Выставка «Некрополь» открывает новые горизонты

04.12.2025

Борис Якушин: «Сегодня мы видим высокий профессионализм, а не просто красивую картинку

В этом году международная выставка-форум «Некрополь», ежегодно собирающая ведущих специалистов похоронной индустрии и смежных с ней отраслей, проходила не так, как обычно. Сменились и площадка проведения, и формат, и ориентиры для организаторов и экспонентов. Разговор с директором выставки Борисом Якушиным дает подробное представление о том, как «Некрополь» отражает сегодняшнее состояние отрасли и ее перспективы. 

IMG_0387.jpg
Борис Сергеевич Якушин на открытии выставки 27 ноября 2025 года


— Борис, вы можете назвать главные изменения, произошедшие с выставкой?  

— Если простым языком, то раньше стояла задача сделать все ярко, заявить о себе. И это, безусловно, играло свою роль до определенного момента. Но сейчас сильно изменились установки в обществе, и мы как организаторы это чувствуем и понимаем. Конечно, трудно было прийти к взаимодействию со всеми участниками выставки — чем больше экспонентов, тем сложнее диалог. В этом нам очень помогло сотрудничество с Союзом похоронных организаций и крематориев. Мы не стали разделяться как обычно: сначала форум экспертов похоронной отрасли «Некрополь PRO», который традиционно проводит Союз, а потом выставка «Некрополь». И объединились на одной площадке, что оказалось правильным решением: мы друг друга дополняли. 

В итоге в мероприятии участвовали более 300 специалистов из разных городов, и на открытии говорилось о нашем общем служении. Как сказал Павел Николаевич Кодыш, президент, который более двадцати лет возглавляет Союз похоронных организаций и крематориев: «Важно помнить, что каждая компания вносит вклад в сохранение национальной памяти и развивает социально-значимую сферу, где в центре внимания стоит человек».

IMG_0464.jpg
Павел Николаевич Кодыш приветствует участников выставки «Некрополь»


Мы работали с Союзом бок о бок, ориентируясь на реалии сегодняшнего дня. Мы взяли на себя организационные хлопоты. А вот с точки зрения этических норм, уместности, презентации себя — это была зона курирования специалистов Союза. Исполнительный директор Елена Андреева стала членом жюри конкурса «Золотая медаль», что позволило ей быстро войти в диалог с участниками выставки, советовать, на что им нужно обратить внимание, презентуя себя, что подчеркнуть, а какие вещи точно затрагивать не нужно. В итоге экспоненты больше делали упор на уникальность собственного продукта, на его инновационность, отличие от конкурентов и т.д. И сегодня на конкурсе мы видим высокий профессионализм, а не просто красивую картинку. Поэтому, если уж говорить про существенное отличие от предыдущих выставок, то в этом оно и заключается. 

Старт изменениям дан. Сначала решили одну задачу, а за два-три года придем к тому, чтобы экспоненты были мотивированы делать не только качественный продукт, но и презентовать его с точки зрения добросовестной конкуренции. Времена меняются, и условия конкурса меняются тоже, требуют обновлений. 

— Вот мы заговорили про конкурсы... А что случилось с конкурсом «Лицо отрасли» — он временно приостановлен или вообще исчез?

— Конкурс «Лицо отрасли» нужен, но мы, посовещавшись с экспертами и участниками, пришли к выводу, что со временем он стал больше про тщеславие. Задача участника — победить, а в чем его заслуга — не очень понятно. Вернее, понятно, что любой участник вносит свой вклад в отрасль, но требуется в первую очередь отразить социальный аспект, показать, что речь идет не про производство или экономику, а про значимость для общества. Так что будем вырабатывать новые критерии оценивания. 

IMG_0846.jpg
На форуме экспертов похоронной отрасли «Некрополь PRO» 

— Еще один конкурс — танатопрактиков — проходил в этом году в необычном формате...

— Да, конкурс проходил за закрытыми дверьми, в медучреждении, на кадавренном материале, а не на силиконовых манекенах, как раньше. Это событие уникальное, оно состоялось впервые в мире. И это при том, что у нас в России нет своего кадавренного материала. Этим конкурсом мы создали целый пласт того, что возможно, послужит стимулом для решения важнейших проблем в дальнейшем. В том числе и донорства.

Еще в прошлом году мы затрагивали тему донорства органов, чего не оценили некие медицинские деятели: «Как, похоронщики? Донорство? В такое время?» Не вдаваясь в суть, не разобравшись в чем дело, они свое негативное восприятие сформулировали как «похоронщики не имеют на это морального права». При том, что нас поддерживали уникальнейшие специалисты, и они до сих пор жалеют, что мы не провели мероприятие, посвященное донорству. 

Тем не менее, темой донорства нужно заниматься. Если сравнивать нас с другими странами, то мы на грани катастрофы. У нас не хватает доноров. На выставке «Некрополь» мы подняли проблему и предложили некоторые решения. И Музей мировой погребальной культуры в Новосибирске стал участвовать в программе донорства костного мозга. В 2023 году к нам пришла молодая девушка и заполнила заявку на вступление в Федеральный регистр. Через год ей сообщили, что ее генетический код совпал с данными ребенка, нуждавшегося в трансплантации. Вскоре состоялась операция, которая спасла жизнь восьмилетней девочке с лейкемией. 

Почему музей подключился к программе донорства? Потому что это площадка для посетителей со всей страны, расширение донорской карты. Это социально значимая функция.

IMG_2080.jpg
Борис Якушин с командой Музея мировой погребальной культуры 

— Я вижу, что на выставке появилась продукция с Z-символикой, статуи воинов в современной униформе...  Как еще сегодняшние события в зоне проведения специальной военной операции повлияли на отрасль?

— События оказали колоссальное влияние. Появилась не только новая продукция: воинские надгробия и их элементы (награды, головные уборы из камня и других материалов), венки, элементы декора... Изменения коснулись и церемонии прощания, которая стала более строгой и торжественной, в ней  присутствует государственная символика — важно понимать, что это прощание с героем. Специалисты по подготовке тел стали решать более сложные задачи, поскольку приходится работать в том числе с «Грузом 200». Если раньше во многих регионах не знали о существовании профессии танатопрактика, то сейчас такие специалисты появились в Белгороде, в Курске, в Ростове. Открытый гроб дает возможность провести полноценную траурную церемонию, по-настоящему проститься с близким.

Все более востребованной становится профессия церемониймейстера, которая помогает проводить церемонии прощания с достоинством и глубоким уважением. И не только похороны — поминальные даты, памятные дни, открытие памятников — все это сегодня сопровождается службой церемониала и звучит в новом прочтении.  

DSC07771.jpg

— На форуме многие участники выставки говорили, что оказывают помощь участникам специальной военной операции и их семьям. Как принимается помощь от такой специфической отрасли?

— Да, производители часто бесплатно помогают, предоставляя свою продукцию: санитарные мешки, гробы, памятники... Отправляют воинам гуманитарную помощь, медикаменты, сотрудничают с «Народным фронтом». У многих из нас одноклассники, друзья, родственники ушли на спецоперацию, так что это все делается не для пиара, а искренне, по душевной потребности. Многие даже не говорят о том, что помогают, делают это без огласки. Такая помощь принимается с благодарностью, без косых взглядов. 

— В отрасли появляется все больше интересных, передовых людей, которые ведут разговоры не только о качестве товаров и услуг, но и о миссии, о служении. Это вы задаете такой тренд?

— К сожалению, в отрасли много спорного, есть нечистоплотные личности, печальные прецеденты... Поэтому формирование добропорядочного образа похоронщика — это вопрос долгого времени, тем более, что отрасль молодая, ей всего лет тридцать. На советском пространстве что было? Практически ничего, два вида гробов. Сейчас это именно индустрия, и она не только про деньги, но и про культуру. И все больше людей хотят быть причастными не только к бизнесу, но и к чему-то большему, социально значимому. Мы просто отражаем этот тренд. 
 

DSC07776.jpg

— Как дальше будет проходить «Некрополь», какие перспективы? И как вы оцениваете выставку, которую только что провели?

— Мы благодарны площадке Main Stage за предоставленную возможность проведения выставки. Мы желаем ей успеха и надеемся, что «Некрополь» привлечет к площадке внимание и организаторов других выставок. В этом году из-за сложностей в организации мы сделали шаг назад по количеству экспонентов, но одновременно сделали и огромных десять шагов к качеству и к трансформации видения. Мы уходим в инновации, в социально значимые вопросы, тем самым расширяя свой горизонт.

Мы развиваем территорию диалога социальных коммуникаций. В рамках нынешнего форума затронули важный вопрос психологических аспектов сопровождения утраты, вопрос профессионального выгорания специалистов и способы профилактики, представляли просветительские проекты и обучающие программы. 

Сегодня к нам благосклонны медицинские учреждения, к нам примыкает огромное направление некрополистов, которое помогает сохранять мемориальное наследие. Ресторанный бизнес начинает осваивать формат поминальных трапезных. Так что в следующем году ждем представителей общепита как экспонентов, представляющих свои услуги. Также катафальный транспорт, который в этом году переживал затишье, уже подал заявку на следующий год. Клининговые компании относились к нам скептически, но я уверен, что скоро к нашей отрасли примкнет уже целое их направление. Развиваясь сами, занимаемся просветительством и даем развитие другим отраслям, и это взаимодействие ежегодно отражается на выставке «Некрополь». 

Беседовала Ульяна Тихонова.
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика