Вера Сальникова (г. Кострома) пришла в ритуальную сферу в 2018 году. За прошедшие годы она ни разу не пожалела о своем решении работать в такой сложной сфере. В настоящее время Вера организовывает и проводит прощания для умерших подопечных для АНО Дар времени, учредителем которой стала в 2020 году. Несмотря на занятость, Вера Сальникова всё равно решила участвовать в конкурсе на лучшего церемониймейстера.
— Вера, в чем для вас лично сложность работы церемониймейстером?
— Как будто напрашивается ответ, что сложность работы в тяжёлых эмоциях, которые приходится видеть и переживать вместе со скорбящими. Но я бы не назвала это сложностью. Это норма работы церемониймейстера. Мне кажется в эту профессию идут люди определённого склада характера, кто может «вывезти» и всё это горе переварить. Сложность иногда бывает в несовпадении. Например, когда есть пожелания близких умершего, а сотрудники ритуальной фирмы не понимают зачем эти пожелания выполнять. Вот тогда церемониймейстеру нужно побороться за выполнение волеизьявления. А если вся ритуальная команда работает заодно, значит и сложностей не будет
— Почему вы решили участвовать в конкурсе? Обычно туда идут люди, недавно пришедшие в профессию, которые хотят посостязаться, заявить о себе.
— Скажу больше. Два года назад я была в жюри этого конкурса. Тогда мысль о выступлении в качестве конкурсанта меня, мягко говоря, пугала. Не выиграть тогда было бы уязвимо. А в этом году я как будто-то доросла, была спокойная уверенность, что если не займу призовое место, моё самолюбие не пострадает. Моей целью было не выиграть, а показать какие могут быть прощания, немного пошатать шаблоны.
— Поделитесь с читателями «Похоронного портала» сколько этапов было в конкурсе. Какое задание далось вам легче сложнее всего?
— В конкурсе было пять этапов:
Визитная карточка. Нужно было рассказать про себя лично и про выбор униформы.
Чтение скороговорки. Её вытягивали как билет на экзамене, читали про себя, а затем вслух.
Творческий конкурс: чтение стихов, песня, танец, — всё, что угодно на выбор.
Решение казусной ситуации. Так же как со скороговорками, конкурсанты вытягивали билет, где была описана казусная ситуация, которая может произойти на похоронах. Например «Что делать, если в траурном зале выключили электричество». Нужно было быстро придумать решение, желательно оригинальное.
И последний этап, как мне кажется, самый важный — написание и чтение траурной речи. Речь мы писали заранее. Ещё в августе с помощью жеребьевки нам дали «легенды» кого мы будем провожать в последний путь. У меня была женщина 54 лет, доктор медицинских наук, которая погибла в автокатастрофе.
На сцене всё прошло по плану. Хотя, конечно, похороны и конкурс — это совершенно разные вещи, совершенно разные выступления. На конкурсе я волновалась больше, чем на похоронах.
— Вы следите за конкурсом много лет, скажите, как уровень конкурса меняется от года к году? Есть ли какие-то тенденции?
Конкурс прогрессирует, количество конкурсантов увеличивается. В этот раз в творческом конкурсе, в котором обычно было только чтение стихов, появились песни и театрализованные сцены.
Вера Сальникова и Борис Якушин
— Есть ли сейчас церемониймейстеры-«звёзды», которые активно ведут соцсети и набирают аудиторию?
— Два года назад, когда я была в жюри конкурса, я сказала, что все мы разные. Необходимо, получив основную базу знаний о профессии, сохранить или найти свою индивидуальность. Поэтому не нужно равняться на кого-то уже работающего. Чужой опыт может быть полезен, но свой опыт правильнее, даже если это будут ошибки. Разумеется, за обучением церемониймейстера я бы отправила в Новосибирский учебный центр, а дальше нужно ориентироваться не на «звёзд», а на внутренние ощущения. Только анализированием проб и ошибок вы построите себя как профессионального церемониймейстера.