Бизнес не для всех: как мама троих детей решила заняться производством… расписных гробов

13.05.2022
Бизнес не для всех: как мама троих детей решила заняться производством… расписных гробов

Мария Горбунова





Приветствую всех читателей и авторов vc.ru! Меня зовут Мария Горбунова, мне 37 лет. По образованию я бухгалтер, а в жизни — любящая жена, мама троих детей. И, в настоящее время, — владелец мастерской дизайнерских гробов Artcof. Да-да, вот такое вот необычное производство!







Моих знакомых немного шокирует, что я решила открыть именно такой бизнес. Честно скажу — это иногда шокирует даже меня саму: почему я с нуля, не имея опыта, зато имея кучу семейных и не только хлопот, всё-таки решилась заняться мастерской, да ещё в ритуальной сфере, которая считается очень консервативной и крайне специфической?






В своём посте я бы хотела рассказать о своём опыте:

● как мне пришло в голову заняться гробами (у меня именно мастерская, а не похоронное бюро);

● как происходит производственный процесс;

● с какими трудностями я столкнулась (от собственных страхов до проблем с рекламой).

Для большинства людей тема смерти и похорон до сих пор крайне табуированная. Возможно, даже более табуированная, чем десятки лет назад, когда в каждой деревне бабушки знали, что нужно делать с покойниками, как их отпевать и убирать, как вести себя родным. Это знание они передавали дочерям, те — своим. Смерть и её атрибуты были естественной частью жизни. А сегодня люди стесняются и побаиваются этой темы. Но я постараюсь рассказывать всё «как есть».

Как у меня появилась идея открыть мастерскую дизайнерских гробов?

Мысль об открытии собственного производства гробов возникла в печальный момент моей жизни. Два года назад умер мой свёкор — умный, талантливый, весьма интересный и неординарный человек. И нам с мужем хотелось найти что-то приличное, со вкусом. И вот тут мы столкнулись с тем, что все гробы были либо однотипные — фанера, ткань, «украшения» из жести (кресты, накладки), либо невероятно пышные, на грани с вульгарностью, с позолотой, какими-то — честно скажу — жуткими ангелочками, букетиками и венками, рюшечками-кружевами, кислотной обивкой. Ну или же, наоборот, с вычурными атрибутами «дорого-богато и перед людьми не стыдно».

Но нам не подходило ни то, ни другое. К тому же ценник на «элитные» гробы был совсем не щадящим. Свёкра мы похоронили в классическом гробу.

Здесь я сделаю одно важное отступление. Мой муж по профессии — дизайнер. И так сложилось, что и я сама, хоть и работала главным бухгалтером нескольких ивент-агентств (и, кстати, ни разу не уходила в декрет), всю жизнь была в окружении творческих людей. Например, моим первым местом работы была Студия Артемия Лебедева. Поэтому для меня очень важна эстетика во всём — и неудивительно, что мы с мужем хотели найти её и в смерти близкого человека, как бы странно это ни звучало.

И тогда у меня впервые промелькнула мысль: не пора ли изменить представление о том, какими должны быть похороны? По крайней мере, по части гробов. Не станет ли появление красивых, оригинальных, элегантных (но не вульгарно-пышных!) гробов началом трансформации традиционной удушливо-драматичной печали в светлую грусть? Чтобы люди могли отдать дань своим любимым, ушедшим в мир иной — среди которых много молодых, творческих, интересных людей — уважая их вкусы даже в момент прощания?

Воинствующий «совок» или безобразные кружавчики: что предлагает рынок ритуальных товаров сегодня?

Кому-то может показаться странной сама идея сделать оригинальный, дизайнерский гроб. Ведь наши похоронные традиции заставляют придерживаться намертво закрепившегося выбора:

1. Фанерный гроб с дешёвой вырвиглазной тканью, украшенный безвкусными кружевами и рюшами, который явно делался по принципу «всё равно ж закапывать»:




2. Гроб для тех, у кого есть деньги и/или какое-то особое чувство вины перед покойным, требующее компенсировать его самыми пышными похоронами цыганского масштаба — предельно вульгарные лакированные изделия, массивные и блестящие, как старый бабушкин комод:




Конечно, можно заказать гроб по индивидуальному дизайну, но это обойдётся в какую-то совершенно космическую сумму: хочешь проявить свой вкус? Изволь платить.

И практически совершенно нет третьего варианта — для людей со вкусом, с чувством прекрасного, с желанием проводить близкого человека в атмосфере светлой грусти (а не угрюмого, удушливого прощания, от которого всем становится невыносимо плохо). Именно отсутствие такого альтернативного варианта для современных, прогрессивных людей натолкнуло меня на идею открыть мастерскую.

Отношение людей меняется ко всему — и к процедуре прощания в том числе. И, когда я столкнулась с этим лично, поняла, что нужно не бояться перемен даже в табуированной сфере ритуальных услуг. Ведь гроб — это не просто коробка, это последний приют человека. И в каком-то смысле — центральный объект всего ритуала. Во многом задающий саму тональность похорон.




1. Похороны в стиле «Хоронили генсека, порвали два бояна»

2. Пышные «дорого-богато» похороны а-ля «Хороним Тупака Шакура»

3. Элегантный, изящный гроб, достойный похорон близкого человека

Сама по себе идея создать необычный гроб, конечно, не нова. Например, в Гане гроб в виде курицы — совсем не редкость. Или в форме мороженки.




В Европе и США тоже можно встретить гробы в виде бутылок, самолётов, с необычными принтами и т. д. Но всё-таки для нашего российского менталитета это, скорее, дикость редкость, и такие изделия производятся либо крайне редко на заказ, либо вообще не для продажи — а как оригинальная реклама для похоронных бюро.

Немного борьбы со своими демонами

После похорон свёкра я убедилась, что необходимо создать именно новое решение — красивые, можно даже сказать, современные гробы, которые не отталкивали бы людей своей эклектичностью. И, конечно, были бы более доступны по цене, чем «традиционно-элитные». Так начал зарождаться план по открытию мастерской…

Поскольку, как я уже говорила, тема смерти и похорон довольно табуированная, для меня самой реализация идеи виделась чем-то невероятным и странным. Но время шло, а идея казалась всё более осуществимой, и я понимала, что мне очень хотелось бы её претворить в жизнь.





Но поначалу я не могла поделиться этим даже с семьей — снова табу, снова было как-то странно начинать даже разговор. Однако спустя два года после смерти свёкра я поняла, что больше не могу оттягивать момент. Тогда оказалось, что я для своего бизнеса уже и название незаметно для себя придумала — Artcof (от «art» — искусство, и «coffin» — гроб). И тогда я поделилась идеей со своей хорошей знакомой Натальей (с которой мы уже очень успешно пересекались по рабочим вопросам). Она финансист, очень энергичная и деловая, настоящая селфмейд-бизнес-супервумен. Я решила: если она скажет, что это нелепо, и я сошла с ума, значит, надо оставить эту мысль навсегда.

Но она приняла мою идею «на ура», и мы решили действовать. Я наконец-то нашла в себе силы поговорить об этом с семьей. Муж неожиданно мою идею тоже одобрил (и даже начал подкидывать свои), а дети, пожалуй, удивились: ну ты, мама, даёшь! Моя мама согласилась одолжить мне денег на открытие (плюс я использовала личные сбережения и взяла кредит), и я начала готовиться к запуску мастерской.

Стало ли мне спокойнее, когда я решила наконец-то заняться мастерской Artcof всерьёз?

Вот честно — я была рада поддержке друзей и близких. И была готова действовать. Но с той самой минуты, как я поняла — всё, начинаем! — мне стало, наверное, ещё страшнее.

А что, если ритуальный бизнес — это сплошь криминал и бандиты, которые придут за мной? (об этом очень переживала и моя мама).

А что, если другие меня не поймут, и решат, что я СТРАННАЯ, раз занялась гробами?

А что, если у меня не получится найти нормальное помещение, работников, материалы, клиентов, вдохновение?


Производство дизайнерских гробов: от дерева до перевозки

Но для начала расскажу о том, что на текущий момент представляет собой моя мастерская.

Сейчас у меня нет большого производственного помещения, есть только собственно мастерская (производственный цех) и небольшой склад, где хранятся готовые изделия (все вариации можно найти на сайте Artcof).

Я заказываю готовые гробы из натурального дерева (экологичность и натуральность — это также крайне важные для меня аспекты). Заготовка представляет собой «коробку» без отделки.

Процесс у нас построен так: мы закупаем необработанные деревянные гробы, часть оставляем у себя в мастерской на роспись, а часть везем в покрасочный цех. У нас есть все выкрасы необходимых цветов, мастера заказывают нужный тон и красят. Дальше происходит внутренняя отделка. Для оптимальной настройки процессов было важно максимально стандартизировать модели. Мы выбрали одну форму гроба, ручки и отделку.

Вот так гробы готовят к покраске или росписи:



Вот так выглядит гроб на покраске:



Вот из таких канатов изготавливаются ручки (повторюсь: экологичность наших изделий играет для меня важную роль):



Иногда после завершения работы мы проводим профессиональную фотосессию (да, гробам она тоже нужна, как и любым товарам):



  Вот так выглядит готовый расписной гроб:

Когда все работы завершены, гроб обивается тканью с мягкой подкладкой и туда укладывается подушечка и одеяло.



Затем гробы очень тщательно и аккуратно пакуются и отправляются на склад. Мы очень бережно относимся к каждому изделию — ведь это штучная ручная работа:






В настоящий момент моя мастерская Artcof может производить 25-30 гробов в месяц, но при необходимости готовы увеличить мощности до 40-50 штук.

Узор для наших расписных гробов я подбирала сама: у меня было 15 паттернов, из которых после совещания с художниками мы оставили 6, из них в работу пошло 5 узоров. Мы сделали развертку гроба с узорами, напечатали в типографии и начали работать над ними. Для нашей модели бизнеса было важно, чтобы узор был не только красивый, но и позволял его воспроизводить точно и максимально быстро (насколько это возможно при ручной работе). Мы стремимся к производительности один расписной гроб в четыре дня, но пока уходит практически неделя на изготовление одной штуки.


Почему открыть мастерскую по производству дизайнерских гробов — это трудно?

Конечно, открыть любой бизнес, подготовить его, составить план развития — не конфетку съесть. Но всё же мастерская по производству гробов имеет некоторую специфику и связанные с ней сложности (часть из которых объясняется нашей «маленькостью», с чем я надеюсь в будущем справиться). С какими трудностями столкнулась лично я?


● Хранение

Сейчас у нас небольшой склад. И количество гробов, которые мы можем хранить для клиентов, пока ограничено. Тем более что натуральному дереву требуются особые условия хранения (влажность, температурный режим и т. д.).

● Доставка

Вопрос с доставкой в регионы для нас пока тоже остаётся открытым. Поскольку отправка одного экземпляра сильно увеличила бы стоимость изделия, мы рассматриваем варианты мелкооптовых поставок (что невозможно с частными клиентами по ряду понятных причин), а еще активно прорабатываем сотрудничество с похоронными бюро в регионах. Увы, в настоящее время работа транспортных компаний весьма нестабильна, и никто не знает, что будет завтра.

● Небольшая база дистрибьюторов

Вообще изначально я рассматриваю наш бизнес исключительно в рамках концепции b2b, при которой похоронные агентства и бюро заказывали бы у нас партии продукции, а потом сами уже занимались реализацией. Пока у нас не так много заказов — но мы и стартовали совсем недавно. Мастерская работает примерно полгода, и только в конце марта 2022 года мы запустили сайт. Впрочем, мы начали работать и по b2c-схеме, и уже работаем с частными клиентами из Москвы и Подмосковья. Пока наши клиенты (не считая частных лиц) — дистрибьюторы, частные похоронные бюро, которым очень понравился наш продукт, и они включили нашу мастерскую в «перечень нестандартных услуг». Подписано несколько контрактов, еще часть — на стадии переговоров.

Хочу отдельно отметить, что я рассчитывала, что нашими клиентами будут люди молодого поколения, более творческие. Но и среди старшего поколения нашлись те, кому пришлась по душе наша идея, кто покупал наши дизайнерские гробы.

Например, в начале апреля нам пришлось хоронить подругу бабушки. И мы предложили один из наших расписных гробов (немного опасаясь, как это будет принято старшим, более консервативным поколением). Но в итоге родные выбрали красный расписной гроб (на фото ниже), и он привлёк повышенное внимание людей на церемонии. Более того, к нам подходили агенты из бюро, задавали множество вопросов, обменивались контактами, — и так мы получили ещё несколько заказов.



● Персонал

Найти людей для обычной окраски гробов и отделки было не так сложно (как и поставщиков материалов). А вот с художниками возникли сложности — не все были готовы работать на росписи гробов. Сейчас у меня на производстве работают три человека. Но если дела пойдут хорошо, я надеюсь, что наш ассортимент и персонал увеличатся.

Кстати, в будущем я хотела бы заниматься не только дизайнерскими гробами, но и венками, и букетами для прощания. Ведь здесь живёт та же проблема, что и с гробами: жуткий пластик с вырвиглазными искусственными цветами занимает большую часть магазинов ритуальных принадлежностей.



И смотрится он некрасиво и дёшево, а про его вред для окружающей среды я вообще молчу. Так что в будущем я надеюсь, что ассортимент нашей мастерской пополнится и дизайнерскими букетами — такими же изящными, элегантными и благородными, как создаваемые нами гробы. И не только букетами, но и — в перспективе — ещё и дизайнерскими урнами для кремации. Планируем создать целую линейку. Еще всерьез задумываемся об открытии представительства в Сибирском Федеральном округе, хотим расширить зону охвата.

● Реклама и пути привлечения клиентов

Одной из самых неожиданных для меня трудностей оказались проблемы с рекламой — хотя я предвидела, что такой специфический товар и рекламировать будет непросто. Но эта тема настолько обширна, что я хотела бы рассказать о ней в отдельном посте.

Хочу заметить, что у нас есть поводы гордиться тем, чего мы уже достигли:

● Наша продукция не имеет аналогов в России. Да и в Европе мы вполне могли бы выдержать конкуренцию.

● Удалось создать налаженный цикл производства за сравнительно короткий срок (как я уже говорила, мы работаем около полугода).

● Гробы, которые мы предлагаем, действительно качественные и экологичные.

● Я могу смело сказать, что наши гробы — красивые: без вульгарщины, без натянутой пышности, за которой люди будто прячутся от своих негативных эмоций. То есть мы на 100% реализовали идею отказаться от «партийных» скудных гробов или, наоборот, украшенных как… ну, вы поняли, как что, и создать изящный элегантный гроб (доступный достаточно широкому кругу людей).




И — одна из главных причин, по которым вообще всё это начиналось — мы создали продукт, который несколько меняет само представление о концепции похорон. Который способен в тяжёлую минуту немного утешить близких усопшего, давая им понять, что они до последнего старались сделать для него всё самое лучшее и главное — соответствующее его духу.

***

Вот такой у меня длинный, но, надеюсь, интересный получился рассказ. Буду рада ответить на все ваши вопросы в комментариях — и подготовить второй пост о том, почему рекламировать гробы — это сложно (спойлер: не только из-за специфики товара).

Ну, и немножко прорекламирую себя и напомню, что посмотреть все наши предложения можно на сайте Artcof. А последними новостями и разными интересностями делюсь в нашем Телеграм-канале и в группе ВКонтакте.

Мария Горбунова          


vc.ru
                                                                                                   vc.ru — Википедия


«Боялась нарваться на бандитов». Как многодетная мама занялась производством расписных гробов
https://www.e1.ru/text/business/2022/05/13/71326223/

«Боялась нарваться на бандитов». Многодетная москвичка занялась производством расписных гробов
https://msk1.ru/text/business/2022/05/05/71305769/

«Боялась нарваться на бандитов». Как многодетная мама занялась производством расписных гробов
https://ngs.ru/text/business/2022/05/13/71326214/
Делясь ссылкой на статьи и новости Похоронного Портала в соц. сетях, вы помогаете другим узнать нечто новое.
18+
Яндекс.Метрика