По словам пенсионерки, федеральная налоговая служба и Сбербанк требуют с покойного мужа уплатить налог в размере 1957 рублей. Геннадий Александрович ушел в мир иной в январе 2012 года, однако в 2014 году, лежа в могиле, сумел получить доход в размере 15 тысяч 55 рублей 65 копеек. На этом настаивают Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области и местное отделение Сбербанка. В уведомлении за подписью и.о. заместителя начальника МИ ФНС № 19 Артема Куркина усопшего, «уклоняющегося от исполнения требований налогового органа», предупреждают об административной ответственности и о том, что его данные будут переданы в полицию.
Потрясенная вдова Геннадия Александровича написала в Сбербанк письмо, объяснив, что ее мужа уже четвертый год как нет в живых, приложила копию свидетельства о смерти. Из Сбербанка пришел ответ с глубочайшими извинениями, соболезнованиями и информацией о том, что, по уточненным данным, сумма налогооблагаемого дохода на ее мужа в 2014 году составила 0 рублей, сумма налога на доходы физических лиц 0 рублей. В банке заверили, что уточненные сведения будут предоставлены налоговым органам по месту регистрации. Казалось бы, на этом недоразумение можно было считать исчерпанным. Но вскоре Сбербанк вновь прислал покойному уведомление о заработках на том свете, образовавшемся долге и пригрозил санкциями. На этот раз Ирина Ивановна не выдержала и обратилась в редакцию: «Я человек в возрасте, мне при виде этих писем становится плохо, поднимается давление. Что это за бред и сколько нас можно мучить?!»
Мы обратились за разъяснениями в 19-е Отделение ФНС к тому самому Артему Викторовичу Куркину, который подписывал уведомления о «посмертном» долге. Начальник обещал разобраться в ситуации после письменного запроса, а на словах объяснил, что, по всей видимости, в налоговую не дошли сведения из загса о смерти гражданина. По словам Куркина, такое иногда случается, тем более что до 2014 года документооборот между загсом и налоговой службой был бумажным. Куркин предположил, что покойный в свое время брал в Сбербанке кредит и, поскольку не погасил его, то эта сумма была учтена как образовавшийся доход. Такой же точки зрения придерживается специалист кол-центра Сбербанка, ссылаясь на код дохода (4800) - это как раз кредит. Однако, по словам вдовы Геннадия Александровича, никаких кредитов при жизни он не брал. Разве что мог взять «в ином мире», если его паспорт не был уничтожен похоронной службой и впоследствии кто-то им воспользовался. Подозрения в этом косвенно подтверждают отсутствие задолженности покойного перед налоговой за 2012 и 2013 годы. Задолженность почему-то возникла лишь спустя три года после смерти.
Поскольку Сбербанк оказался настолько забюрократизированным, что одно его подразделение никак не может довести информацию до другого, специалист кол-центра посоветовал Ирине Ивановне еще раз обратиться к ним с заявлением. Однако измотанная и морально травмированная женщина заявила, что крайне устала заниматься этой перепиской и что впредь будет просто рвать на куски приходящие ей уведомления.
Наш корреспондент поинтересовался, часто ли у нас мертвые души облагаются налогом? Как знать, может, это явление носит вполне массовый характер? В Сбербанке и налоговой службе ответили, что такие «технические» ошибки случаются чрезвычайно редко.
Мнение:
Владимир Хорищенко, независимый юрист:
- У меня лично была такая ситуация, что налоговая служба 15 лет присылала мне уведомление об уплате налога на автомобиль, которого давно нет. В конце концов, я не выдержал, написал им письмо, ответа на которое не последовало. После этого я обратился в суд с иском к налоговой службе. Суд я выиграл, поэтому единственное, что можно посоветовать в таких случаях, - это обжаловать действия налогового органа в суде. Если у вас крепкие нервы, можно и просто игнорировать уведомления. Налог ведь приходит на имя покойного - пусть с покойного и взыскивают.