в безопасность. Взысканные миллионы за моральные вред — это единичные дела, которые специально демонстрируют населению», — резюмирует Ирина Фаст. 

Для сравнения: недавно Министерство транспорта США повысило условную оценку стоимости человеческой жизни до 3 млн долларов, или 200 млн руб.

Смотри также

Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика