Но есть традиции - общие для всех.
На 49 день после смерти проводится завершающий обряд (тараал). В этот день родственники приносят в дацан (буддийский монастырь) подношения и приглашают лам для совершения поминального обряда.
Считается, что именно в этот день душа усопшего обретает следующее рождение, поскольку для буддистов смерть - это не конец, а начало новой жизни.
Все, пришедшие в этот день в дом родственников покойного, угощаются рисом.
Отмечается также 100-й день со дня смерти и ее годовщины.
На 50-й, 100-й дни и последующие годовщины принято просить монашескую общину продекламировать традиционные тексты, читаемые на похоронах, посвящая их умершему. Такая декламация обычно проводится во время вечерней службы того дня, когда просьба была передана.
В эти дни также посещают монастырь вместе с семьей и друзьями для совершения поминальной церемонии.
Кроме того, в 100-й день принято:
● Подносить пищу и другие необходимые вещи членам монашеской общины;
● Сажать дерево в память об умершем с последующим произнесением традиционных текстов у посаженного дерева;
● Просить монахов прочесть проповедь, излагающую взгляд на смерть с точки зрения учения Будды;
● Принести прах умершего в монастырь и развеять его вокруг буддийской ступы (культового сооружения);
● Рассыпать некоторое количества праха на месте, где в память об умершем посажено дерево, и развеять оставшийся прах.
Уламбана - День поминовения усопших
Кроме поминовения конкретного умершего у буддистов существует праздник (напоминаем, у буддистов - смерть - не конец, а начало, поэтому - праздник), когда принято поминать всех усопших. Он носит название Уламбана.
Отмечается с 1-го по 15-й день седьмого месяца лунного календаря.
Считается, что 15 дней, пока длится праздник праздник, врата загробного мира открываются и души усопших (до семи поколений предков) посещают своих живущих родственников. Поэтому обряды праздника включают в себя три последовательных этапа: встречу душ умерших предков, их чествование и проводы.
На время праздника принято возвращаться в родные места и проводить его вместе с членами семьи. В первый день или накануне праздника все посещают кладбища, приводят в порядок могилы родственников и обязательно оставляют на них еду, а также кормят нищих и дают им милостыню. Для "встречи" душ предков вечером перед домом вывешивают и зажигают фонари, чтобы они освещали дорогу. Затем совершается совместная молитва всех членов семьи у домашнего алтаря, перед которым выставляются поминальные таблички с именами предков и жертвенное угощение (блюда, установленные местным обычаем, либо то, что любили покойные).
В храмах в дни праздника совершаются молебны о спасении душ всех усопших.
Поскольку Уламбана - праздник, то и отмечается он красочно, шумно и весело.
В последний день праздника совершается обряд "проводов" душ предков в загробный мир. Вечером повсюду вновь зажигаются фонари, чтобы осветить душам путь назад. Люди идут к берегу реки, озера или моря, опускают на воду зажженные бумажные фонарики, на которых пишут молитвенное заклинание и имя усопшего родственника. Плывущий по течению фонарик символизирует возвращение души в загробный мир.