В 2025 году в рамках международной выставки «Некрополь» уже в четвертый раз прошел благотворительный конкурс для мемориальных дизайнеров «Сохраняя память». Дизайнеры должны были создать проект памятника, который будет установлен на месте захоронения известного артиста/артистки. Есть один нюанс: в жюри присутствует родственник усопшего, поэтому для конкурсантов важно не только показать своё мастерство, но и учесть пожелания семьи.
Оксана Норкина стала одним из двух победителей и получила право спроектировать памятник на захоронении актера театра и кино Олега Казанчеева. О чем волновалась победитель и как получилось, что на конкурс она приехала без готового проекта? Подробнее в нашем интервью.
— Расскажите о себе.
— Я работаю в мемориальной сфере с 2005 года. Я — художник-оформитель, гравер-станочник, мемориальный дизайнер, руководитель художественной мастерской «Грааль» в г. Верхняя Пышма Свердловской области.
За конкурсом «Сохраняя память» я наблюдаю недавно, с проекта Толоконникову [с 2022-го года — Прим. ред.]. Даже представить себе не могла, что через 2 года буду победителем этого наикрутейшего, фантастического проекта! Искренне — когда приняла решение участвовать в конкурсе — задачу победить перед собой не ставила. Была цель переступить через свои страхи и сомнения, попробовать силы в мемориальном дизайне.
— Как оцениваете памятники Владимиру Толоконникову и Нине Руслановой?
— Я искренне восхищаюсь этими работами! На мой взгляд, они талантливы и безупречны. Ощущение восторга усиливает осознание, что проекты воплощаются в жизнь на благотворительной основе! Низкий поклон и преклонение перед организаторами и спонсорами за создание такого благороднейшего, великодушного, честного и открытого проекта!
— В этом году году конкурс проводится для двух героев, для артистов театра и кино Виктора Проскурина и Олега Казанчеева. Почему для своей конкурсной работы вы выбрали именно Казанчеева?
— После ознакомления с техзаданием и понимания какие эмоциональные и функциональные задачи предстоит решать в воплощении идеи, решение было принято однозначно – Олег Казанчеев (надо признаться, неизвестный для меня ранее актер). А уж когда я ознакомилась с творческим путем, личностными чертами характера, ценностями, необычайной харизмой актера, то сразу же появилась в голове «картинка» в цвете и формах. Самой сложной была задача «стереть грань между мирами» (цитата из эмоциональных задач). В тот момент я как раз работала над проектом парня, Героя СВО, с позывным «Bird»( «Птица»), и у меня на столе перед глазами стояла птичка для этого проекта от талантливого скульптора по металлу Валерия Доценко. И тут меня осенило «Эврика!». Мне эту задачу помогут решить птицы!
— Сколько вариантов памятника вы сделали? Тяжело было выбрать между ними?
— Сама идея и вариант был один, но, перед самым конкурсом, расставляя приоритеты в решении важной эмоциональной задачи, я изменила размещение элементов мемориала, не меняя форму, размер и пропорции. Этот вариант я привезла с собой на «флешке» (это допускается по условиям конкурса). Но… что-то пошло не так, мой корректированный вариант с флешки не открылся, в итоге пришлось защищать проект некорректированный. По ощущениям это был прыжок с непригодным парашютом! И… парашют к моему изумлению раскрылся! Невозможно даже себе представить, что я почувствовала, когда при подведении итогов услышала свое имя! Земля просто исчезла из-под ног!
— Расскажите про организацию конкурса. Как происходила коммуникация с семьей, помогло ли вам это?
— Организация на высшем уровне! Чат для участников создали сразу же после объявления конкурса. Молниеносная обратная связь от Ирины Долженко на любой вопрос, и в любое время. Безусловно, мне очень сильно помогла в работе над идеей проекта открытость, искренность, душевность Анастасии, дочери Олега Алексеевича. Для себя отметила, как же сильно Анастасия похожа на своего отца не только внешне, но и внутренне
— Если не секрет, на что потратили выигрыш?
— На авторский каталог Ульяны Орел и кованую птицу от Валерия Доценко в память о прожитых восхитительных, безумно волнующих душу и незабываемых эмоциях.

